Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий — военачальник Христов
15.04.2014«В России всегда были и есть два воинства. Первое — это ратное, защищающее Отечество силой оружия, второе — духовное, которое защищает дух нашего народа силой креста и молитвы», — уверен епископ Петропавловский и Камчатский Артемий. Военный, ставший монахом, священником, а затем — и епископом. 10 апреля исполнилось три года его пребывания на кафедре. С кем и ради чего владыка воюет на границе своей Родины?
Россия и Украина
— Владыка, Вы родились на Украине, носите украинскую фамилию. Куда уходит корнями Ваш род?
— В моей родословной, наверное, как у большинства людей, проживающих на территории России, исторически мирно слились несколько народов. Отец у меня — украинец из Полтавы, а мама — русская из Курской области. Во мне равномерно слились русская и украинская кровь. И как меня нельзя разорвать, так и нельзя разорвать веками сросшиеся родственные, культурные, исторические и социальные отношения между нашими братскими народами — Россией и Украиной.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве. Что главное, чему Вы научились от родителей? Кем Вы мечтали стать? Какие Ваши самые яркие духовные впечатления детства?
— Я рос как среднестатистический ребенок советского периода. Мои родители с раннего возраста прививали мне любовь к труду. Отец научил практически всем рукоделиям, которыми должен владеть любой мужчина — и плотническому, и столярному, и слесарному и даже сварочному. А мать, в свою очередь, привила любовь к чистоте и порядку.
В детстве мы всегда всей семьей работали на даче. Копали грядки, обрезали деревья, всегда было очень много работы по консервации овощей и иных забот по хозяйству.
А вот первую молитву я познал от бабушек. Долго я хранил ее в глубокой тайне своей детской души, а когда пришло время, то это уже и проявилось в моей повседневной деятельности.
Любовь к Родине
— Чем был обусловлен выбор профессии военного после школы?
— Наверное, тем, что нас — детей советского периода — воспитывали на основах патриотизма и любви к Родине. И защита Отечества всегда была для нас священным долгом. Привитие этих чувств шло с самого глубокого детства: даже игры, например, «Зарница», приучали к умению воевать и защищать свою Родину.
И потом общение с людьми, знакомыми и друзьями нашей семьи, прошедшими этот путь — путь военного человека — определило и сформировало желание носить форму и служить Родине.
— Расскажите о Вашей военной службе в Казахстане. Что она Вам дала и чем запомнилась?
— В Казахстане я попал в г. Алматы в звании офицера. Прослужил там 12 лет, дослужился от лейтенанта до капитана. Приобрел много друзей, с которыми до сих пор общаюсь, и с которыми у нас хорошие, добрые отношения. Армия воспитала во мне такие качества, как служение долгу, самоорганизованность, дисциплина — как внутренняя, так и внешняя. И поэтому в дальнейшем переход в монастырскую жизнь для меня был достаточно легким. И в армии, и в монастыре жизнь регламентируется уставом, и все основывается на послушании, или как в армии — на подчинении старшему офицеру.
Первые шаги
— После увольнения в запас Вы трудились на строительстве храма в честь Рождества Христова г. Алма-Аты. Расскажите, как это было.
— Первые мои шаги в воцерковлении связаны с приходом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и с храмом в честь Рождества Христова, где я приобщался к христианской жизни, проходил путь духовного становления и участвовал в строительстве храма. Познакомился с настоятелем Христорождественского храма — прот. Александром Осокиным (ныне епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан), который в свою очередь с детства дружен с архимандритом Никоном, наместником Николо-Шартомского монастыря (ныне епископ Шуйский и Тейковский Никон). Знакомство с ним и обусловило дальнейший мой переход в Николо-Шартомский монастырь и принятие монашеского пострига, после которого я был направлен в Новосибирскую епархию с миссионерской целью — организовать мужскую обитель.
— Была ли в Вашей жизни главная встреча, которая определила Ваш жизненный путь?
— Моя главная встреча — это встреча с моим духовником, архимандритом Наумом, с первых слов которого те колебания и сомнения, которые были в моей душе, были полностью развеяны. С тех пор я стараюсь всегда придерживаться благословения и советов старца. И благодарен, что Господь послал мне эту чудесную встречу.
— Вы наречены в честь праведного отрока Артемия Веркольского. Почему именно этот святой стал Вашим небесным покровителем?
