Россияне тратят миллионы долларов на возвращение в Россию икон, вывезенных из страны в течение ХХ века
05.02.2008Российские бизнесмены в последние годы с нарастающей активностью стали тратить огромные средства на выкуп и возвращение в Россию икон, вывезенных из страны в прошлом веке эмигрантами и теневыми экспортерами предметов искусства.
По словам специалиста по иконам лондонского дома "Christie's" Марии Пафити, на аукционах за иконы и предметы религиозного назначения в 2007 году было выручено 14 млн. долларов, что практически в 100 раз превышает аналогичную сумму от 2005 года.
При этом 70% покупателей оказываются россиянами. И "Christie's", и "Sotheby's" сообщают, что годовой товарооборот от продажи произведений русских мастеров исчисляется десятками миллионов.
"В России началась волна патриотизма, – говорит 68-летний Михаил Елизаветин, сделавший состояние в строительной индустрии, а ныне обладающий одной из лучших в России частных коллекций икон. – Люди гордятся тем, что возвращают эти иконы на родину. Я говорю не о спекуляции иконами, а о подлинном чувстве гордости за свою страну. Многие люди реагируют на этот вид искусства искренне, чистосердечно".
Четыре месяца тому назад, сказал Елизаветин в интервью, он заплатил некому частному коллекционеру из Швейцарии без малого 1,5 млн долларов за икону XIV века "Сошествие во ад". Он также сообщил, что полгода назад купил в Берлине целое частное собрание – 110 икон – за "много миллионов", как он выразился.
Для некоторых россиян иконы, особенно написанные до начала XVII века и не испытавшие на себе влияния западных мотивов, являются самой подлинной формой русского искусства.
Также особенно ценятся иконы, написанные по заказу последних царей и их семей. Владение такими иконами отлично гармонирует с обновленными националистическими настроениями и склонностью отождествлять себя с религией, которые свойственны элите в путинской России.
"Икона – самое ясное выражение души Древней Руси, – говорит Надежда Бекенева, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. – Это замечательно, что наши бизнесмены возвращают в Отечество наши богатства".
Михаил Абрамов, тоже строительный магнат, говорит, что религиозность проснулась в нем три года тому назад, когда ему исполнилось 40 лет и он сколотил свое состояние. Он начал коллекционировать иконы вначале для того, чтобы держать их у себя дома.
Два года назад, когда в собрании насчитывалось без малого 400 икон, Абрамов открыл частный музей – сегодня это распространенный шаг среди российских магнатов (Елизаветин также планирует открыть частный музей для экспонирования своего собрания).
"Мне делают массу предложений, но я считаю, что не имею права их продавать, – сказал Абрамов. – Они принадлежат России".
В марте Третьяковская галерея проведет выставку собраний Елизаветина и Абрамова. Она будет называться "Возвращенные сокровища".
Между тем бум на этом рынке породил множество умелых изготовителей подделок, которые ретушируют примитивные по манере живописи, но старинные иконы, придавая им сходство с шедеврами.
Дело осложняется еще и тем, что некоторые с виду древние иконы оказываются подделками, изготовленными на рубеже XIX-XX веков, когда также процветал такой вид мошенничества на черном рынке. По словам искусствоведов, отличить подделку XIX века от оригинала XIV века порой бывает крайне сложно.
фото cirota.ru
Источник: Интерфакс-религия
→ РПЦ: Американцы оправдывают Иуду и предательство
← К дню памяти покровительницы "северной столицы" написана кантата "Ксения Петербургская"