Эксперт рассказал, о чем говорят российские дети по телефону доверия
23.05.2012Ежедневно один консультант-психолог детского телефона доверия в РФ получает от 50 до 200 звонков: детей волнуют, в первую очередь, взаимоотношения с взрослыми и ровесниками, а родителей - здоровье и образование их чад, рассказал РИА Новости заведующий сектором дистанционного консультирования детского телефона доверия Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Алексей Коджаспиров.
Международный день детского телефона доверия отмечается ежегодно 17 мая. Инициатива отмечать этот день в России принадлежит Национальному фонду защиты детей от жестокого обращения, создавшему в 2007 году Российскую ассоциацию детских телефонов доверия.
Позвони мне, позвони
Детский телефон доверия МГППУ работает в столице почти 4 года - с 1 сентября 2008 года. А с 2010 года специалисты московской службы психологической помощи детям присоединились к единому общероссийскому телефону доверия для детей, подростков и их родителей.
Первое место в числе проблем, с которыми дети не могут разобраться самостоятельно - отношения с родителями. "По статистике, в наибольшей степени мы сталкиваемся с проблемами детско-родительских отношений - это 22-23% от общего количества звонков. На втором месте - взаимоотношения с ровесниками - около 18% звонков, третье место делят между собой две группы проблем - учеба и взаимоотношения с противоположным полом - в среднем по 9%", - говорит Коджаспиров.
По его словам, звонков, связанных с насилием над детьми, всевозможными видами зависимостей (от алкоголя или наркотиков), а также здоровье детей - около 5% запросов по каждой группе.
Коджаспиров подчеркнул, что в каждую из перечисленных категорий звонков входят до 15 различных видов типичных конфликтов. "Например, если мы возьмем детско-родительские отношения - речь может идти не только о конфликте родителей и детей, но и о потере родительского авторитета, переживание развода родителей, проблемы неполных семей и так далее", - пояснил эксперт.
Пользователями детского телефона доверия в основном являются подростки от 11 до 16 лет. "Правда, самому юному абоненту, который к нам обращался, было всего 4,5 года. Ребенок нуждался в поддержке - мама ушла в магазин, и он просто испугался и общался с психологом до тех пор, пока она не вернулась", - рассказывает Коджаспиров.
Несмотря на то, что телефон рассчитан не только на детей, но и на родителей, а также учителей - взрослые в службу анонимной помощи звонят редко. "Нам звонят зачастую только дети - около 75% от общего числа звонков, и лишь около 15% обращений проступает от родителей и педагогов. Хотя у родителей, как правило, всегда есть повод для беспокойства. На первом месте у взрослых - семейные проблемы, следом идут здоровье ребенка и образование", - говорит Коджаспиров.
Серьезные проблемы
Зимой интерес СМИ к теме детских и подростковых суицидов возрос. Однако специалистам телефона доверия редко приходится останавливать детей от рокового шага. "К счастью, у нас суицидальных обращений не так уж и много, около 0,5% от общего количества звонков. За последний год мы получили 93 кризисных звонка, когда дети не знали, что делать в той или иной ситуации. В половине случаев у ребенка уже были сформированы суицидальные намерения и мысли. Обращений по текущему суициду в этом году у нас не было. Годом ранее было два таких случая", - отметил Коджаспиров.
По его словам, заученной схемы взаимодействия в подобных ситуациях нет. "Она индивидуальна и зависит от эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений с ближайшим окружением, его мировоззрения. Первая задача психолога на телефоне - снять стрессовое, аффективное состояние, которое довело ребенка до крайнего состояния. Главное, чтобы он успокоился, ведь только после этого с ним можно будет говорить. На втором этапе важно объяснить ребенку, что суицид - не лучший способ решения проблемы", - говорит Коджаспиров.
В кризисных обращениях временной лимит не ограничен, и разговор будет продолжаться столько, сколько потребуется - от полутора до трех часов, отметил эксперт.
Лишние звонки
Психологи-консультанты детского телефона доверия нередко сталкиваются и с забавными звонками, чаще всего их "развлекают" взрослые. "Во-первых, нас достают пранкеры - профессиональные телефонные хулиганы, которые пытаются всячески вывести консультантов из равновесия. Нередко нам звонят, чтобы получить справку, потому что наша служба бесплатная, и к тому же круглосуточная. Звонят взрослые люди и требуют от нас информацию - от расписания движения поездов дальнего следования вплоть до организаций по поддержке пенсионеров", - рассказал Коджаспиров.
Эксперт отметил, что для коллектива детского телефона доверия организована целая служба поддержки, защиты их от профессионального "выгорания". "Работа действительно тяжелая, количество совершенно разных обращений в течение дня велико. Мы поддерживаем наших специалистов, начиная с супервизорской работы, когда происходит анализ и разбор сложных ситуаций, вплоть до личной терапии", - отметил он.
Детский телефон доверия МГППУ работает как по общероссийскому (8-800-2000-122), так и по московскому (8 (495) 624-60-01) номерам.
В настоящее время во всех субъектах РФ работает 232 службы детского телефона доверия под единым общероссийским номером. За первый квартал этого года на телефон доверия поступило более 250 тысяч обращений. Конфиденциальность и бесплатность - основные принципы работы детского телефона.
Источник: Дети в беде
← Россия оказалась на дне рейтинга уровня жизни