Историк Галина Ульянова: Как белые цветы помогали больным туберкулезом
16.05.201418 мая в Марфо-Мариинской обители в Москве пройдет праздник Белого цветка. В этот день можно приобрести чудесные подарки ручной работы и помочь ближним – подопечным службы «Милосердие». Праздник в XXI веке – это и воспоминание о том, как наши предки помогали друг другу до революции.
Доктор исторических наук Галина Ульянова – ведущий отечественный специалист в области изучения истории российской благотворительности. Занимается широкой проблематикой, включая вопросы истории предпринимательства и промышленного развития, местного самоуправления, социальной истории, гражданского общества, истории женщин. С 1981 года работает в академическом Институте российской истории (ИРИ РАН). Автор более 150 научных и научно-популярных работ, опубликованных в России, Германии, США и Финляндии. Наиболее известна ее монография «Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914». Лауреат премии митрополита Макария.
– Праздник Белого цветка стали проводить в России в 1910 году, но Европейская Лига по борьбе с туберкулезом проводила его и ранее. Получается, эта традиция не столько наша, сколько западная, привозная?
– Мы не можем говорить о том, что привозное – это обязательно инородное. Россия весь XIX и начало XX века существовала в орбите европейского развития, особенно в культурном смысле. Мы видим у нас не столько заимствованные, сколько общеевропейские формы благотворительности.
У историков две версии, где впервые состоялся день Белого цветка (или, как он назывался в России, день Белой ромашки): по одним сведениям – в Дании, по другим – в Швеции. В разных странах Европы у сбора пожертвований были разные цели: где-то это была помощь неимущим детям, или больным детям, или больным туберкулезом.
Дни цветов были разные: например, был день Синего цветка – сбор средств в помощь больным и бедным детям, день Розового цветка – сбор в помощь бесприютным детям, день Колоса ржи, когда средства собирали в помощь голодающим во время неурожая.
– Почему символом благотворительности выбрали цветы?
– Потому что цветок символизирует процветание, весну, жизнь, это красивый символ. Кроме того, в начале XX века был распространен стиль модерн, или югендстиль в Германии, или art nouveau во Франции. Цветочный орнамент был очень популярен в это время.
Для людей XIX века цветы были очень важны и в этикете, был разработан язык цветов, люди знали, как выразить свои чувства, составив букет из разных цветков. В благотворительности использовался белый цветок – это цвет невинности, чистых помыслов и здоровья.
– Для первых русских дней Белого цветка даже искусственные цветы – символ праздника – закупались в Швеции.
– Да, и это объяснялось тем, что в России не было промыслов, которые изготавливали бы цветы. А, например, в Швейцарии, где дни Белого цветка проводились уже в начале века – может быть, с 1905-1906 года – эти цветы заказывали в деревнях, чтобы бедные люди могли подзаработать их изготовлением.
В России цветы тоже делали в некоторых городах, но первоначально покупали цветы в Швеции, где они просто были дешевле. Иногда цветы заказывали во Франции, где издавна были артели по производству искусственных цветов. Тоже получалось дешевле, чем делать в России.
– Праздник Белого цветка был поддержан Царской семьей…
– Благотворительность – важнейший момент в репрезентации власти, в поведении царствующей семьи, потому что царская семья подавала пример всем подданным.
– В нашей истории можно вспомнить купцов, содержавших богадельни, а какие формы массовых сборов, так сказать, «с миру по нитке – голому рубаха», существовали в России?
– Бывали акции, бывали подписки, например, сбор денег для беднейших семей, или сбор денег в случае каких-то бедствий, к примеру, пожара или голода. Каждые примерно 8-10 лет в России был неурожай и целые губернии голодали. Известно о том, что голод охватывал по нескольку губерний в 1891-1892, 1906, 1911 годах.
При плохих климатических условиях хлеба хватало только до декабря, иногда до января. А что делать дальше? Еще лежит снег, до нового урожая далеко и даже прокормиться дикими растениями нельзя. Люди скудно питались ржаным хлебом (испеченным с гороховой мукой), просяными лепешками, кое-где подмешивали в хлеб опилки, и даже глину, перетертую кору.
От плохого питания в селениях свирепствовала эпидемия тифа. Массы голодных уходили побираться в города. Отмечались случаи самоубийств людей, которые не могли найти ни еды, ни работы.
Со Средневековья основной формой массового сбора в пользу нуждающихся был кружечный сбор. Кружечный сбор был законодательно разрешен в России Сенатским указом 20 апреля 1781 года «О мерах к доставлению пропитания нищим». Но это не значит, что он не существовал ранее.
При некоторых бедствиях следовал императорский указ собирать средства в церквах. И мы, например, знаем подобные указы Петра I. А с 1870-х годов такие сборы приняли массовый характер.
– Чем отличается день Белого цветка от простого кружечного сбора?
– День Белого цветка проводится на улицах, а не только в храмах, в общественных помещениях (театрах, клубах). Это новая форма общения людей – это видно по фотографиям тех лет.
