Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно
13.02.2010Одним из вопросов, вынесенных на обсуждение межсоборного совещаний стал вопрос о дисциплине поста. О чем будет идти речь в обсуждении этого вопроса отвечает протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
- Отец Николай, какие вопросы предполагается обсудить в связи с дисциплиной поста?
– Вопрос о посте – это вопрос, практическую актуальность которого осознают очень многие: и епископы, и представители духовенства, и миряне. Вновь должен подчеркнуть, что, поскольку обсуждение вопроса в Присутствии еще не начиналось, могу говорить только о своих частных мыслях по этому поводу.
Та дисциплина поста, которая предписана в наших богослужебных книгах, представляет собой часть монастырского уклада жизни. Никто и не пытался составить хотя бы примерные указания о дисциплине поста для людей, живущих в миру. Попытки мирян, не подготовленных к этому их предшествующим церковным опытом, примерить на себя всю строгость монашеской аскезы, приводят зачастую к плачевным последствиям. Всякое же отступление от типикона нередко рождает у ревнителей – как правило, происходящих из неофитов – чувство вины и собственной «православной несостоятельности».
В монастыре особый уклад жизни, он весь подчинен ритму суточного круга богослужения. Время Великого поста – совершенно особое время в монастырской жизни. Отец Павел Флоренский писал, что первая седмица поста – это неделя в году, когда все на время становятся монахами. Это меткое наблюдение, в этом есть своя правда, хотя, конечно, практическое осуществление этой идеи далеко не для всех возможно. Те, кто как обычно должны каждое утро спешить на свою работу, выполнять свои ответственные обязанности, не могут по настоящему даже на неделю сделаться монахами, они не могут на это время отложить в сторону все проблемы, которые требуют решения, все иногда связанные с тяжелыми нагрузками дела, которыми приходится заниматься. Мамы маленьких детей не могут отложить свои нагрузки и заботы о детях. Существуют общие представления о возможных послаблениях, но они ни в каких церковных документах не зафиксированы.
Вопрос о выработке дисциплины поста для мирян стоял, между прочим, на повестке дня Святого и Великого Собора Православной Церкви, подготовка к которому продолжалась всю вторую половину ХХ века. Были сформулированы интересные предложения, как делегацией Русской Православной Церкви, так и представителями ряда других поместных Православных Церквей.
Известна статья покойного Патриарха Сербского Павла по этому поводу, в которой он писал о том, как можно было бы адаптировать правила поста для людей, живущих в миру. Мне кажется, мысли эти тем более ценны, что все знают, насколько лично аскетическим человеком был почивший сербский первосвятитель. Это довольно характерно для церковной истории: живущие строгой аскетической жизнью, всегда выступали за разумное применение церковных правил по отношению к остальным членам Церкви. Вспомним дискуссию о целибате клириков – известный случай, когда на I Вселенском Соборе именно авторитетный подвижник епископ Фиваидский Пафнутий выступил за то, чтобы не налагать бремен неудобоносимых на клириков Церкви.
Окончательного решения этот вопрос в ходе подготовки Всеправославного собора не получил. Возникли опасения, что любое видоизменение тех норм, которые уже зафиксированы в типиконе, будет воспринято некоторыми как отступничество от православного предания. Это обстоятельство, конечно, тоже нужно учитывать. Однако задача Церкви в данном случае заключается не в том, чтобы упразднять какие-то из норм, отраженных в ее предании, а в том, чтобы выработать ранее общецерковно не предлагавшиеся нормы для людей, живущих в миру.
Существует и вопрос о требованиях, которые следует предъявлять мирянам, желающим причаститься Святых Таин. Эта тема уже обсуждалась в последние годы на некоторых пастырских совещаниях и круглых столах, она широко дискутировалась и на различных интернет-форумах. Высказывались, на мой взгляд, разумные предложения, согласно которым меру воздержания, предшествующего причащению, следовало бы сообразовывать и с тем, насколько часто христианин причащается. Думаю, что и такие вопросы следовало бы внимательно проанализировать в рамках работы Межсоборного присутствия.
Записала Анна Данилова
Источник: Православие и мир
→ В одном из городов Тульской области отказались от сжигания чучела Масленицы как от языческого обычая
← Болеть или не болеть: священники об Олимпиаде