Казачество – «кость от кости и плоть от плоти» русского народа
12.10.2011Православные священнослужители о необходимости возрождения казачества …
Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, возглавляющий синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, считает казаков отдельным народом и призывает вернуться в перспективе к использованию казачества для охраны государственных границ, а также для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, сообщает Regions.Ru.
«Казачество всегда было второй силой наравне с регулярной армией в России, и теперь постепенно нужно к этому возвращаться», - заявил епископ в интервью, которое публикует газета «Православная Осетия». Для этого, по его словам, казаков следует поддержать на государственном уровне и обеспечить землей.
Отметим, что этим летом полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также предложил наделить российских казаков землями, которые находятся в федеральной собственности.
Противники планов по возрождению казачества обычно отмечают, что наделение казаков землей и использование казачества в военных или полицейских целях создаст незаконные привилегии по сословному принципу. Однако если казачество получит статус народа, проблема будет выглядеть иначе.
Тем временем ситуация становится все более сложной. Сельская Россия вымирает, и ее заселяют мигранты, огромные территории выпадают из правового поля и контролируются этническими бандами или местными цапками, агропром разрушается. 18 июля министр регионального развития РФ Виктор Басаргин на встрече с участниками молодежного форума «Машук-2011» в Пятигорске сообщил, что свыше 3 тысяч российских населенных пунктов за прошедший год прекратили свое существование из-за оттока населения в административные центры. Подобные цифры уже давно никого не удивляют и не впечатляют.
В разное время предлагались разные варианты решения этой проблемы: от программ по поддержке молодых специалистов на селе до переселения безработных жителей Северного Кавказа с выплатой подъемных. При этом есть люди, готовые осваивать земли, возрождать село и поддерживать порядок, но они пока лишены государственной поддержки.
«Не стоит ли привлечь казаков к освоению пустующих российских земель? Следует ли признать казачество отдельным народом?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями считает, что идея раздачи земли казакам неплоха. «У нас сегодня действительно сложилась такая ситуация в селе, что народу для выживания надо попросту дать возможность не только нормально жить и работать на земле, но еще и охранять ее. И если казаки на это способны, то почему бы не позволить им это», - говорит священник.
«А вот с идеей о казаках как отдельном народе я не согласен. Они все-таки являются частью нашего общего русского народа», - добавил отец Александр.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине знает эти вопросы не понаслышке: «Я занимался в свое время проблемами казачества, и хочу сказать, что любые призывы к признанию их отдельным народом всегда кончались дурными спорами. Никогда казачество не выделялось в качестве отдельного народа, этноса, хотя внутри русского народа они и стоят особняком».
«А вот заселять земли казаками можно и нужно, но здесь нас ждет другая проблема: может начаться процесс вхождения в казачество людей, которые отношения к нему никогда не имели, этой нишей воспользуются люди маргинального уровня», - предупреждает священник.
«Если же говорить о привлечении казаков к защите наших границ, то в таком случае им надо предоставить определенные привилегии. Когда-то казаки исполняли эти функции и довольно успешно, почему бы не повторить этот опыт», - согласен с епископом отец Александр. – «К тому же привлекать казаков именно на пограничных рубежах – это вполне обосновано, а в качестве оплаты их можно как раз наделять землей».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также одобряет идею наделять казачество землей. «Казачество нужно возрождать в лучшем виде - через возрождение традиций. Это благое дело. Казак - это в первую очередь конный воин, охраняющий границу. И в тех горных районах, например, где проходит граница, и от техники мало пользы, казаки будут незаменимы», - сказал он.
«Что же касается выделения казачества в отдельный народ, то с этим должны разбираться ученые и специалисты. Я же могу только сказать, что мой прадед был казаком, но я себя не чувствую инородцем. Для меня русский народ родной», - добавил отец Александр.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, также напомнил, что исторически казаки всегда охраняли наши рубежи.
«И я знаю, что некоторые наши соседи из бывших союзных республик выступают резко против, чтобы границы с ними охраняли именно казаки, потому что помнят, что с ними шутки плохи», - сказал он.
«Если бы удалось сочетать охрану границ с освоением заброшенных земель, то было бы очень хорошо. Самое главное, чтобы это было настоящее православное казачество, а не ряженые», - добавил отец Сергий.
«Но я бы не выделял казаков в отдельный народ. Это, скорее, особая социальная группа, выражаясь условно и не очень удачно – своеобразная каста со своим жизненным укладом. Но это все наши, русские люди. Другое дело, что не каждый может назвать себя казаком. Это определенным образом воспитанные и подготовленные к несению службы люди, живущие по определенным правилам – по особому уставу», - считает протоиерей. «Безусловно, возрождение православного казачества – дело очень хорошее», - заключил он.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, также полностью поддерживает движение за возрождение казачества. «Но я считаю, что казаки это все-таки часть русского народа. Просто это, прежде всего, воины, защитники рубежей Отечества. И если их наделять землей, то, конечно, в приграничных районах», - сказал он.
«Исторически казачество и формировалось как воинское население пограничья. Именно в этом его специфика. Вера у нас одна – православная. И язык у нас один. У казаков это разновидность великорусского языка с яркими диалектными особенностями. А по этническим корням это выходцы и из центральных районов России, и из Малороссии, и из малых народов, но это "кость от кости и плоть от плоти" русского народа», - считает отец Мелетий.
Источник: Русская народная линия
→ Пребывание в Санкт-Петербурге пояса Пресвятой Богородицы
← В Церкви предлагают молодежи самой найти правила общежития со сверстниками других национальностей