О празднике оповещали заранее. Обычно он проводился в апреле или начале мая, когда начинают зеленеть деревья, наступает весна, когда в людях пробуждаются к жизни новые надежды.
Сохранились, например, фотографии празднования дня Белого цветка в Петербурге в 1911–1912 годах. По улице идет шествие женщин в шляпах, в красивой одежде, под зонтиками, и они несут подобия рыцарских щитов, на каждом из которых закреплено по 100–200–300 искусственных цветов.
Цветы давались в обмен на небольшое пожертвование. Их, как значки на булавке, как бутоньерку можно было приколоть на лацкан или на платье. Сборщицы шли по городу сначала как единое шествие, потом расходились группами или поодиночке – приходили на площади, в народные дома.
Люди давали скромные деньги за цветы, причем не из рук в руки, а в опечатанные жестяные кружки с прорезью. Потом сборщицы сходились в народном доме (говоря современным языком – в районном клубе) или в комитете благотворительного общества, вскрывали кружки, подсчитывали деньги. Составлялись ведомости: например, сборщица Марья Иванова, кружка № 15, собрано 25 рублей 83 копейки.
Это было общественное дело под общественным контролем, чтобы все собранные деньги пошли нуждавшимся.
На фотографиях с праздника в 1911 году в Нижнем Новгороде – тоже весенний день, празднично одетые женщины у стен Нижегородского кремля, у них ленты через плечо, как сейчас надевают выпускники на выпускной вечер. На ленте могло быть написано «Праздник Белого цветка», «Борьба с туберкулезом». Это именно городской праздник помощи бедным.
В толпе мы видим людей разных сословий: есть бедно одетые люди – это рабочие, мещане, аскетичные монахини, и с другой стороны – одетые по последней моде дворянки. Очень интересный момент, когда участвуют сборщики на велосипедах: велосипед был предметом роскоши в то время, велосипеды только появились в последнюю четверть XIX века.
Получалось, что человек на велосипеде привлекал дополнительное внимание публики и мог привлечь к сбору больше людей. В Нижнем Новгороде на одной из фотографий виден роскошный автомобиль, весь украшенный белыми цветами. Тогда автомобилей было очень мало, и какая-то богатая семья дала свой автомобиль для праздника. Он ездил как красноречивая реклама акции.
В Москве, судя по фотографии 1911 года, где сборщики стоят у столика на котором сборные кружки с воззваниями, написанными на самодельных плакатах, у Мясницких ворот (примерно то место на бульварном кольце, где сейчас павильон станции метро «Чистые пруды» в начале Чистопрудного бульвара) в празднике Белого цветка участвовали совершенно небогатые люди: студенты, мещане.
– История Белого цветка начиналась для России не со столиц?
– Это пока не изучено. Известно, что в 1910 году день Белой ромашки или день Белого цветка проходил во всероссийском масштабе. Может быть, он в каких-то городах проходил раньше.
– Праздник Белого цветка изначально посвящался борьбе именно с туберкулезом?
– Это был день сбора денег и день распространения медицинских знаний. До XX века туберкулез, или «чахотка» по-русски, был практически неизлечимой болезнью. Люди страдали изматывающим кашлем и умирали в достаточно молодом или среднем возрасте.
Жертвой этой болезни стали многие известные люди: Антон Павлович Чехов в 20 лет заболел и в 44 года умер, польский композитор Фредерик Шопен умер в 39 лет, художник Борис Кустодиев – в 49 лет. Поиски методов борьбы с болезнью шли во всем мире.
В 1902 году в Берлине состоялась первая международная конференция по туберкулезу, тогда же в начале ХХ века началось применение рентгеновских лучей для диагностики. В 1919 году французские ученые Альбер Кальметт и Камиль Герен создали вакцину БЦЖ, широкое применение которой в Европе началось с 1930-х годов.
Антибиотики, эффективные против туберкулезной палочки, также разрабатывались между Первой и Второй мировыми войнами. Американский микробиолог Зельман Ваксман, синтезировал в 1943 году стрептомицин, и за это открытие был в 1952 году удостоен Нобелевской премии. В мемуарах людей, живших в середине XX века, мы читаем, как заболевшие с огромным трудом и за огромные деньги доставали эти ампулы.
Но до появления антибиотиков туберкулез был невероятно страшным заболеванием, и главное, болезнь прогрессировала в плохих бытовых условиях, при скудном питании. Лёгочный туберкулез не зря называли «болезнью бедняков». Поэтому нужно было помогать неимущим больным, и это было единственной возможностью продлить им жизнь и облегчить страдания.
В начале ХХ века (в 1901–1913 году) 10–11% всех лиц, обратившихся к врачу в России страдали болезнями органов дыхания. Я нашла эти цифры в отчетах Медицинского департамента МВД. Больных нужно было изолировать, чтобы они не распространяли эту болезнь дальше, они должны были хорошо питаться, быть на свежем воздухе, получать лечение.
– Средств от проведения дня Белого цветка могло хватить на помощь больным?
