Служение любви
05.03.2014Сестричество православных сестер милосердия имени Серафима Саровского начало свое «военное» служение, когда в декабре 1994 г., с началом Чеченской кампании, раненые военнослужащие огромным потоком стали поступать в находящийся в городе Ростове-на-Дону 1602 Военный клинический госпиталь Северо-Кавказского военного округа.
Организатором и координатором сестричества стала Ангелина Михайловна Беланова. Супруг Ангелины Михайловны, Михаил Сивожелезов, соработник и единомышленник, всячески поддерживал жену на этом поприще. Он еще не знал тогда, что в 57 лет закончит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, а в 58 лет станет священником и настоятелем храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в этом же военном госпитале. Теперь он – первый госпитальный священник в истории российских Вооруженных cил, помощник начальника ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Минобороны России по работе с верующими военнослужащими.
О том, как проходило становление военного cестричества, рассказала матушка Ангелина.
– Ангелина Михайловна, как вы пришли к сестринскому служению? Чем был обусловлен ваш выбор?
– Этот путь не был выбран мною по собственному желанию. Я долго отказывалась, не поддаваясь настойчивым уговорам сослуживцев. По профессии я психолог и преподавала в Ростовском государственном университете, где на протяжении двух лет сотрудники уговаривали меня организовать обучение православных сестер милосердия на базе факультета психологии РГУ. Я понимала, что? взявшись за это дело, нужно будет жертвовать не только собой, но и временем, предназначенным для семьи, поэтому медлила давать согласие. Но когда я получила исцеление от тяжелой болезни, мне стало стыдно: «Господи, ты поднимаешь меня со смертного одра, а я ради Тебя не хочу брать тяжесть такого служения».
Я из православной семьи. Мой дедушка по отцу, церковный староста, в 30-е годы был арестован как «церковник-вредитель». Семья также была сослана и лишена избирательных прав. Мой отец проходил срочную службу в военных частях на Дальнем Востоке, где служили так называемые «дети лишенцев». Во время ВОВ папа воевал на передовой, был ранен. Находясь на лечении в военном госпитале в Иваново, он по доброй воле ухаживал за более тяжелыми ранеными. После войны отец принял сан священника. Он меня и благословил в 1992 году на сестринское служение, говоря: «Деточка, соглашайся, скоро будет война, раненым солдатам нужна будет помощь».
Как я могла отказаться? Правящий архиерей благословил создание православного cестричества и курсов православных сестер милосердия, а через два года, в 1994 г., началась война, к которой мы уже, по Промыслу Божию, были подготовлены. 1602 Окружной военный клинический госпиталь, который имел статус прифронтового эвакогоспиталя, был переполнен ранеными, поступающими из районов боевых действий, а наша организация уже существовала и смогла откликнуться на просьбу прислать в госпиталь православных сестер милосердия. Так мы там и появились.
– Какую помощь вы оказывали раненым?
– Прежде всего это была помощь по уходу, ради которой нас и пригласило командование округа. К этому времени правящий архиерей Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон подписал Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Северо-Кавказским военным округом. Именно поэтому наше сестричество, в свою очередь, имело возможность заключить договор о сотрудничестве с военным госпиталем.
Наши сестры милосердия безвозмездно приняли на себя функции младших медицинских сестер по уходу. Мы делали самую грязную работу: выносили утки, мыли раненых, поили и кормили их, умывали и брили, стригли и мыли им головы, обрабатывали камфорным спиртом для предупреждения пролежней. Ухаживали за всеми ранеными одинаково добросовестно, не разделяя их по национальным и религиозным признакам. Мы ничем не брезговали, потому что Господь давал нам силы относиться к раненым как к своим собственным сыновьям, братьям и тем самым оказывать им духовно-нравственную помощь.
