Уникальные псковские фрески в Приказных палатах Кремля
08.12.2007В Псковском музее-заповеднике в выставочном зале Приказных палат Кремля откроется выставка копий псковских фресок Снетогорского и Лужецкого (Можайского) монастырей известного специалиста по древнерусской стенописи, профессора Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина Александра Крылова.
Более двадцати лет профессор АлександраКрылов занимается копированием монастырских фресок и начинал эту работу с древних фресок псковского Успенского храма в Мелетове.
Копии снетогорских фресок создавались Александром Крыловым в 1991 году, в течение шести месяцев, когда, как признавался сам профессор, было голодно и холодно, приходилось купаться в проруби на Великой, потому что негде было даже помыться.
Рождественский храм Снетогорского монастыря находится под охраной государства и не передан в ведение Церкви, поэтому пока никто не может увидеть псковские фрески невероятной красоты и молитвенной силы. Такую возможность предоставляет эта музейная выставка, на которой будут представлены копии Снетогорских фресок.
Александр Крылов считает, что фрески - это не живопись и не искусство, это не тренированное рисование, а великое явление православной жизни. Псковские фрески, по его убеждению, богословски осознанная мастерами работа, познание Слова Божьего через стенопись и икону. Псковских мастеров стенописи отличала индивидуализации характеров, духовное проникновение в суть образов, изображенных на фресках.
Фрески Снетогорского монастыря (1313 г.), которые фрагментарно сохраняются в храме Рождества Пресвятой Богородицы, представляют совершенно уникальное явление в контексте стенописи всей Руси. В алтаре они писались на красных фонах, мастера Рождественского храма создавали нарядное и яркое многоцветие, сложные композиции, даже сейчас, невзирая на катастрофическое состояние фресок, можно оценить их величие.
"С конца XV века происходит небывалое цветение нашего зодчества, и Псков здесь самое яркое явление, такой православный авангард. Аналогов псковскому зодчеству и стенописи нет ни в Киеве, ни в Новгороде, которые испытали большое влияние Византии. Псков шёл своим особенным путём в формировании храмостроительных форм, создавая в камне символику Живононачальной Троицы, нового Иерусалима и Третьего Рима. Псковичи строили не архитектурные функциональные конструкции, а создавали горный Иерусалим в архитектуре, фресках и иконописи. Евхаристическая идея лежит в основе форм храма и его фресок", - считает профессор А. Крылов.
Он не сомневается, что православные храмы - это живые организмы, и верующие люди чувствуют и понимают это.
"Храмы должны жить, в них должна идти литургическая жизнь. Храм без молитвы, без Литургии - гробница", - полагает ученый. Александр Крылов надеется, что при правящем Архиерее в Пскове должен непременно быть высококвалифицированный специалист-реставратор, который вел бы наблюдение за состоянием древних фресок, занимался бы их консервацией, по возможности, вместе с другими специалистами.
Источник: Информационная служба Псковской Епархии
→ В храме Христа Спасителя прозвучали песнопения на якутском языке
← Россия заняла четвертое место с конца в списке самых миролюбивых стран