Патриарх Кирилл: Смешение добра и зла, правды и лжи разрушает нравственную природу человека
08.07.20137 июля 2013 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, праздник Рождества честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, посвященным празднованию памяти Иоанна Предтечи и всех святых, в земле Российской просиявших.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Петр, дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с особым праздничным днем. Сегодня у нас три отмечаемых Церковью важных события. Вторая неделя или второе воскресенье после Троицы посвящено памяти всех русских святых — всех, кто в нашей земле, в исторической Руси просиял святостью и правдой жизни. Празднуем мы также день Рождества святого Иоанна — пророка, Предтечи и Крестителя, того самого Иоанна, который уготовал путь Господу, который был Его Предтечей, который был пламенным проповедником покаяния. Это святой, о котором сказано словами Самого Христа, что он выше всех, кто был рожден женами. Эти два праздника усугубляются еще и тем, что сегодня воскресный день, а воскресный день — это малая Пасха. Потому и было так много чтений апостольских и евангельских, которые дают верующему человеку возможность войти через текст в понимание смысла сегодняшнего дня, взять для себя что-то важное, необходимое, полезное.
О святом Иоанне сказано в слове Божием: «Иоанн крестил крещением покаяния». Главной миссией Иоанна Крестителя была миссия покаяния — он призывал людей к раскаянию. А что такое раскаяние? Раскаяние — это пробуждение совести.
Каждый из нас знает: пока совесть не обличит человека, он не чувствует своей вины. Даже если его призвать к покаянию или если он приходит к покаянию по традиции, по обычаю, как это нередко бывает в Церкви перед причастием, — если совесть его не обличает, то подлинного покаяния нет.
А что же говорил Иоанн Креститель? К чему он призывал? Ведь он был человеком Ветхого Завета, когда люди, стремясь исполнить предписания ветхого закона, закона, полученного свыше, именно через это стремились спастись. Конечно, Иоанн призывал людей к покаянию в том, в чем они от закона отступали — в самом важном, в духовном и нравственном, что нес тот закон. Для Иоанна Предтечи, как и для тех, кто крестился от него в реках Иорданских, очень важным было это восстановление связи с законом, и видимым знаком тому было омовение, свидетельствующее о прощении грехов. Закон как эталон, как правило жизни и правило веры, конечно, нарушался людьми, и Иоанн требовал покаяния, возвращения к нормам закона в человеческой жизни.
Действительно, закон играл огромную роль в религиозной жизни древних иудеев, ибо давал ясные нормы, отступление от которых означало нарушение Божией воли, а потому восстановление связей с законом, раскаяние в случившемся и было свидетельством подлинного покаяния человека.
Но ведь в то же время жили и язычники. А что с ними происходило? Они же не знали закона. Не было у них ветхозаветного закона, они его знать не могли, потому что никогда не читали Библию. И вот в сегодняшнем апостольском чтении из послания к Римлянам мы находим удивительные слова апостола Павла, который говорит: «Когда язычники естеством законное творят, они сами для себя закон и показывают, что дела закона живут в сердцах их и свидетельством тому является совесть их и мысль их» (Рим. 2:14-15).
Представляете, как потрясающе революционно звучали эти слова апостола! Язычники сами в себе имеют закон. Конечно, для некоторых это выглядело буквально как богохульство, ведь нарушение закона Моисеева требовало покаяния — к этому призывал и пророк Иоанн Предтеча. А если можно спастись, только исполняя этот ветхозаветный закон, как же апостол Павел говорит: когда язычники по природе доброе творят, они сами себе закон?
Что же это означает — по природе законное творить? Это означает, что природа человека, Богом созданная, и закон, который Бог дал через Моисея, а затем обновил его через Сына Своего Господа Иисуса Христа, имеют внутреннюю, онтологическую сущностную связь. Между природой человека и Божественным законом есть внутренняя связь, которая говорит о том, что нравственное содержание закона, будь то ветхого или нового, и нравственная природа человека — это одно и то же. Богу было угодно сотворить человека таким образом, чтобы в его природу, в его ментальность, в его волю включить, помимо его желания, его хотения, его выбора, нравственное начало, которое по сути соответствует Божественному закону Ветхого и Нового Заветов.