— Я полностью доверился в выборе имени наместнику монастыря и духовнику. И этот выбор — их выбор. Как ребенок рождается и по рождению не участвует в выборе своего имени, за него принимают решение родители, так и в монашестве более правильно доверяться духовнику и наместнику.
Пасха в палатке
— Почти 15 лет Вы несли служение в Новосибирской епархии — занимались миссионерством, строительством, были наместником монастыря. Расскажите о годах, проведенных в Сибири. Чем они запомнились? Чего удалось достичь?
— Мы приехали в Сибирь, в с. Малоирменка, 23 апреля, накануне Пасхи, на грузовом автомобиле «ЗИЛ» с палаткой и минимальным набором церковной утвари. Уставшие, мы с помощью жителей поставили армейскую 20-местную палатку, установили престол. И так как это была Великая Суббота, начали готовиться к Божественной литургии.
Казалось, что в эту палатку поместилась вся деревня. Практически все жители собрались на службу. В этот день была отслужена первая Божественная литургия. Потом вокруг места, где стояла палатка, возвели стены и построили храм. Но этот яркий, особенный день запомнился на всю жизнь.
За 15 лет количество братии от первых 5–6 человек выросло более чем в 10 раз — сейчас монастырь с. Козихи в честь Архистратига Божия Михаила насчитывает более 80 насельников. В данный момент монастырь имеет 10 подворий с 7 храмами и хозяйственными структурами. В Новосибирске был построен большой красивый храм длиной 36, шириной 24 и высотой 60 метров, который стал украшением города. Этот храм был заложен Святейшим Патриархом Алексием II в. 2002 году, и освящен Святейшим Патриархом Кириллом в 2013 году.
Были возведены и обустроены сам монастырь в честь Архистратига Божия Михаила с. Козиха, детский приют в Верх-Ирмени, пруды с рыбой, пасека, зерновые поля, теплицы, огороды, пилорама, столярные и слесарные мастерские. То есть вся структура для самообеспечения жизни братий монастыря. Ко всему прочему, за 15 лет монастырь подготовил немало наместников монастырей и четверых епископов для Русской Православной Церкви.
Первых впечатлений не было
— Три года назад решением Священного Синода Вы были избраны епископом Петропавловским и Камчатским. Какой Вы увидели Камчатку, прибыв к новому месту служения? Какими были первые впечатления? С чем пришлось столкнуться? Какие шаги были предприняты в первую очередь?
— У каждого руководителя свои планы и свой стиль работы. Каждый человек индивидуален и раскрывает свои таланты в разных сферах по-разному. К моему приходу на Петропавловскую и Камчатскую кафедру в епархии был проделан колоссальный труд — построен собор Святой Живоначальной Троицы, открыты многие приходы на территории Камчатского полуострова. Но на приходах не хватало священников, особенно в северной части полуострова, а верующие собирались для молитвы в приспособленных помещениях. Даже епархиальное управление находилось в малообустроенном помещении.
Не было помещения для отделов епархии. Вот эти задачи и нужно было решить в первую очередь.
Также приходилось и самому учиться, для меня все было ново. Но тот запас прочности, который был получен в монастыре, да и опыт военной жизни послужил хорошей основой. И в общем то, на данный момент все более-менее структурировано.
Первых впечатлений как таковых не было — с первых же дней с головой погрузился в работу и даже не обращал внимания на погоду. Даже то, что деревья на Камчатской земле распускаются только в середине июня, осознал гораздо позднее… Но новое всегда интересно — поэтому с удовольствием взялся за работу, не оглядываясь особо по сторонам. А уже через время стал знакомиться с красотами Камчатки и в процессе работы приобретать новых друзей. В целом — мне нравится и место, и епархия, и коллектив.
Программа-20
— В чем уникальность Петропавловской и Камчатской епархии?
— Каждое место само по себе уникально. Но не нужно забывать, что не место красит человека, а человек — место. Особенность нашей епархии — оторванность от материка. Внутри полуострова сообщение между Петропавловском-Камчатским и поселками, расположенными в северной части полуострова, возможно только на вертолете и самолетах. Поэтому есть свои трудности, но радость от преодоления этих трудностей вдохновляет. Не зря говорят, что там, где трудишься по послушанию, понимаешь, что тебе помогает Господь.
— Чего удалось достичь за три года, что Вы возглавляете епархию?
