Исполнилось 85 лет со дня кончины уроженца земли псковской Святителя Тихона
08.04.20107 апреля 2010 года, в день Благовещения Богородицы, исполняется 85 лет со дня кончины Святителя Тихона, нашего земляка, который является красотой и славой нашей родной псковской земли.
19 января 1865 года в селе Клин Псковской губернии в священнической семье Беллавиных родился Василий. Ему суждено было стать первым после 217-летнего перерыва Патриархом на Руси. Детские годы он провёл в городе Торопце той же губернии, где его отец состоял священником. Быт семьи священника во многом схож с крестьянским: та же работа по хозяйству, те же заботы о хлебе, дровах, скоте.
С девяти лет мальчик начал посещать Торопецкое духовное училище, где обучали катехизису, священной истории, чтению по-русски и по-славянски, письму, арифметике, русской грамматике, латинскому и греческому языкам, церковному уставу и церковному пению. Окончив в 1878 году училище, Василий Белавин покидает отчий дом, чтобы продолжить учёбу в Псковской духовной семинарии.
Отец чувствовал великое предназначение Василия, однажды, когда лёг спать с сыновьями на сеновале, он ночью разбудил детей. "Сейчас я видел свою покойную мать, - сказал отец, - она предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, добавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрёт в молодости, а этот – будет великим". Сбылись все предсказания и о Василии. Его стали величать по всей России, да и по всему миру - Великим Господином.
По воспоминаниям протоиерея Рождественского, учившегося с будущим Патриархом в семинарии, Василий Беллавин был высоким, белокурым, с ласковым и приветливым характером, товарищи его любили и дали шутливо уважительное прозвище "Архиерей". Василий отличался искренней религиозностью, постоянными успехами в науках и всегдашней готовностью помочь товарищам, особенно в составлении и исправлении полюбившихся ему многочисленных сочинений. Другие псковские семинаристы спустя десятилетия вспоминали блистательные ответы молодого Беллавина на уроках, особенно по догматическому богословию, удивлялись его необычайной филологической памяти.
Истинная духовность и прекрасные способности помогли торопецкому юноше не только в числе первых учеников закончить семинарию, но и в том же 1884 году поступить в Петербургскую духовную академию, где он получил от товарищей новое, уважительное прозвище, оказавшееся пророческим, - "Патриарх".
В 1888 году со степенью кандидата богословия за сочинение "Кенель и отношение его к Янсенизму" Василий Беллавин вернулся в Псковскую семинарию, где начал преподавать основное, догматическое и нравственное богословие, а также французский язык. Поселился он на мезонине деревянного домика в тихом переулке возле церкви Николы со Усохи, где много передумал дум, пока, наконец, не утвердился в мысли пойти по жизни путём бесповоротного и ревностного служения РПЦ.
14 декабря 1891 года состоялось пострижение в монашество Василия Ивановича Беллавина. На этот обряд, нечастый в губернии, да ещё над преподавателем семинарии, бывшим её воспитанником, над человеком, которого многие хорошо знали, собрался чуть ли не весь город. Опасаясь, выдержат ли полы тяжесть народа (церковь находилась на втором этаже семинарского здания), специально поставили подпорки к потолкам в нижнем этаже. Новопостриженный инок получил имя Тихона, в честь Святителя Тихона Задонского. На следующий день в кафедральном соборе Пскова отец Тихон был рукоположен в сан иеродиакона, а в следующее архиерейское служение посвящён в иеромонаха.
В марте 1892 года иеромонах Тихон был переведён в город Люблин инспектором Холмской Духовной Семинарии, и уже в мае того же года - в Казань ректором семинарии, с возведением в сан архимандрита. Вскоре освободилось место ректора Холмской семинарии, и архимандрит Тихон получает его. Одновременно он несёт множество епархиальных должностей: благочинного монастырей Холмско - Варшавской епархии, председателя Холмского православного братства, председателя Холмского отделения епархиального училищного совета…
19 октября 1897 года в возрасте 33 лет в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Тихона в Епископа Люблинского, викария Варшавской Епархии.
- Когда-то, в дни ранней юности, - сказал он при наречении его во епископа, - епископское служение представлялось мне – да и мне ли одному! – состоящим из почёта, поклонения, силы, власти. Ныне разумею, что епископство есть прежде и более всего не сила, почесть и власть, а дело, труд, подвиг.
"Архимандрит Тихон, - вспоминает митрополит Евлогий, - был очень популярен и в семинарии, и среди народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было весело, приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, - и этот же путь он указывал и другим. В сане епископа он ещё больше углубил и расширил свою связь с народом и стал для Холмщины своим Архиереем".
Епископ Тихон понимал нужды своего разноплеменного края, и благодаря его опыту и дарованиям на Холмщине началось умиротворение народа, примиряющего и объединяющего всех не мерами запрета и угроз, а благодатным зовом доброго сердца.
Но не долго трудился епископ Тихон на родной земле, в 1999 его направляют на другой континент. За 8 лет служения в Америке Владыке Тихону удалось очень многое: были учреждены 2 викарства – Аляскинское и Бруклинское, открыты духовные семинарии, выстроен новый собор в Нью-Йорке, число приходов возросло с 15 до 75; в Чикаго, Бруклине, в больших и малых городах США и Канады открывались всё новые православные храмы, всё чаще звучала русская речь.