Тогда можно задать вопрос: для чего же тогда Ветхий и Новый Заветы, если в природу человека вложен механизм, который через голос совести и мысли, как о том говорит апостол Павел в нынешнем послании, свидетельствует о законе? Именно потому, что человек — хрупкое существо и на него оказываются огромные воздействия извне — на его образ мыслей, на его убеждения, на его поведенческую модель; и очень просто под влиянием внешних обстоятельств разрушить это нравственное начало.
Тогда где же спасение? Что же поймет человек с этим разрушенным началом, когда ни его мысли, ни его дела, ни его совесть не свидетельствуют больше о законе? Он не может быть сам для себя законом, он становится сам для себя беззаконием, он творит что хочет. И как же тогда найти путь ко спасению, если нравственные силы разрушены, если духовный и нравственный потенциал исчерпан? Да только обращением к слову Божиему, к тому закону, который Господь вербально, словесно передал роду человеческому, к тому закону, где письменно запечатлены эти Божественные слова. И вера Христова, религия в широком смысле этого слова призвана хранить этот Божественный закон, поддерживая одновременно в должном состоянии нравственную природу человека.
Иногда, искушая верующих, люди агрессивно неверующие задают в полемике искушающие вопросы: «А разве нет людей неверующих, но хороших?» На что всегда отвечаешь: «Конечно, есть», хотя не всегда в такого рода разговоре удается сослаться на апостола Павла и сказать, что неверующий — этот и есть тот самый язычник, который сам для себя закон, если он по естеству, по природе законное творит, потому что Бог вложил эту программу нравственной жизни в человека.
А что, если эта программа разрушена? Вот тогда и нужна вера. Она нужна для того, чтобы сохранять нравственную природу человека и чтобы восстанавливать ее тогда, когда она подвергается разрушению.
Мы празднуем сегодня память святых, в земле Русской просиявших. История нашей Церкви очень сложна, как и история земли нашей. И как часто в этой истории были критические моменты, когда речь шла о самом существовании нашей веры православной. Это было и в древности, и во времена татаро-монгольского нашествия, и при попытках крестоносцев войти в просторы земли нашей и разрушить православную веру. Это было и в ужасе междоусобных браней, когда имя Христово поносилось одной только враждой, сопровождавшейся кровопролитием и беззаконием, чинимыми братьями по вере. Это происходило и тогда, когда на страну нашу обрушились мощные интеллектуальные влияния извне.
Но это было особенно опасно в XX веке, когда сила идеологии и политической власти работала на то, чтобы уничтожить религиозное начало в жизни, чтобы не было никакого Божественного закона, чтобы люди, строя свою жизнь, в том числе нравственно, не ссылались ни на какие Божии заповеди, чтобы не было покаяния, чтобы совесть не говорила, что я сделал плохо. Потому что, при уничтожении веры и Божественного закона, уничтожался эталон, мерило истины. И мы знаем, что наши благочестивые предки, в том числе новомученики и исповедники Церкви Русской, выдержали эти натиски и сохранили правую веру в земле нашей.
Сегодня мы также переживаем непростые времена. Формально никто не пытается бороться с верой, с религией, но сегодня происходит нечто еще более опасное. Сегодня разрушается нравственная природа человека — та самая, которая сама в себе закон, которая способна привести к спасению человека, может быть, всю жизнь не знавшего Божий закон, но жившего по Божественному закону, по совести. Смешение добра и зла, смешение правды и лжи — это то, что разрушает нравственную природу человека, так что он перестает быть способным оставаться самому себе судьей, потому что нет никакой точки отсчета, никакой системы координат, никакой жизненной правды.
Как наши новомученики и исповедники, как угодники Божии, в земле нашей просиявшие, так и православные христиане XXI века призываются к хранению богооткровенных истин, запечатленных в слове Божием и в сердцах наших. Для чего? А для того чтобы быть способным принести покаяние, для того чтобы быть способным, отзываясь на голос своей совести, преодолеть влечение греха, для того чтобы быть способным откликнуться на призывающую Божественную благодать. Всему этому учит нас сегодняшний замечательный день, воскресный день, день памяти святого Иоанна пророка, Предтечи и Крестителя, день памяти всех святых, в земле Русской просиявших.
Молитвами угодников, коих мы поминали сегодня за Божественной службой, да сохранит Господь наше Отечество, всю историческую Русь, народы земли нашей в способности хранить Божественный закон, а также нравственный закон в сердцах своих. Аминь.
Источник: Православие и мир
→ В Лондоне арестовали протестантского проповедника, назвавшего гомосексуализм грехом
← В Воронежской епархии объявили войну языческим праздникам