Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

В России стыдно быть благотворителем?

05.09.2013

В России стыдно быть благотворителем?5 сентября исполнилось 15 лет со дня смерти Матери Терезы (1910-1997) – католической монахини, посвятившей свою жизнь служению бедным и больным. Вечер ее памяти прошел в культурном центре «Покровские ворота». Участники вечера обсудили проблемы российской благотворительности.

Провела вечер журналист Мария Свешникова, о благотворительности размышляли Татьяна Краснова, координатор интернет-сообщества «Конвертик для Бога» и соучредитель фонда «Галчонок», главный редактор журнала «Нескучный сад» и сайта Милосердие.ру Юлия Данилова, врач-педиатр Анна Сонькина, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский и Представитель благотворительного сообщества «Тугеза» Сергей Нидолов.

Благотворить стыдно?

Координатор сообщества «Конвертик для Бога» и соучредитель фонда «Галчонок» Татьяна Краснова задала риторический вопрос: «Есть ли в каком-то другом языке такая “замечательная” расхожая фраза: “Я вам не мать Тереза”?».

В России, по мнению Красновой, это выражение столь популярно, потому что немалая часть населения старается вытеснить из своего сознания проблемы чужих страданий, боли, смерти, даже старости. Подающий выглядит в глазах многих дурачком. Просить же о помощи мы совсем не умеем.

Непреодолимый советский менталитет мешает людям верить в искренность и бескорыстие благотворителей – стоит высунуться, как благотворителей начинают обвинять в пиаре. С этим наблюдением согласились все участники дискуссии.

Приходится подменять государство

Благотворителям часто приходится решать проблемы, которые в России плохо решает государство. Татьяна Краснова рассказала, как ей пришлось хоронить незнакомого человека и 11 января — в первый рабочий день после общегосударственных каникул, она пришла в районную прокуратуру. Люди в большой очереди разговаривали: у одной женщины пропал мальчик-подросток. Услышав об этом, Краснова посоветовала ей не сидеть зря в очереди, а обратиться в добровольный поисковый отряд «Лиза Алерт», занимающийся поиском пропавших детей, и дала контакты отряда. Тут же к Татьяне ней подсела другая женщина и рассказала, что ее обокрали — начало образовываться альтернативное «окошко» с помощью и советами — люди ждут, что кто-то должен подменить государство, сделать что-то за него.

«Благотворители в Англии – люди, которые приходят в хоспис и сажают там цветы, а у нас благотворитель в собственном чемодане везет в хоспис лекарства», — в этом, по мнению Татьяны Красновой, существенное отличие российской благотворительности от западной.

Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», наоборот, считает, что «надо не только брать на себя, но и заставлять государственные службы работать». Она поставила вопрос о «стокгольмском синдроме благотворителей», хорошо усвоивших — если слишком активно начать решать проблемы, писать и говорить о трудном положении, например, в детском доме — на следующий раз волонтеров могут не пустить.

Врач-педиатр Анна Сонькина рассказала, что зарубежные специалисты паллиативной помощи всегда удивляются, как досконально и российские коллеги знают про все тонкости и особенности в этой области. Анна считает, что в России у благотворителей больше задач: «Может быть, наша роль – обращать внимание общества на проблемы, которые без нас оно бы не заметило. Давайте отнесемся к этому как к особенности, которая должна нас мотивировать к тому, чтобы поднимать все больше важных проблем», — предложила Сонькина.

За борьбой с системой не забыть о нуждающихся

Главный редактор журнала «Нескучный сад» и сайта Милосердие.ру Юлия Данилова отметила, что государственная социальная система превратилась в большую машину, утратившую смысл социального служения. Это касается и реабилитации инвалидов, и подходов к страданию, обезболиванию, к воспитанию детей в детских домах — для отчетов и показателей используют седативные препараты, .

Юлия Данилова рассказала о вопиющем случае, происшедшем этим летом с одной из воспитанниц детского дома: в российских детских домах сложилась порочная практика в случае плохого поведения подростков направлять их на лечение в психиатрическую больницу. Так поступили и с этой девочкой. Вскоре после того, как ее госпитализировали — в начале лета - детский дом выехал на дачу. Когда, по мнению врачей, пришло время выписывать девочку из больницы, выяснилось, что забрать ее некому – детский дом вернется с дачи только к осени.