— Как я уже говорил ранее, многие приходы, особенно северные, не имели своих храмов и своих священников, поэтому совместно с правительством Камчатского края была разработана программа, которая впоследствии получила название «Программа-20». Она предполагает строительство православных храмов в каждом районном центре, и в первую очередь в каждом районе города Петропавловска-Камчатского. Мы стремимся, чтобы храмы были в шаговой доступности у прихожан, особенно в нашей суровой климатической зоне, к чему и призывает Святейший Патриарх Кирилл. Для этого нужно было привлечь новых священнослужителей.
В первые годы я ездил по семинариям и по центральным епархиям, рассказывая о Камчатском полуострове, о епархии, приглашая выпускников семинарий к нам в епархию. Сейчас можно подвести промежуточный итог — за 3 года рукоположено 13 молодых, достойных священников. Многие приходы обрели своего постоянного пастыря. Даже такие отдаленные села, как Никольское (Командорские острова), пгт. Палана, п. Озерновский, п. Тиличики, п. Тигиль, п. Усть-Хайрюзово и п. Ключи сейчас имеют своих постоянных священников.
Епархиальная жизнь динамично развивается. В прошлом году начал работать епархиальный Духовно-Просветительский центр в честь святого Николая Чудотворца. Помещения Центра включают в себя приходской храм, епархиальную библиотеку, актовый зал на 280 мест, класс катехизации, детскую театральную студию, православное молодежное кафе, церковную лавку, просторный вестибюль.
Прекрасный зрительный зал, оснащенный современным световым и звуковым оборудованием, принимает на своей сцене участников конференций, праздничных рождественских и пасхальных театрализованных постановок, музыкальных и литературных встреч духовной направленности. В классе катехизации проводятся три подготовительные беседы к таинству Крещения. С начала этого года начали работу двухгодичные катехизаторские курсы для мирян по универсальной программе православных богословских факультетов, которые успешно посещают более 25 человек.
Значительно окреп епархиальный мужской монастырь. На территории монастыря был возведен двухэтажный братский корпус. Численность монашеской братии возросла до 28 человек. Силами братии ведется строительство Камчатского Морского Собора. Братия монастыря активно занимаются миссионерской деятельностью в отдаленных районах Камчатского края.
Безработица и сектанты на снегоходах
— Расскажите, пожалуйста, о миссионерской работе с коренными народами. С какими проблемами приходится сталкиваться?
— Говоря о проблемах, которые испытывают коренные малые народы Севера, хотелось бы отметить, что 90% людей безработные, имеют плохие жилищные условия. Инфраструктура в поселках развита очень слабо. Отмечается низкая рождаемость и высокая смертность, слабо развита культура. Среди малочисленных народов очень высокая алкогольная и наркотическая зависимость (даже среди детей). Зачастую здесь нет отделения Сбербанка, больницы или почты. Вместо этого в поселках работают «выездные бригады», в состав которых входят врачи, специалисты УВД, сотрудники ГАИ, представители Гостехнадзора и др.
Северные районы Камчатского края подвержены влиянию сектантов, которые приезжают на снегоходах из Магаданской области и будоражат местное население. Но ввиду того, что сейчас в северных районах появились постоянные священники, во многих поселках сектантов перестали принимать. Так, например, в с. Аянка группу сектантов, приехавших в село для своей миссионерской деятельности, местное население не приняло. Такие моменты радуют. Это уже как раз и говорит о плодах миссионерской работы.
Молодёжный десант
Миссионеры епархии стараются по возможности посещать стойбища оленеводов, доставлять гуманитарную помощь, предметы церковного обихода. Священники часто приезжают в тундру, освящают табуны, крестят детей и проводят беседы. Люди чувствуют заботу о себе.
Ежегодно на Камчатке проходит гонка на собачьих упряжках «Берингия». Местный священник иерей Владислав Ревенок сам участвует в гонке на своих собаках, готовит нарты, помимо этого на местах стоянок совершает различные требы и окормляет православных верующих в отдаленных участках Севера.
Епархия активно сотрудничает с движением «Дружба северян», которая состоит из молодежи коренных малых народов Севера. Движение занимается пропагандой здорового образа жизни. Совместно с этой организацией второй год подряд проводится «Молодёжный десант в родные сёла». Ребята посещают отдаленные поселки края, проводят работу «За здоровый образ жизни», формируют группы молодежного актива. В «десанте» принимает участие руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Дмитрий Апатов. В данное время «Молодежный десант» в количестве 9 человек уже второй месяц работает на Севере Камчатки в Пенжинском районе, посещая все сёла и оставаясь в каждом по 10 дней, создает молодежные ячейки, проводит беседы с молодежью, викторины, показывает образовательные фильмы.