Я принимала их как мать, как своих детей, находящихся в более тяжелом положении, чем мои родные дети, и как мать отдавала все силы тем детям, которым тяжелее, жизнь которых в опасности. Очень много времени я проводила в госпитале, младшая дочь до сих пор на меня обижается: «Мама, я без тебя росла». До сих пор чувствую перед ней свою вину. Очень сложно женщинам, имеющим семьи, выполнять сестринское послушание. Трудно соблюсти грань, чтобы не творить добро за счет кого-то. Это нужно помнить.
– В чем заключалась ваша помощь во время военных действий, кроме ухода?
– Наше служение было служением деятельной христианской любви, проповедью Христа делами милосердия. К нам обращались и сами раненые, и медперсонал как к представителям Церкви. Если нам задавали вопросы, касающиеся вероучения, спасения, мы старались приглашать для ответов на них священников. Мы помогали священникам при совершении ими треб в стенах госпиталя, а раненым помогали готовиться к церковным Таинствам. Мы приносили и раздавали раненым по их просьбам духовную литературу, иконы, нательные крестики, и по-матерински пекли для раненых пироги, каждый день поили их чаем из лекарственных трав, кормили дополнительно к госпитальному питанию вкусной домашней едой – как своих родных детей и братьев.
– Насколько было тяжело морально находиться рядом и помогать тяжелораненым?
– Тяжело было, но не морально. Наверное потому, что нам помогал Господь, перекрывая все трудности пасхальной радостью. Тяжесть чувствуешь в процессе труда, иногда кажется, человеческих сил не хватит все это видеть и делать, но откуда-то берутся силы, ощущается радость, оттого, что ты нужен, ты – орудие в руках Божиих.
Иногда вновь приходящие к нам неопытные сестры при виде тяжелораненых начинали плакать от жалости к ним. Мы объясняли, что этого делать нельзя: в сознание раненого входит представление о себе как об ущербном человеке, калеке. Наоборот, мы говорили раненым, потерявшим, например, ногу, что если ты себя не считаешь инвалидом – ты не инвалид. Да, есть определенные физические ограничения, и только, потому что «внутренний человек» остается всегда целым. Я говорила раненым: «Господь своих не предает, держитесь за Него – все преодолеете, выстоите, будете жить полноценной жизнью и другим будете помогать выстоять».
– Как относились к вам сами раненые?
– Многие раненые рассказывали, что вначале не могли понять, что заставляет нас каждый день приходить в госпиталь и ухаживать за ними, поддерживать их психологически и морально, присматривались к нам. Некоторые сначала принимали нас за монахинь, потом узнавали, что у нас есть семьи, дети, а молодым сестрам можно выходить замуж. Раненые узнавали, что мы работаем или учимся, а послушание в сестричестве несем в свободное от работы и семейных хлопот время, что в госпитале работаем бескорыстно. Кое-кто удивлялся, нормальные ли мы? Убеждались — нормальные, адекватные люди, большинство с высшим образованием, успешные, говоря современным языком.
Потом приходило понимание – то, что мы делаем – это просто утерянная норма жизни, нравственная норма христианской жизни. Раненые говорили, что это понимание помогало им собраться с силами для выздоровления как физического, так и духовного.
– Подобное служение сопряжено с огромным напряжением как физических сил, так и душевных. Все ли выдерживали эту тяжесть, менялся ли состав сестричества?
– Тяжесть этого служения можно выдержать, только если работаешь ради Христа, никогда не забывая об этом. В случае если надеешься только на свои силы, забывая о Боге – сгоришь, тебя расплющит эта тяжесть, раздавит просто; если же ты идешь трудиться ради Христа, то приходит понимание, что ты грешный немощный человек и являешься орудием в Его святом деле. Мы заметили, что у сестер милосердия, которые работают ради Христа; синдрома выгорания не наблюдается. Наоборот, Господь дает радость, перекрывающую все тяготы служения.
Состав сестричества менялся, но не полностью. Сестры оставляют служение не потому, что надорвались, а по той причине, что мы работаем без оплаты, молодые выходят замуж, у пожилых начинаются болезни. В первую Чеченскую войну в составе сестричества было около 50 сестер, во вторую – около 30. Сейчас – 12, но много волонтеров.