Можно понять благотворителей, которые пытаются бороться с такой бездушной формализованной системой, но иногда в пылу борьбы люди начинают забывать о главной цели своей деятельности – помочь нуждающимся. Данилова напомнила о Матери Терезе, которая начала с микрошагов, с помощи конкретным людям, не думая, что решит все социальные проблемы Индии.

Помощь нужна не только на хлеб насущный

По словам Юлии Даниловой, многие из тех, кто помогает деньгами, не понимают, если у них просят не на еду, одежду или лечение, а на «предметы роскоши», хотя часто эти предметы необходимы для социальных проектов.

Например, Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению решил выбрать лучшее из православных социальных учреждений и купить этому учреждению подарок на деньги благотворителей. Когда у руководителей организации, признанной лучшей, спросили, что им нужнее всего, те попросили плазменный экран. Благотворители категорически отказались, видимо, решив, что организация «с жиру бесится». На самом же деле плазменный экран нужен был организации для образовательного проекта. Но многие благотворители готовы закупать только «сухари для нищих».

Менять систему и помнить о конкретном человеке

Анна Сонькина отметила, что российским благотворителям свойственны две крайности. Одни убеждены, что помогать нужно только конкретному нуждающемуся и не признают подхода, подразумевающего системные изменения. Другие, наоборот, зациклены на системных изменениях. По мнению Анны, важно делать и то, и другое. «Помогая конкретному ребенку, умирающему от онкологического заболевания, я стараюсь выжать из системы все, что можно. Но я точно знаю, что если мы ничего не будем делать для изменения ситуации в целом, в каждом случае наши попытки максимально помочь так и останутся попытками», — объяснила она.

Для изменения системы необходимо формировать общественное мнение — и это проблема не только России. «В России важно переходить от того, что можно помогать только конкретному нуждающемуся, к тому, что можно давать деньги и на развитие и просвещение», — считает Анна Сонькина.

Юрий Белановский обратил внимание на еще одно важное качество матери Терезы: она смогла не только совершить подвиг, но и «растиражировать» его, привлечь множество людей к своему делу милосердия. В России же этот мотор благотворительности запустить не удается. Юрий сравнил эту ситуацию с барахлящим мотором — ровного звука заведенного мотора достичь не удается.

Сергей Нидолов из благотворительного сообщества «Тугеза» в грустью констатировал разобщенность российских благотворителей. «По междусобойчикам разбежались. Нельзя в таком виде воздействовать на государство. Надо объединяться», — считает он. По мнению Нидолова, многим фондам и организациям не хватает конкретики, люди не могут четко сформулировать, какая сумма и на что им нужна. «А мы ребята конкретные – нам надо, чтобы сумму назвали и отчет повесили в интернете».

Главное в служении – видеть в каждом человеке Христа

Последней на вечере выступила сестра Малгожата – католическая монахиня, хорошо знавшая Мать Терезу. «Она всегда говорила нам: чтобы дарить другим Божью любовь, мы должны сами наполняться этой любовью, быть сосудами, инструментами, которые Бог использует для Своего дела», — вспоминала сестра Малгожата. Мать Тереза учила их быть верными своему призванию, а оно не в том, чтобы быть успешными, а в том, чтобы быть верными.

Часто, по словам сестры Малгожаты, по-человечески кажется, что их помощь ничего не дает. Помогает вера и молитва — они с сестрами не менее четырех с половиной часов в день посвящают общей молитве. Несколько лет сестра Малгожата прожила на Дальнем Востоке, там много помогала бездомным. «Они приходили поесть, на перевязку, благодарили нас, но по-настоящему радовались, когда чувствовали, что к ним относятся как к братьям и сестрам во Христе», — вспоминала она.

И это, по словам сестры Малгожаты, было главным в служении Матери Терезы – она в каждом человеке видела Христа.

Источник: Правмир

 → В МИФИ началась работа кафедры теологии: первая лекция прошла в переполненном зале

 ← Более 10 миллионов рублей собрали в Церкви для пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке



Все события