Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

В Чувашии задержан подозреваемый в краже церковной утвари на полмиллиона рублей

23.06.2010

В Чувашии задержан подозреваемый в краже церковной утвари на полмиллиона рублейВ Новочебоксарске стражи порядка раскрыли крупную кражу, совершенную из церковной лавки на территории местного собора.

Вор проник в храм во время вечерней службы 19 июня и спрятался в лестничном пролете между этажами, сообщает пресс-служба МВД республики.

С наступлением темноты, когда храм закрыли, злоумышленник взломал замок церковной лавки и похитил серебряные и позолоченные цепочки, крестики, именные иконки на общую сумму около 500 тыс. рублей. Не погнушался он и монетами, оставленными в качестве пожертвований.

Храм не охранялся, на некоторых окнах не было даже железных решеток.

Следственно-оперативная группа установила личность подозреваемого в течение нескольких часов. Им оказался 42-летний уроженец Чебоксар, ранее неоднократно судимый за кражи. Сейчас он заключен под стражу.

"КЛЮКВЕННИКОВ" СТАЛО БОЛЬШЕ

Как ни чудовищно это звучит, но кражи в самых святых и дорогих сердцу местах стали обыденностью. Отчего люди бывают неблагодарными по отношению к крестившей их церкви, Бог весть. Без чести и совести, они шарят в наших карманах во время богослужений, тащат церковную утварь, обирают могилы. Сводки происшествий изумляют: сегодня на территории бывшего СССР церкви вычищаются с поистине большевистским размахом. В Молдавии и на Украине, в Казахстане и России тащат все - от мелочевки до крупногабаритного инвентаря и икон.

Для православных ценность святых образов измеряется не деньгами, а совершенно другими мерками, духовными: иконы за много лет намолены слезами страждущих и благодарных, в них неодолимая сила. Поэтому любое поругание святыни - это оскорбление религиозных чувств прихожан. На Руси святотатей (воров, попавшихся на краже церковного имущества) хоронили за кладбищенской оградой наравне с самоубийцами. А при жизни ограбивший дом божий человек отлучался от церкви на 15 лет.

Увы, сегодняшних татей не пугают даже внушительные тюремные сроки. Кстати, "настоящие" воры безбожный промысел не жалуют и презрительно называют грабителей храмов "клюквенниками". В колониях, где все чаще открывают комнаты для молитв и часовни, таким плюют вслед. Но "клюквенников", увы, меньше не становится.

Во Владимире в Успенском соборе прямо во время службы некий молодой человек подошел к алтарю и взял икону Господь Вседержитель в окладе. Зашел за колонну, вынул образ из оклада, сунул его под куртку и спокойно вышел. Так же дерзко другой злоумышленник снял триста граммов золотых украшений с иконы великомученика Пантелеймона в томском Богоявленском соборе. Золото жертвовали прихожане, избавившиеся от болезней и недугов благодаря православному святому целителю.

В Опеченском Посаде под Новгородом восстановили церковь Успения Божией Матери, где била поклоны Екатерина Вторая. Для нового иконостаса люди приносили домашние образа. Только-только привели храм в порядок, как его обокрали. Местные, посадские. Похитителей нашли, а имущество - нет: успели пропить в мгновение ока.

Ну а в соседнем Новгороде ночью сняли с храма только что уложенную крышу - это, согласитесь, размах!

В Москве в одном из храмов Замоскворечья настоятель снял и спрятал в сейф старинные лампады, заменив их современным новоделом, - от греха подальше, ведь о кражах церковной утвари все чаще рассказывают в новостях. У ворот объявление: "Требуется сторож". Что поделаешь - такие настали времена.

Если в сельском храме все прихожане друг друга знают и чужой человек сразу привлекает внимание, то церковь в центре столицы на треть, а то и наполовину бывает заполнена случайными людьми: прохожими, туристами или любопытными. Карманного вора-щипача в этой разношерстной толпе вычислить непросто. Да и кто будет этим заниматься? Милиция у иконостасов посты не выставляет, а у многих людей еще сохранилось твердое убеждение, что храм - едва ли не самое безопасное место на земле. Так ли это?

Староста той же замоскворецкой церкви Виктор Владиславович (он попросил не упоминать ее название) говорит, что воровство в храме давно не редкость: "Я слышал от коллег, что даже жертвенные кружки выламывают! Ну а у нас, бывает, карманники работают прямо во время службы. Вытягивают кошельки, уносят сумки, которые прихожане отставляют в сторону.

Люди приходят в храм с легким или тяжелым сердцем, чтобы поговорить с Всевышним. Такое общение требует сосредоточенности. Понятно, что в этот момент душевного настроя на возносящуюся молитву они меньше всего думают о сохранности личного имущества. Проходимцы этим пользуются и наносят свой подлый удар.

В здешней церковной лавке продается брошюра "Азы православия". Раздел "Поведение в храме" начинается со слов: "Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий".

Жуликов, однако, этим гневом не напугать по одной простой причине: все они - безбожники. Иначе заповедь "Не укради" знали бы назубок.

"Не так давно, - продолжает Виктор Владиславович, - вор ухитрился проникнуть на хоры и унести сумку одной из певчих. Вы представляете, с каким настроением обокраденный человек выходит из церковных врат?!"

Сейчас почти в каждом храме на входе висят объявления: граждане, не оставляйте личные вещи без присмотра! Но люди по-прежнему верят, что в этих стенах они находятся под надежной божественной защитой.

Помимо ловкачей-карманников в церковь зачастили разного рода проходимцы. Одни предлагают отреставрировать храм за соблазнительно небольшую сумму, но с одним условием: стопроцентная предоплата. Другие - и их большинство - просто клянчат деньги, выдумывая порой фантастические предлоги.

"Однажды ко мне пришел молодой человек, которого будто бы обокрали на вокзале, - вспоминает староста. - Дайте, мол, денег позвонить родным в Хабаровск. Я ему показываю на телефон: звони, мы оплатим. Нет, говорит, из церкви звонить неудобно, вот если бы мне рублей пятьсот пожертвовали! Такой деликатный..."

Схваченное за руку ворье, бывает, скалится: "А что? Бог велел делиться!" Неудивительно: у них были такие же циничные предшественники, которые сначала на горе всем буржуям реквизировали личное имущество, а потом взялись за Церковь. Разрушали храмы, а бесценную утварь переплавляли на драгметалл или сплавляли зарубежным барыгам вроде американского миллионера Арманда Хаммера. Да, этих орлов давно уж нет, но ведь сколько осталось после них воронья...

Несколько советов:

Отправляясь на службу, старайтесь не брать с собой кошелек и вообще лишние вещи. Возьмите денег не больше, чем обычно расходуете в храме. Старики часто носят в кошельках важные документы, рецепты, квитанции. Лучше оставьте все это дома.

Поскольку мы просим выключать мобильные телефоны, подумайте: может быть, идя в церковь, обойдетесь без них?

Подходя к святыням, не оставляйте сумки на попечение незнакомых людей, какими бы благообразными они не выглядели. Избегайте тесноты: воры, протискиваясь к алтарю, успевают обшарить не один карман.

Не стесняйтесь указывать на подозрительных людей церковным служащим, но соблюдайте деликатность: вы все-таки находитесь в храме.

Источник: Интерфакс-Религия

 → Петербургские "молодогвардейцы" проведут митинг в защиту семейных ценностей

 ← Богослужебные книги в Италии может заменить новый планшетный компьютер



Все события