«Кто-то надеется на что-то хорошее для себя, кто-то просит за Россию»
10.01.2014Стоять в очереди к храму Христа Спасителя придется, по меньшей мере, девять часов. Паломники собрались, чтобы приветствовать реликвию времен земной жизни Иисуса — Дары волхвов. Ее доставили в Москву с Афона в канун Рождества. Корреспондент «Коммерсантъ FM» Елена Мартьянова рассказала подробности ведущей Анне Казаковой.
— Я шла от храма Христа Спасителя вдоль очереди к ее концу — это где-то около станции метро «Фрунзенская». Как с утра говорили организаторы, была информация, что якобы даже от «Спортивной» стоят люди. Но, видимо, все-таки как-то скорректировали данные. Говорят, от «Фрунзенской», как и в среду, около 20 тыс. человек здесь находится. Те люди, с которыми мне удалось пообщаться, которые выходили, уже приложившись к Дарам волхвов, говорили, что стояли около шести часов. Но это те люди, которые приехали пораньше — где-то около семи утра.
Возможно, те, кто приехал позже, будут стоять дольше, может быть, действительно, до восьми часов будет ожидание. Тех, кто приезжает с детьми, пускают в середину очереди, ближе к храму уже, им тоже приходится стоять, включая тех, кто с младенцами, с колясками, но они стоят меньше. Где-то полтора-два часа тратят на то, чтобы дойти до святыни, к которой хотят прикоснуться.
— В интернете активно муссируется информация о том, что приходят люди с детьми, которые сдают в аренду этих детей для того, чтобы люди побыстрее, прикрываясь этими детьми, попали в святыне. Что-нибудь вам об этом известно?
— Те люди с детьми, которых я видела, во-первых, дети не были похожи на сданных в аренду, они выглядели вполне нормально, возле своих родителей стояли довольно живо, не было ощущения, что их кто-то заставил здесь стоять. Один человек стоял с тремя детьми, я видела, мама многодетная стояла. Таких семей очень много. И нельзя сказать, что они проходят за пять минут или за полчаса. Все равно, когда они приезжают, они стоят, некоторые уже полтора часа простояли, но им еще примерно час до храма идти. Не сказать чтобы это намного проще. Может быть, просто слухи кто-то пустил. Наоборот, все довольно строго здесь организовано. Но паспорта, конечно, не проверяют.
— Отдельной очереди для таких людей, которые пришли с детьми, все-таки не существует?
— Нет, здесь нет отдельной очереди. Их просто запускают в общую очередь, но поближе к храму. Их уже запускают, где заканчивается набережная, начинается проезд к храму Христа Спасителя. Нет такого, что они проходят отдельно. И туда, где семьи с детьми, запускают инвалидов и беременных женщин.
— Что за люди в этой очереди стоят?
— Очень много пожилых женщин, но это, наверное, неудивительно. Но также есть очень много пар — женщины с мужьями где-то возраста 40-50 лет. А те, кто приезжают с детьми — есть просто отдельно мамы, есть и молодые пары, которые приехали сюда с детьми. Причем, насколько мне удалось понять, поговорив с людьми, это, в основном, не завсегдатаи таких очередей, многие из них не стояли, например, к Поясу Богородицы или другим святыням, которые в Россию привозили.
Многих женщин, например, поразило то, что привезли Дары именно с горы Афон, куда женщин, как известно, не пускают, поэтому для них это уникальный случай подойти. Именно поэтому они туда идут. Как многие объясняют, раз произошло такое неожиданное, то что-то хорошее с нами произойдет. По степени воцерковленности люди тоже очень сильно отличаются. В очереди кто-то говорит, что он постоянно ходит, посещает церковь, участвует в таинствах, кто-то говорит, что просто услышал по телевизору, приехал и надеется на что-то хорошее для себя, кто-то за Россию просит и так далее. Очень разные люди.
— Какое настроение в очереди? Люди не ропщут?
— Нет, довольно смиренно все стоят. Кто-то стоит с молитвословами, поближе к храму раздают горячий чай, пирожки. Естественно, замерзшие люди скорее это все хватают, начинают жевать, есть. Там, где дети стоят, вообще довольно весело. На набережной все люди разделены на кучки, их пропускают не сплошной чередой, а частями, поэтому они стоят, не толкаются, всем довольно свободно, просто стоят, между собой знакомятся, общаются, кто-то молится, кто-то нет.
В принципе, кто-то говорит, что организация хуже, кто-то говорит, что организация лучше, чем в прошлые разы. Я наблюдала, как от одной части люди перебегают к другой, несмотря на возраст, на все пакеты, сумки, они просто быстрее перемещаются, чтобы как-то ускорить это движение.
— Подробнее по поводу инфраструктуры вдоль этой очереди расскажите: туалеты, автобусы, в которых можно погреться...
— Да, здесь очень много стоит автобусов больших городских, в которых мы обычно ездим, в которых можно погреться. Тут очень много машин полиции, туалеты стоят, кое-где раздают чай, но людям от одного такого пункта до другого, может быть, час стоять. Все равно можно успеть замерзнуть. Но люди стоят. Плюс очень много волонтеров, у них опознавательные зеленые одежды поверх пальто и шуб, они направляют людей, в частности, тех, кто приезжает с детьми, распределяют их от метро в две очереди.
А кто просто приезжает, например, на «Кропоткинскую», тех отправляют дальше ехать на метро. И плюс еще на Волхонке перед храмом Христа Спасителя дежурит машина ДПС, они не допускают, чтобы машины высаживали пассажиров перед храмом, это запрещено. Движение там свободное, но нельзя останавливаться.
— Есть ли медики? Очень много же пожилых людей в очереди стоит.
— Да, есть, конечно. И машины скорой помощи тоже стоят, как и автобусы, на протяжении всей очереди. Есть люди, которые могут отвести к этой машине, если кому-то станет плохо. В плане организации, мне кажется, все довольно строго и стройно.
Источник: Благовест-Инфо
→ В Константинополе начали подготовку к Всеправославному Собору
← Жительница Винницкой области исцелилась от онкозаболевания у Барской иконы Божьей Матери