В 1907 году Архиепископ Тихон был отозван в Россию. Его ждала Ярославская епархия. 24 января 1914 года Владыку переводят на Литовскую кафедру, а ещё через полгода пробил час великих испытаний – началась первая мировая война, беспримерная в истории по числу жертв. Тяжелейшее служение выпало на долю Архипастыря Литовской епархии. Удовлетворение религиозных нужд фронтовых частей, нравственная поддержка солдат и офицеров, врачебная помощь и широкая благотворительность имели в лице Владыки Тихона горячего вдохновителя, опытного руководителя и бескорыстного дарителя. Он всё время в дороге: освящает лазареты, совершает молебны в них, обходит тяжелораненых, выступает с успокаивающими словами перед беженцами.
Настал 1917 год, знаменательный в России не только двумя революциями, но и восстановлением после 217-летнего перерыва Патриаршества. 29 июня жители Москвы вышли к Спасским воротам Кремля встречать своего нового Архипастыря свт. Тихона и принять его первое благословение. Новый Владыка явился необычно – не единоличным назначением верховной царской власти, как это было прежде, а избранием представителями духовенства и мирян всей епархии.
Мечта о русском Патриаршестве была на Руси всегда. Даже уничтожение Императором Петром I в 1700 году Патриаршества не смогло её искоренить. Заговорили же в полный голос о Соборности и восстановлении Патриаршества с начала XX века, века растерянности и раздора, и с особой настойчивостью после событий 1905 года. Февраль 1917 года и уничтожение в России монархии ускорили решение о выборе Первоиерарха Русской Церкви. 5 июля 1917 года, после новых волнений и вновь пролившейся крови на улицах Петрограда, Святейший Синод постановил немедленно созвать Поместный Собор РПЦ.
15 августа 1917 года состоялась торжественная церемония открытия Собора. Но за окнами, на московских улицах становилось всё тревожнее. В городе не работали водопровод и канализация, бастовали заводы, стояли трамваи. Рядом с епархиальным домом на Сухаревке винтовку с патронами можно было купить за 70 рублей. Вскоре в городе начались перестрелки, и каждый день мог стать последним и для заседаний Собора, и для его членов.
Патриарха должны были избрать из трёх кандидатур одни епископы. Но они отказались от своего права, решив положиться на Господа. Было решено по апостольскому примеру бросить жребий. И вот, 5 ноября 1917 года по окончании Божественной Литургии и молебна из 3 кандидатов был избран новый Патриарх.
Избранник понял, что ему, как и всей Церкви, предстоит вступить на путь мученичества. Но 5 ноября 1917 года в его словах немногие увидели пророчество. Его слова поняли чуть позже, в тюрьмах, ссылках, на краю поспешно вырытых могил, возле осквернённых мощей, разрушенных алтарей, трупов замученных за православную веру братьев и сестёр. Вот что сказал Владыка в день своего избрания: "Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: "Плачь, и стон, и горе", и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придётся глотать слёз и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжёлую годину! ….Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни".
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября 1917 года, в Успенском соборе Кремля состоялась торжественная интронизация Патриарха Тихона. Ежедневно, ежечасно к Патриарху поступали сведения о разграблении церквей, расправах над священниками. Церковь, как раньше, уже не могла стать на защиту своего народа, она просила защиты у народа. Защиты от "Декрета об отделении Церкви от государства" и его рьяных исполнителей. "Доселе Русь была святой, а теперь хотят сделать её поганою", - ответил Священный Синод на декрет о "свободе совести", точнее – о свободе воинствующего безбожия, который стал государственной политикой.
Десятки, сотни писем разосланы Первоиерархом в суды, комиссариаты и комиссии в защиту конкретных людей. Некоторые просьбы Патриарха удовлетворяли, но чаще сдавали в архив, не удостоив Главу Русской Церкви ответом.
…Через некоторое время пришло сообщение о расстреле Царской семьи. Понимая, что жизнь Заступника Русской Церкви находится в опасности, Соборный совет посоветовал ему скрыться за границу, чтобы не повторить конец Императора. "Бегство Патриарха, - ответил, улыбаясь, Святитель Тихон, - было бы на руку врагам Церкви. Пусть делают со мною всё, что угодно".
Прошло несколько месяцев, и ещё тяжелее стало положение Тихона. Его держали под домашним арестом, круглые сутки приставленные красноармейцы, неоднократно оскорблявшие его и хозяйничавшие в его помещении, как у себя дома. Сотрудники ЧК почти ежедневно устраивали допросы Патриарху, Советская власть наложила на него контрибуцию в сто тысяч рублей и лишила продовольственного пайка, пыталась оболгать, вскрывая письма и узнавая адреса, откуда поступили денежные переводы.
В это же время в стране умножались беззакония, и кровь лилась рекой: Киевский Митрополит Владимир (Богоявленский) избит, ограблен и расстрелян. Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон повешен на царских вратах церкви Митрофаниевского монастыря. Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, прославившегося миссионерской деятельностью в Японии, отрезав уши и выколов глаза, долго водили по улицам Перми и, наконец, утопили в реке. Архиепископ Черниговский Василий и Пермский викарный епископ Феофан были схвачены и расстреляны. В Тобольске замучили архиепископа Гермогена, в Свияжске умертвили, привязав к хвосту лошади епископа Амвросия, в Самарской губернии епископа Исидора посадили на кол, предав мученической смерти. Медленно убивали епископа Никодима, расчётливо ударяя по голове железным прутом. Ревельского епископа Платона обливали на морозе водой, пока не превратили в ледяной столб...
7 апреля 1925 года свт. Тихон отошёл ко Господу, сумев своим авторитетом и глубоким смирением сохранить Русскую Церковь, а в 1989 году, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, он был канонизирован как Святой Исповедник, возглавивший весь огромный сонм Новомучеников и Исповедников Российских.
Источник: ПАИ
→ Лжесвященники все еще остаются проблемой и для Церкви, и для общества
← В Смольном соборе совершена Божественная литургия