О жёнах священников, обыкновенном чуде и собственном пути к Богу – интервью с Митрополитом Павлом
16.01.2014На рождественской неделе Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Павел совершил Божественную литургию в Успенском соборе Жировичского Ставропигиального монастыря. После братской трапезы архипастырь ознакомился с деятельностью Минских духовных школ, осмотрел домовый храм, библиотеку, аудитории и жилые комнаты. Программе «Неделя» Столичного телевидения Митрополит дал эксклюзивное интервью.
- Владыка, какое у Вас впечатление от посещения Жировичского монастыря?
- Впервые я побывал в Жировичах в 1988 году. И то, что я увидел сегодня, вы знаете, искренне радует сердце и душу. То, что произошло за это время, поразительно. И мне сейчас очень приятно посещать здание семинарии, видеть, как оно преобразилось. Я очень много наслышан о семинарии, об академии.
Школа выполняет основную свою миссию – она помогает людям найти путь ко Христу. И этот путь люди находят здесь. Здесь они узнают, как по этому пути пойти, какие должны быть ориентиры, где есть эти ориентиры, по которым можно будет идти. И не только самому идти, а еще за собой вести паству. Ведь наши семинария и академия, эти учебные школы, готовят будущих пастырей Белорусской Православной Церкви. И они, в первую очередь, должны знать эти духовные ориентиры: Священное Писание, историю нашей Церкви. И, основываясь на опыте Церкви, они должны идти сами и вести за собой паству по Евангельскому пути в Царство Божие. Это основная задача наших священнослужителей.
- По долгу службы Вы уже бывали во многих зарубежных странах: в Канаде, в Израиле, в европейских государствах. Облик православной матушки где-нибудь отличается? Российская, белорусская матушка, европейская… Есть какие-то отличия?
- Вы знаете, у нас есть разные взгляды на само слово «матушка». Мы иногда употребляем слово «матушка» не совсем так, как того требует традиция. Обычно мы матушками называем инокинь - тех, кто подвизается в монастырях. Вот они, инокини, - матушки. Мы иногда именуем жён священников матушками. Но знаете, очень неэтично и нетактично, когда священник говорит: «Я, отец, допустим, Петр (или Николай, или Павел). Я отец, а это моя матушка». Это звучит как моветон. Это неправильно. Если священник кому-то представляется, то правильно говорить: «Я протоиерей такой-то, а это моя супруга. Вот ее зовут вот так-то». А люди, из уважения к священному сану, называют священника «батюшка», то есть настоящий духовный отец. А это его матушка - как любящая мать. Паства может так называть, а когда сам священник себя так называет, это все равно, что я сейчас скажу: «Вы знаете, а я дорогой и любимый владыка Павел».
Супруга священника несет очень тяжелый крест. Она тоже должна понимать, что ее супруг – священник. А значит, она даже внешним видом не должна подавать повода для соблазна. Должна быть скромной, смиренной, кроткой, не должна увлекаться какими-то светскими формами жизни. Везде должна проявляться скромность: и в поведении самого священника и в поведении его супруги. Ведь люди всё замечают, и у них может возникнуть соблазн: «Посмотрите, как мы скромно одеваемся, а как одевается наша матушка, сколько она на себя надевает украшений, драгоценностей».
- Владыка, давайте поговорим о чуде. Я знаю, что Вы были не просто свидетелем, а даже участником одной чудесной истории.
- В Псково-Печерском монастыре был такой случай. Когда я шёл на трапезу, то увидел, что в детской колясочке две женщины везли одного мальчика. Он был весь скрюченный, скорченный. Никого из братьев поблизости не было, и они подошли ко мне. Одна женщина говорит: «Батюшка, можно Вас на минуточку?». Я говорю: «Да, слушаю вас». Она говорит: «Вот, мы приехали из Питера, у нас ребенок болеет. Был нормальный, а потом что-то с ним случилось. И вот, видите, его парализовало. А совсем недавно ему явился какой-то старец и сказал ехать в Псково-Печерский монастырь, обратиться там к отцу Павлу. Сказал, что тот его исцелит». А с именем Павел у нас был я один. И я им говорю: «Вы знаете, Вы не ищите Павла, я знаю его. Он сейчас на послушании. А вообще он проходимец, Вы к нему не ходите. Вы лучше сейчас идите в храм, там у нас есть мощи преподобномученика Корнилия. Вы этого мальчика приложите. Преподобный Корнилий вам поможет. Идите туда». Я им показал, куда, а сам пошел на трапезу. Закончилась трапеза, мы выходим. И тут прибегает из храма один послушник и говорит: «Слушайте, там такое произошло! Привезли какого-то мальчика скрюченного, парализованного, его кое-как подняли, к мощам святого Корнилия приложили. Он после этого встал. Понимаете? Вот, они сейчас все там, идите туда. Кто плачет, кто поет, кто что там делает». Вот такой случай произошёл.
- У каждого человека, наверное, свой путь к Богу. Кто-то приходит раньше, кто-то позже, кто-то после каких-то событий. Расскажите, пожалуйста, были ли у Вас случаи, когда Бог Вам подсказывал: это Ваш путь.
- После того, как я вернулся из армии, я попал в аварию. И вот я лежу на больничной койке, открываю глаза и вижу на столе книгу. Я ее прочитал. Она называется (до сих пор помню, хоть прошло уже более 40 лет) «Явление мертвых живым». Я её очень быстро прочёл и вдруг стал переосмыслять всё то, что со мной происходило и до армии, и в армии. И тут я понял, что Господь все время был рядом со мной.
Мы просто настолько засуетились, мы настолько увлечены сиюминутными какими-то делами. Из-за суеты житейской мы просто не замечаем, что Господь действительно всегда с нами. Но, может быть, вы правильно сказали, не надо впадать в какую-то крайность или отчаяние. Придёт время – Господь откроется. Самое главное, что мы должны делать, это никогда не ложиться спать, не помолившись, - хотя бы кратенько. Надо обязательно попросить Бога, чтобы Он благословил наступающую ночь пройти и благополучно восстать от одра. Встал утром, перекрестился: «Слава тебе, Господи, слава Тебе». Поблагодари Бога, хоть кратенько попроси, чтобы Господь тебя сохранил, чтобы послал тебе Ангела-хранителя. А если ещё прочитаешь утренние молитвы, прочитаешь Евангелие, обратишься к Богу, весь день будет проходить под благословением Божьим.
Источник: Собор.by
→ В Томске школьник Саша Кирасов спас малышей, упавших под лед
← Будущие полицейские помогают православному детскому приюту