Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Нам нужна история успехов русского народа»

03.09.2011

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Нам нужна история успехов русского народа»Известный пастырь об инициативе Президента по введению в школе уроков «Истории жизненного успеха» …

Как сообщалось ранее, Президент России Дмитрий Медведев намеривается призвать российских долларовых миллиардеров проводить в школах уроки на тему «История жизненного успеха». «Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах», заявил Медведев 31 августа, на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики. Мы попросили прокомментировать неожиданную инициативу главы государства известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова.

Достаточно неожиданная и удивительная идея, тем более что она имеет определенный идеологический подтекст. Ведь в ней сформулирован конкретный критерий понятия «жизненный успех». Это по Медведеву «состояние, которое начинается, скажем, от миллиарда долларов» и выше. В этой идее именно деньги являются целью и содержанием «жизненного успеха». Т.е. жизнь удалась, если у тебя есть миллион. А если нет – жизнь прожита зря. Подобных идей «жизненного успеха» на Руси ещё не высказывали. А поэт Некрасов мучился вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?» Теперь главный вопрос нашего бытия «что делать?» решен раз и навсегда.

Здесь впору вспомнить и Достоевского, который побывав в Европе и увидев там, что «жизненный успех» европейца основан на миллионе, спрашивал: «Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно».

Видимо, глава государства проговорился и высказал своё нравственное кредо.

Это очень печально, поскольку примеры «жизни замечательных людей» последних десятилетий с подобным «жизненным успехом» могут только окончательно деморализовать наше общество. Понятно, что все никогда не смогут стать олигархами. Призывать следовать по их стопам – это значит как раз обрекать людей на заведомый «неуспех» и «неудачу». У нас до сих пор не дана нравственная оценка «жизни и деятельности» простого олигарха и цена его миллионов. Но очевидно, что стать богатым в 90-е годы можно было только переступив моральные понятия, отрицая понятие совести, забыв заповедь Божию о любви к ближнему.

Сама постановка вопроса «учить на примере других», безусловно, имеет смысл, ибо на этом основана педагогика. Всегда учатся на примере своих предков и современников, детям как раз и не хватает такого идеала. Уже сколько раз употребляли формулы «брошенное поколение», «потерянное поколение», «поколение без идеала». Видимо, идея нового предмета и является попыткой ответа на эту проблему. Но неужели у нас нет и не было более достойных примеров для подражания? Почему мы не вспоминаем историю Государства Российского? Почему забыты наши великие предки, которые действительно достигали великих успехов в жизни, причем их успех не был отделен от успеха народа и Отечества?

Думаю, что идея урока «История жизненного успеха» рождена тем, что у нас история России зачастую преподносится как «история города Глупова». И, естественно, что в таком виде она не является для наших школьников источником вдохновения и подражания. Но думаю, что на самом деле надо вводить не предмет «история жизненного успеха», а подумать о положительном преподавании истории нашего народа. В ней есть колоссальные образы и фигуры, которые действительно с нуля достигли того, что сейчас называют «жизненным успехом». Это и Семен Дежнев, казак, который, по сути, присоединил Дальний Восток к России, и Михаил Ломоносов, пришедший в Москву из Архангельска в лаптях и ставший одним из основателей Московского университета. Это и русские первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен и Лазарев, это и великие полководцы Суворов, Нахимов, Ушаков. Это и наши Государи, которые достигли действительно великих успехов в созидании нашего Отечества во главе народа и вместе с народом, а не отдельно и не в ущерб ему. Это и ученые - Менделеев, Попов, трудившиеся во славу Отечества. А разве Гагарин не достиг ли вершин жизненного успеха?! Все они не были миллиардерами. Поэтому нам нужен в школе предмет «история успеха русского народа», и тогда не понадобятся эти надуманные, вымороченные предметы, которые ничего, кроме антиидеала и антиобраза человека, привить не смогут. Не нужно изобретать новых героев в стране с тысячелетней историей, а нужно открыть наши исконные ценности и образы, которые обладают колоссальным духовным потенциалом. Если бы наши школьники знали наших подлинных национальных героев, то и не было бы потребности в доске почета для олигархов.

Источник: Русская народная линия

 → Христиане в Индонезии ради примирения решили взять под охрану молитвенные места мусульман

 ← Со "злыми бабушками" в православных храмах сталкивался каждый десятый россиянин - опрос



Все события