Библия на корякском
— В 2012 году Институт перевода Библии издал Евангелие от Луки на корякском языке с Вашим предисловием. Будут ли еще подобные издания?
— Большинство представителей коренных малых народов Севера практически не знает родного языка. В школах он преподается факультативно. По заказу епархии Институт перевода Библии осуществил издание Евангелия от Луки на корякском и ительменском языках с параллельным переводом на русский в комплекте с аудиозаписью текста. Тираж издания составил 500 экземпляров корякского и 300 — ительменского текста.
Петропавловская и Камчатская епархия активно сотрудничает с центром перевода Библии на родные языки Севера. В ближайшее время будет осуществляться перевод на корякский и ительменский языки других книг Нового Завета — Четвероевангелия и первых книг Апостола.
— Комментируя строительство новых храмов на полуострове, Вы наверняка неслучайно привели в пример митрополита Камчатского Нестора (Анисимова). Насколько значима ли фигура владыки Нестора для православных на Камчатке сегодня? Изучается ли его духовное наследие, биография, заложенные им миссионерские традиции?
— Владыка Нестор (Анисимов) (1885—1962 гг.), будучи еще иеромонахом, оставил большой след в жизни Камчаткого полуострова. Он организовал Православное братство в честь Спаса Нерукотворного, которое занималось сбором средств для строительства приходских храмов, школ и больниц на севере Камчатки. Его трудами на севере Камчатского полуострова была организована общинная жизнь. Для Камчатки фигура митрополита Нестора очень значима. Его опыт по устройству приходской жизни используется нами и сейчас. Епархия так же собирает средства для покупки храмов на материке и доставляет их на север Камчатки; в этом году было принято решение о возрождении Камчатского Православного братства.
С 2000-го года А. И. Белашов ведет работу по сбору материалов для канонизации Священным Синодом этого выдающегося миссионера и патриота России. На данный момент более половины работы уже проделано.
Два воинства Руси
— Расскажите о взаимодействии епархии с вооруженными силами на Северо-востоке России. Как на практике реализуется соглашение, заключенное между епархией и военными?
— Камчатка — особый регион России. Это восточный форпост нашей Родины. Здесь базируется эскадра атомных подводных крейсеров стратегического назначения, северо-западное управление пограничных войск, которому подконтрольна самая протяженная водная граница — 6500 км, а так же сотни других частей.
Кроме вышеперечисленных военных структур, наша епархия окормляет работников полиции, МЧС и других силовых структур. Для этого создан епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми структурами. 5 священников этого отдела окормляют воинские части, проводят лекции, присутствуют практически на всех торжественных мероприятиях.
Постоянно происходят освящения кораблей, знамен. Недавно Петропавловской и Камчатской епархией был передан в дар подводной лодке переносной иконостас, на ПСКР «Орел» была устроена и освящена часовня.
21 февраля 2014 года, в конференц-зале Епархиального управления вместе с командующим войсками и силами Северо-Востока Лииной Виктором Николаевичем мы подписали соглашение о сотрудничестве. Этот документ лишь упрочил наши отношения, которые сложились за эти годы.
В России всегда были и есть два воинства. Первое — это ратное, защищающее Отечество силой оружия, второе — духовное, которое защищает дух нашего народа силой креста и молитвы. И когда эти силы будут крепки в своем единении, тогда и Россия будет единой, крепкой и непобедимой на все века.
— Владыка, в чем Ваша самая большая радость?
— Если те дела, которые останутся после меня, будут полезны людям, это и будет моей самой большой радостью.
— К какой книге или автору Вы возвращаетесь чаще всего?
— В мире очень много достойных писателей и произведений, написанных ими, но я считаю, что книга, к которой должен чаще всего возвращаться христианин — это Евангелие. Это книга всех книг — я даже с ней не разлучаюсь. И каждый поступок человека должен согласовываться с евангельской истиной.
Источник: Вестник военного и морского духовенства
→ Епископ-гей по просьбе президента США прочитал молитву на пасхальном завтраке
← В Вологодской исправительной колонии пытаются сохранить древние фрески