В жертву Богу приносится лучшее
29.04.2008Пятнадцать лет назад в Пасхальную ночь приняли мученическую кончину насельники Оптиной пустыни иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт. Это событие стало уже страницей многовековой истории нашей Церкви, истории славной и многострадальной. Портал Богослов.Ru публикует воспоминания очевидца Оптинской Пасхи 1993 года, монаха Марка(Хомича).
Светлое Воскресение Христово. Бог приоткрывает нам жизнь вечную, насколько каждый может вместить.
Наше земное пребывание без этих хотя бы кратких открытий будущей блаженной жизни трудно наполнить истинным смыслом; вне представлений о жизни вечной оно неполно, непонятно, тяжко...губительно; оно не оставляет надежды.
В 1993 году Пасху праздновали 18 апреля. В Оптиной пустыни пасхальная служба закончилась в шестом часу утра. Исполненные впечатлений люди расходились, чтобы осмыслить пережитое. Братская трапезная, разговение - своего рода продолжение богослужебного общения. Прихожане направляются домой. Две тысячи лет назад в это время ученики ещё оплакивали своего Спасителя, мир ожидал вести о Воскресении, мироносицы уже отправились ко гробу. В это время трое из братий Оптиной пустыни были убиты прямо на территории монастыря.
В монастырской летописи позже запишут:
«Самый день Пасхи, 5 (18) апреля - Светлое Христово Воскресение, Пасха. После Божественной Литургии, свитающи, иеромонах Василий, инок Ферапонт, инок Трофим окончили жизнь земную смертью, по общему мнению, мученическою. Отец Василий направлялся в скит на святую Литургию для совершения исповеди. Отец Трофим и отец Ферапонт звонили в колокола. Так, все они пребывали на иноческом послушании».
После трапезы иноки Трофим и Ферапонт вернулись на монастырскую звонницу. Всего звонарей было трое, но пошли продолжать звон только они. Называемый Уставом «целодневный звон» возвещает людям о Христе Воскресшем столько, сколько хватает сил у звонарей.
Но через несколько минут пасхальный звон оборвался. Крики женщин, ощущение тревоги, вторгшееся в монастырь, заставило монахов выйти из келий.
В предрассветных сумерках растерянные братия увидели на помосте звонницы двоих неподвижно лежащих иноков. Понять, как в страшном сне, было ничего невозможно. Вид крови, неподвижность лежащих, наконец, дали понять, что произошло нападение.
Совместить понятия праздника, смерти, насилия кажется невозможным. Наступление Пасхи после поста непреложно, незыблемо действие Промысла и вот что-то нарушает ход событий. Душа не хочет понимать этого, не может вместить.
Отец Ферапонт убит - и вот уже пожилой монах рыдает над ним, как мать. Отец Трофим умирает на наших глазах. Его ранили, когда он звонил, стоя на подставке звонницы, которая находится на значительной высоте от земли, и он, падая оттуда, еще хватался за колокола... Звон не прервался резко, а окончился каким-то неожиданным хаосом... Потом закричала женщина...
Попытки сделать искусственное дыхание бесполезны, они только усугубляют страдания. Становится ясным, что братия были сражены ударами большого ножа, чуть ли не меча... Вскоре этот клинок и был найден на пути бегства убийцы.
«Вон еще третий», - на дорожке, ведущей к скитской башне, на земле лежал еще один монах. Невозможно было сразу узнать, кто именно из братии лежит перед нами, так было обескровлено лицо батюшки.
Иеромонах Василий направлялся исповедовать богомольцев на Литургии в скиту, которая началась в шесть часов утра. Убийца миновал ничего не подозревавшего батюшку и со спины пронзил его своим клинком.
Отец Василий молчал, и только по его глазам можно было догадаться о тех страданиях, которые он испытывал. Батюшку принесли в храм к мощам преподобного Амвросия. Пытались как-то исправить ситуацию.
Приходилось спрашивать себя, действительно ли это происходит с нами. Страх, смятение, страдания раненых и ... торжество Воскресения Христова, которое не вытеснить ничем... Наверное, такие чувства могли испытывать свидетели торжества мучеников над пресловутыми языческими игемонами. Но всё это можно сформулировать и упорядочить только по прошествии времени.
Отца Трофима положили на деревянные ступеньки, сделанные для клироса, и прямо на них понесли к машине. На них осталась кровь, которую потом срезали. Он умер по дороге в больницу, в машине.
Отец Василий скончался в больнице.
«В жертву Богу приносится не худшее, а лучшее», - говорил будущий мученик отец Иоанн Восторгов о современных ему мучениках. Теперь и мы знаем смысл этих слов. Из нашей братии Бог избрал себе лучших. Постоянное стремление каждого из них быть с Богом не осталось без ответа Промыслителя.
Хотя действию Его так противятся чувства и память.
Все трое были очень разные, но Господь избрал их, найдя общее для Царства Небесного.
Прекрасный и трезвый духовник, отец Василий, человек многих дарований: талантливый поэт, проповедник, вообще мастер слова, способный утешить и поддержать скорбящего, нуждающегося в помощи человека. Настоящий монах, к которому можно обратиться за советом, который никогда не оставит. "Он во всем был настоящий, потому и доверие он вызывал полное".
Отец Трофим служил любовью всем, кто бы ни окликнул его, был открыт, любвеобилен. Он отличался простотой, незлобием, великодушием и всепрощением. «Вы меня правильно поймите: я не потерял - нашел! Я нашел духовную жизнь. Это очень непросто. Молитесь друг за друга. Прощайте друг другу. А все остальное суета, без которой можно прожить», - писал он родным.
