"Молодые, умные, православные..."
06.03.2008Авторы "молодежной доктрины" призывают учиться и рожать детей - вслед за Мамоновым.
В рамках XII Всемирного русского народного Собора в Свято-Даниловом монастыре 21 февраля состоялось обсуждение "молодежной доктрины", о существовании которой сообщалось еще до начала Собора.
Митрополит Кирилл (Гундяев), проводивший этот круглый стол, поспешил заверить, что представленная публике доктрина "не является соборным документом". Тем не менее его появление и обсуждение стало одной из главных новостей на ВРНС. Чтобы выяснить, что это за доктрина и какое отношение она имеет к Русской Православной Церкви, корреспондент "НГР" побеседовал с одним из ее авторов историком Вадимом Венедиктовым.
- Вы принимали участие в подготовке текста "молодежной доктрины". Не могли бы вы немного рассказать о ней?
- Из десяти авторов и членов редколлегии доктрины "Молодое поколение России" я являюсь самым молодым и отношусь к тому поколению, которое принято в Германии именовать "молодыми взрослыми". Это те люди, которым еще нет тридцати лет. Над текстом доктрины трудились сорок два человека (авторы, эксперты, консультанты).
Можно сказать, что "Молодое поколение России" - это соль с перцем, в том смысле, что доктрина приправлена не только солью ученых мужей и общественно-политических деятелей России, но и перцем молодых исследователей: историков, филологов, политологов и культурологов. В некотором смысле сегодняшний текст "доктрины молодых" является продолжением "русской доктрины", также написанной под руководством философа Виталия Аверьянова. Поэтому наш документ можно еще назвать "малой русской доктриной".
- На XII Всемирном русском народном Соборе была поднята тема "пробных браков". Церковь их осудила. Какое отражение проблемы брака и семьи нашли в "молодежной доктрине"?
- Церковь всегда особое внимание уделяла брачным и семейным вопросам. В тексте нашей доктрины объединены мнения церковных и светских деятелей гуманитарного сообщества, исследующих данную проблематику.
В 1990-е годы в российском обществе был значительно усугублен кризис семьи. Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости браков. Авторы доктрины считают, что эффективность консолидирующего воспитания в нашей стране будет зависеть в первую очередь от признания семьи, брака, деторождения и семейного воспитания основополагающими условиями общественной и экономической стабильности и безопасности российского общества.
По моему личному наблюдению, сегодня в России реальной "суверенной демократией" обладают те народы, которые лучше других исполняют первую заповедь Господа "плодитесь и размножайтесь", которая в синодальном переводе звучит так: "Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею" (Быт. 1:28).
Если говорить о демографии, то нельзя не вспомнить эпизод, который произошел около года назад. Мне кажется, что в нем повторилась российская история XVI века. Известный русский юродивый того времени, именем которого называют воздвигнутый на Красной площади выдающейся архитектуры храм, оказывал большое воздействие своими речами на грозного самодержца.
И вот уже современный российский юродивый, Петр Николаевич Мамонов, произнес в эфире великолепные слова: "Мужчины, давайте уже не лазать на порносайты, а делом заниматься. Женщины, давайте уже рожать будем, а не бегать по этим ночным клубам. Потому что это счастье великое иметь семь человек детей!"
По-моему, в этих словах содержится огромный энергетический потенциал. (Эти слова были сказаны Мамоновым 27 января 2007 года при награждении премией "Золотой орел" за лучшую мужскую роль в фильме "Остров". Первый канал, транслировавший церемонию, вырезал значительную часть из речи актера. - "НГР").
- На Соборе также неоднократно говорили о необходимости патриотического воспитания. По-вашему, нужно ли пропагандировать патриотизм? Должны ли религиозные организации этим заниматься? Или это должно делать государство с помощью массовых молодежных движений?
- Массовые движения не являются отличительным свойством христианского истеблишмента. Христианство чуждо уравниловки и монополярности. Оно признает всю пестроту окружающего нас мира, в нем не существует лишь белых и черных цветов. Христианство разноцветно - в этом его сила! Что касается пропаганды патриотизма, то тут нужно определиться в терминологии.
Пропаганда подразумевает некие политтехнологические приемы: убеждение, внушение, заражение своими мыслями, своим мировосприятием. Религиозные организации, объединенные в том числе и в рамках Всемирного русского народного Собора, не считают своей обязанностью пропаганду чего-либо.
Патриотизм же как гражданская ценность, основанная на любви человека к его Родине, не является сегодня, к сожалению, подлинным ориентиром для многих представителей правящей элиты и органов государственной власти.
Поэтому сегодня в России складывается парадоксальная ситуация, когда сама молодежь прививает патриотические ценности своим ровесникам и пытается даже оказать определенное воздействие на людей старшего возраста. Но, как известно, "старого учить, что мертвого лечить". С другой стороны, "молодой старого не поймет". К сожалению, в этом кроется глубинный конфликт поколений в нашем обществе.
- Что могут православные интеллектуалы предложить для решения проблем образования? Государству нужны специалисты, а Церковь настаивает, что образование должно делать человека высокодуховным существом. Какое отражение нашли в доктрине дискуссии об "Основах православной культуры"?
- Церковь благословляет каждого христианина к высокодуховному служению на том месте и в то время, в котором он живет. "The right man on the right place" ("Нужный человек в нужном месте") - эта английская поговорка основана на христианской мудрости. Вспомним также слова знаменитого греческого богослова XVII века Паисия Лигарида: "Во-первых училища, во-вторых, училища и, в-третьих, училища". Эта фраза была произнесена за два с половиной столетия до "гения" русской социальной катастрофы 1917 года.
Сегодня молодые православные интеллектуалы могут предложить для решения образовательных проблем те знания и навыки, которые они приобрели за годы их обучения в высшей школе. Духовное воспитание и образование в школе не может ограничиваться введением специальных дисциплин. Нужно понимать простую истину: не дети существуют для "Основ православной культуры", а "Основы православной культуры" существуют для наших детей.
- Насколько распространены, по-вашему, клерикализм или антиклерикализм среди современной молодежи?
- Молодежь очень хорошо чувствует фальшь в человеческих отношениях. В Церкви, как и в любом человеческом сообществе, есть свои праведники и свои грешники. И очень часто именно последние бывают наиболее заметны для взора постороннего наблюдателя.
Современному молодому человеку желательно разобраться в самом смысле существования религии. Религия - это прежде всего связь человека с Богом. В православной традиции есть все необходимые условия для этой благочестивой связи.
Антиклерикальные настроения современной молодежи выражены, я полагаю, не в отношении к самому институту Церкви, а к отдельным представителям церковного бомонда. Но кто никогда не ошибается? Ответ однозначен: "Errare humanum est" ("Человеку свойственно заблуждаться").
foto vesti.ru
Источник: Интерфакс-религия
→ "Построить" городок надежды для нуждающихся детей призывает псковичей Детский фонд