– Как вы готовите сестер милосердия к служению? Есть ли методика?
– Мы готовим сестер по принципу «делай, как я». Берем их с собой на послушания, шаг за шагом проводя индивидуальное обучение. Первоначально приемам ухода и патронажа мы обучались по датскому пособию, переданному нам в дар Марфо-Мариинской обителью милосердия. Особенностям психологической работы с военнослужащими, получившими боевые ранения и травмы, нас обучали ведущие отечественные клинические и медицинские психологи, которых мы имели возможность пригласить к нам для проведения серии интерактивных обучающих семинаров на средства гранта Президента Российской Федерации. По моему мнению, современных православных сестер милосердия нельзя отождествлять с медицинскими патронажными сестрами, хотя они должны владеть навыками, умениями и знаниями об основах ухода за больными людьми.
– В чем особенности вашего служения? Чем оно уникально и отличается от церковного социального служения сестер милосердия при организациях Минздрава?
– Отличия связаны с особенностями военного служения, с реалиями военной жизни, в частности, с особенностями физического и психического состояния людей, получивших боевые ранения и травмы. Наш опыт уникален тем, что он основан на многолетнем постоянном служении православных сестер милосердия в условиях окружного военного госпиталя, в течение ряда лет имевшего статус прифронтового эвакогоспиталя.
Наше сестричество имеет также опыт помощи людям, пострадавшим в террористических актах. Но самое главное, наши сестры милосердия в процессе своего служения преемственно обучаются опыту верного духовно-нравственного подхода к страдающим людям, нуждающимся в помощи. Верность этого подхода определяется тем, что основой его является знание основ православного вероучения, знание и соблюдение духовно-нравственных законов Церкви Христовой.
– В чем состоит ваша работа сегодня, в мирное время?
– Сегодня от нас не требуется оказывать помощь по уходу в таких масштабах, как в годы ведения боевых действий. Сегодня центром служения сестричества является госпитальный храм в честь святителя исповедника Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), обустроенный в хирургическом корпусе 1602 ВКГ с февраля 2008 года. Наши сестры милосердия несут различные храмовые послушания: содержат храм в чистоте, поют и читают на клиросе, трудятся за свечным ящиком, работают с людьми, приходящими в храм. Выздоравливающие военнослужащие сами приходят в храм, принимают участие в богослужениях, в Таинствах Церкви.
Сестры несут послушания под духовным окормлением настоятеля госпитального храма, духовника нашего сестричества отца Михаила Сивожелезова, моего супруга. К тяжелобольным военнослужащим мы идем сами, помогаем священнику при совершении треб в палатах, а больным военнослужащим помогаем готовиться к церковным Таинствам. Помогаем ухаживать за тяжелобольными, если в этом есть необходимость.
К праздникам Рождества Христова, ко Дню Светлого Христова Воскресения силами сестричества вот уже двадцатый год подряд готовятся праздничные мероприятия с вручением военнослужащим срочной службы по призыву подарков (сладости, фрукты – на Рождество Христово и День защитника Отечества; освященные куличи и яйца – на Пасху).
Часто ветераны боевых действий страдают тяжкими последствиями участия в военных действиях, в частности, так называемым посттравматическим расстройством психики. С годами заболевание усиливается. Конечно, с людьми, страдающими «афганским» или «чеченским» синдромом работают психологи, психиатры – казалось бы успешно, но полное выздоровление не наступает, если человек не обращается к Богу. Врачи купируют, сглаживают, но душе нужна помощь Божия. Мы, сестры милосердия, объясняем ветеранам боевых действий, что есть возможность исцеления, но только если человек повернется к Богу.
Мы имеем опыт по оказанию помощи таким людям и надеемся на помощь Божию в организации церковного Центра духовно-нравственной реабилитации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях и членов их семей.
Источник: Вестник военного и морского духовенства
→ Владимир Путин: Россия не будет воевать с братским украинским народом
← Сербы провели в Белграде акцию в поддержку позиции России по Украине