Отец Ферапонт был безмолвником среди строительного шума и толкотни. Его жизнь открылась нам лишь отчасти. Но все же и это малое - образ русского монаха-подвижника, ставшего мучеником за Христа. Он всегда был готов идти поприще с братом (ср.: Мф. 5, 41) Всех троих объединяло одно - истинное монашество.
Запись монастырской летописи: «Все трое в этот же день оказались в городском морге».
Сразу возникла мысль, что надо уберечь их от вскрытия, монахов вскрывать не принято. Посоветовались и решили ехать в морг.
В морге братия лежали обнаженными. Нам разрешили зайти и накрыть их простынями. Затем разрешили их одеть. Мне пришлось одевать отца Василия. Простое солдатское белье... Я тогда подумал: как же в рукав продеть эту большую руку, это мускулистое плечо? Скажу без преувеличения, что отец Василий буквально помог мне надеть на себя рубашку, я это ясно почувствовал. Тело отца Василия было мягким и теплым. Мы вынесли их на носилках, на досках, положили в машину. Скорбь была великая...
Следующая запись летописи: «Вечером во время ужина привезли тела отцов, положили в храме преподобного Илариона Великого. Было назначено чтение Псалтири и Святого Евангелия по усопшим... При опрятовании тела в Светлый понедельник у отца Василия не было признаков окоченения, тело было мягкое и теплое; до самого погребения не было никакого запаха разложения.
В этот день был страшный ветер: казалось, он должен был что-то вымести из обители. Была атмосфера и Пасхи, и горя необыкновенного, и утраты. Было чувство - до сих пор сохранившееся, - что происходит великое событие. И вместе с тем была уверенность в том, что братья спаслись».
«7 (20) апреля - во вторник Светлой седмицы состоялись отпевание и похороны. Прежде похорон тела были перенесены в место совершения Богослужения, во Введенский собор, и сутки перед погребением они стояли там. После совершения отпевания тела погибших были обнесены вокруг храма и Крестным ходом перенесены на новое братское кладбище у восточной стены монастыря. После положения тел в могилу совершена лития. Вечная память».
Всякий христианин, хорошо знает, что на Пасху так просто не умирают, что в нашей жизни нет случайностей, и отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет особую честь и милость от Господа. Со дня, когда братия были убиты, по-особому звучит колокольный звон Оптиной пустыни.
В эти дни в монастыре работала телевизионная группа, приехавшая на Пасху. И получилось так, что они сняли и службу Святой Пасхи, и похороны. Это было настоящее чудо. Позже был сделан замечательный фильм обо всем произошедшем. Наверное, Сам Господь привел их в монастырь на эту Пасху, чтобы они запечатлели произошедшее.
Дальше запись летописи: «Присутствовали Шамординские сестры, сестры Малоярославецкого Свято-Никольского монастыря, многочисленные прихожане, родственники и друзья погибших. В Козельске жили много людей, которые знали отца Василия еще в миру, ходили вместе с ним в одну церковь и которых связывали с ним уже духовные узы; некоторые уже обращались к нему как к духовнику. Многие из них оказались в Козельске на Пасху и были на похоронах. Поэтому получилась необыкновенная «тризна» - и праздничная, и прощальная.
На похоронах была мама отца Василия. Отец Илий говорил слово. Для братии было большим утешением, что владыка Климент присутствовал на похоронах и читал разрешительную молитву».
На второй день после похорон приехала мама отца Трофима, Нина Андреевна. Во время Крестного хода мама отца Трофима и мама отца Василия встретились неподалеку от звонницы. Женщина, сопровождавшая маму отца Василия, пыталась представить их друг другу; из-за громкого звона ей приходилось наклоняться к самому уху собеседницы. Обе матери молча стояли и смотрели друг на друга. В их лицах была растерянность, горе и еще какое-то родственное сочувствие. Женщина, стоявшая рядом, плакала. Они не могли говорить друг с другом из-за звона - да и что можно было сказать... Сердце разрывалось, глядя на них...
С тех пор прошло уже пятнадцать лет. Каждый год в обители в этот день причащается множество народу, в монастырь съезжаются люди из самых разных мест, и всегда больно, что отцов нет с нами. Память о дорогих всем братиях не ослабевает. Их имена на устах у молящихся, их ежедневно поминают на Литургии. Кресты на могилах братии увешаны записками, которые оставляет верующий народ; в них просьбы о молитвенной помощи, целые рассказы о своих бедах, о горе своих близких, или списки имен, и конечно, благодарность за помощь.
Недавно пришедшие в монастырь послушники с интересом спрашивают у старших, какими были отец Василий, отец Ферапонт и отец Трофим. Сейчас над их могилами построена часовня. Братия наши покоятся здесь до всеобщего Воскрешения и встречи, мы верим, с любящими их.
«Всякий раз, когда мы приближаемся к Богу, мы оказываемся перед лицом либо жизни, либо смерти... Мы должны сознавать, что в этом процессе потеряем жизнь: ветхий Адам в нас должен умереть», - говорил митрополит Антоний Сурожский. Отцы, которых мы сегодня молитвенно вспоминаем, возлюбили Бога, стали монахами и за это - погибли. Их смерть - честна пред Господом, их жизнь - свет, любовь, воскресение.
Источник: Богослов
← В Чебоксары доставят икону, побывавшую в космосе