Патриарх Кирилл: Много опасных и кощунственных деяний удалось предотвратить благодаря казакам
05.12.2012Вчера в Донском монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с атаманами реестровых казачьих войск России, Украины и Белоруссии. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Александр Дмитриевич! Ваше Преосвященство, владыка Иосиф! Господа казаки!
Казаки — это представители особого сословия, которое сформировалось исторически. У этого сословия никогда не было какой-то специфической идеологии, но были некоторые черты, которые отличали казачество от других сословий и придавали ему особое значение в государственном масштабе, так что народ относился к казакам с великим уважением и любовью.
Что же это за особенность казачьего сословия? Если нет идеологии, то что? Основой казачества всегда были православная вера и любовь к Отечеству. Никаких «-измов», никаких искусственных философий, никаких искусственных идеологий! Этих двух основополагающих ценностей хватило для того, чтобы объединить тысячи и тысячи людей вокруг самого главного дела, какое только может быть, — защиты веры и Отечества. Это и есть основополагающее определение того, что есть казак — служивый человек, преданный вере, Церкви и Отечеству своему.
Совершенно неслучайно, что именно на казачество в свое время был обрушен страшный удар, который можно сравнить лишь с ударом по Церкви. В течение всей послереволюционной истории ни Церковь, ни казачество не имели спокойной жизни на территории тогдашнего Советского Союза. Поэтому вполне понятно, что Церковь взяла на себя миссию содействовать возрождению казачества. Это действительно опора государства, это опора народной жизни, это сила, которая содействует сохранению веры православной.
По милости Божией казачество возродилось и в России, и на Украине, и в Беларуси. В России появились реестровые казаки, служение которых признано государством. Есть и нереестровые казаки, которые хранят историческую память казачества, традиции, обычаи; есть казаки Украины, казаки Беларуси… Возрождение казачества — это, конечно, некое Божие чудо, потому что казачество было практически уничтожено. Но уничтожение физическое не уничтожает дух, не уничтожает идею. Можно извести людей, но невозможно уничтожить идеал, который уходит своими корнями в народную жизнь, — для этого нужно уничтожить сам народ.
Как только были сняты заклепы и пали оковы, казачество стало возрождаться. Вначале люди относились к этому с сомнением: «не есть ли это некая мода, некая ностальгия по прошлому — по форме, по выправке, по особой субкультуре?» Много было скептиков в 90-е годы — тех, кто не верил в возрождение казачества, кто отмахивался, когда мы ставили вопрос о необходимости упорядочить жизнь казаков, законодательно обеспечить их существование. Но мы видим, что казачья жизнь, некогда загнанная под тяжелую бетонную плиту гонений и притеснений, проросла новой живой порослью и сегодня набирает силу.
И для того чтобы казачество состоялось в полном смысле этого слова, я хотел бы сказать, может быть, о самом главном: не может быть неправославных казаков. А что такое Православие? Многим казакам, как и многим другим нашим соотечественникам, которые вышли из советской действительности, очень трудно воцерковиться, войти в церковную жизнь. Умом, да и сердцем вроде как верят, где-то в тиши своей комнаты могут перекреститься, и детей крестят, и даже венчаются, — а жить церковной жизнью не получается.
Не могу сказать, что сегодня казаки — это люди в основном воцерковленные, живущие жизнью Церкви так, как жили этой жизнью ваши благочестивые предки. Поэтому воцерковление казачества является задачей, от решения которой и зависит, останутся казаки или нет. Еще раз хочу сказать, что без веры и без Церкви казачества не бывает.
Очень важно обратить внимание и на подрастающее поколение. У нас есть кадетские корпуса, джуры в общественных казачьих организациях Украины, казачьи гимназии, казачьи классы. Необходимо, чтобы вся эта система подготовки казаков была включена в ту традицию воспитания казачества, которая, собственно говоря, и сформировала казачье сословие. Поэтому изучение не просто основ православной культуры, как это имеет место в школах, но изучение основ Православия очень важно для того, чтобы воспитание казаков осуществлялось в православном духе.
Хотел бы еще обратить ваше внимание на необходимость взаимодействия казаков России, Украины и Белоруссии. Казачество всей исторической Руси, всей Святой Руси — а это и запорожские, и донские, и кубанские и все другие казаки — это единая общность людей, которая органически связана с нашим общим духовным, культурным наследием. И как Церковь сегодня служит духовному единству трех братских народов, так и казачество должно служить этому единству и не поддаваться ни на какие провокации, ни на какое психологическое воздействие, ни на какое шельмование. Мы служим святой цели. Мы не боремся с суверенитетами стран и уважаем эти суверенитеты. Мы поддерживаем развитие каждой из братских стран и желаем им успеха. Но наша задача заключается в том, чтобы сохранять духовное и культурное единство на всем пространстве Святой Руси.
В последнее время, как вы знаете, усилились нападки на Церковь. Все это очень напоминает атмосферу предреволюционных лет в Российской империи. Точно так же и тогда была разведка боем: «а как православные люди отреагируют?» Совершались и кощунственные акции, и издевательства, и провокации. В последние десятилетия народ наш, испив до конца горькую чашу безбожия и последовавшей затем деградации народной жизни, стал обращаться к Богу. Пока это обращение было робким, незаметным, к нему относились с интересом, снисходительно, рассматривая как некое возрождение фольклора или национальных обычаев. Но когда почувствовали, что Православие — это не фольклор, что Православие становится частью и опорой жизни, тогда и стали повторять все, что уже было.
Я как-то сказал: «Удивляюсь отсутствию изобретательности, отсутствию творчества в среде наших противников. Все одно и то же, одни и те же обвинения — и в начале XX века, и в революцию, и в постреволюционный период, и сейчас». Откройте журналы «Безбожник», познакомьтесь с деятельностью Емельяна Ярославского, который возглавлял Всесоюзное общество воинствующих безбожников, — те же самые приемы, те же самые цели, те же самые аргументы! Но, как тогда ничего не удалось и победа врагов Церкви оказалась временной, так и сегодня не удастся народ наш оторвать от веры.
В связи с этим я хотел бы особенно подчеркнуть роль казаков и поблагодарить их за то, что сегодня они охраняют наши святыни, храмы, крупные церковные собрания. Много опасных и кощунственных деяний удалось предотвратить благодаря бдительности казаков. Я просил бы вас и впредь защищать Церковь, ведь душевный мир и благочестие также относятся к правам каждого человека. Это наши человеческие права.
Мы с легкостью говорим о необходимости защищать человеческие права, когда речь идет о политических свободах. Но почему-то общество затрудняется связать религиозное право с правами человека. Национальные права, и то не во всех случаях, связываем, а религиозные права — нет; поэтому нарушение религиозных прав происходит под надуманным предлогом свободы выражения. Мы с вами хорошо знаем, что нельзя быть свободным в выражениях, когда речь идет о нарушении национальных прав, но почему-то можно, отталкиваясь от ложно понимаемой свободы слова, оскорблять верующих людей, разрушать их внутренний мир, унижать их достоинство.
Очень надеюсь, что народ наш осознает всю опасность попыток воскресить призраки прошлого. И я хотел бы призвать всех вас, братья, к хранению веры православной, к защите Церкви, к защите своей Родины, с тем чтобы казачество наше и сегодня, в XXI веке, мужественно исполняло то призвание, которое оно так блестяще исполняло в прошлом. Помогай вам всем Бог.
Источник: Православие и мир
→ Челябинский студент, рискуя жизнью, спас пассажиров тонущей маршрутки
← Предстоятель Русской Церкви совершил панихиду по приснопамятному Патриарху Алексию II