– В 1910 году в России в акции приняли участие 104 города, и было собрано полмиллиона рублей. Полмиллиона рублей – это очень много. Например, строительство больницы на 40–50 человек могло обойтись в 100 тысяч. Можно было построить пять новых больниц или санаториев.
В 1910 году была основана Всероссийская лига по борьбе с туберкулезом, куда входили родственники больных, а также врачи и священники. В благотворительном движении было много священников, потому что они были в большинстве своем образованными людьми, которые пользовались доверием прихожан и могли призвать делать пожертвования.
Журналисты также привлекали внимание общества к борьбе с болезнью. Хочу процитировать одно из воззваний: «заставить каждого вспомнить о существовании постоянного, страшного, хотя и невидимого врага всего человечества – туберкулеза, и призвать каждого вносить свою лепту на общее дело борьбы с ним».
– Вы говорили не только о сборе средств, но и о распространении медицинских знаний.
– С 1910 года в дни Белого цветка проходил не только сбор денег, но и организовывались медицинские выставки, врачи читали лекции по гигиене. В России была очень высокая смертность, в основном из-за очень низкого уровня жизни и антисанитарных условий, скученности. Люди просто не знали, например, что надо мыть руки, мыло начало распространяться только с 1860-х годов.
Нужны были сведения о гигиене, о том, как обрабатывать посуду, если в семье есть инфекционный больной, объяснять, что не должно быть контакта с больным. С конца XIX века люди очень интересовались вопросами гигиены, потому что всех волновало, как продлить свою жизнь. Жизнь была очень интересной, потому что разъединенность людей уменьшалась, появлялись новые формы информации досуга.
Идея «жить долго» невероятно волновала людей в эпоху достаточно высокой смертности, с которой сталкивалась каждая семья, и поэтому люди охотно ходили на лекции по гигиене и борьбе с туберкулезом. Для лекций бесплатно предоставлялись здания коммерческих собраний, городских театров, народных домов, клубов. Со стороны владельцев этих зданий это тоже была благотворительность.
– Когда традиция праздников Белого цветка прервалась и почему?
– Я думаю, что праздник прошел в последний раз, может быть, в 1915 году. Я не находила данных по 1916-1917 годам. В 1914-1915 годах все благотворительные потоки уже шли на помощь раненым воинам и семьям жертв Первой мировой войны, и стало не до Белого цветка. Фактически он широко проводился, может быть, 5 лет. Этот вопрос еще не до конца исследован.
– То есть во время Первой мировой благотворительность сохранялась, в том числе, и с участием царской семьи, просто в других формах?
– Благотворительность была очень обширной, но вся помощь была направлена жертвам войны и их семьям, беженцам, инвалидам, детям. Беженцев из западных губерний в восточные было около 7 миллионов человек. Известно, что во время массового перемещения огромных толп людей несколько десятков тысяч детей, потерявших в ходе путешествия своих родителей, были найдены на вокзалах, в поездах. Для этих детей надо было создавать приюты, деньги шли на это, а борьба с болезнями отошла на второй план.
Потом, в революционной России, после Первой мировой войны и последующей гражданской, было настолько тяжелое положение, и настолько были исчерпаны экономические и психологические ресурсы, что было не до праздников.
Люди просто пытались прокормиться, могли ехать за 500 километров, чтобы купить еду, дети умирали с голоду (мы знаем, у Марины Цветаевой, напомним, что ее мать умерла от туберкулеза в возрасте 37 лет, средняя дочка трехлетняя Ирина умерла от голода в 1920 году).
– То есть, нет речи о том, что Советская власть запретила праздник Белого цветка?
– Нет. Никто не запрещал, просто жизнь стала настолько мрачной и тяжелой, что уже, в общем, не до праздников и не до каких-то гуманистических стремлений.
– Восстановление праздника Белого цветка у нас началось с 2000 года. Вы следите за возрождением традиции?
– Практически нет. Но я наблюдаю современный период развития благотворительности в России и вижу, что пока журналисты недостаточно пропагандируют возрождение праздника Белого цветка. Благотворительные акции могут проходить, но большинство людей о них не знает. Фактически, пока «Русфонд» не начал собирать деньги на лечение больных на Первом канале, проблема благотворительности для большинства вообще была непонятной.
– Например, международная организация Charity AIDFoundation говорит о принесении зарубежных технологий благотворительности на русскую почву. Нам точно нужны зарубежные технологии, или у нас много своих, и хорошо бы в первую очередь возрождать их?
– CAF действует в России уже 20 лет. Я полагаю, не надо ничего абсолютизировать. Должен быть симбиоз разных национальных традиций. Во всем мире технологии фандрайзинга сейчас унифицированы.
Мы видим, конечно, глобализацию всех процессов в сфере благотворительности, и мы не должны абсолютизировать ни свою самобытность, ни заимствованные формы. Часто мы заимствуем ту технологию, которая уже была у нас 80 лет назад, с поправками на новые средства коммуникации.
Система оповещения о возможности помочь ближним сейчас расширяется благодаря интернету и телевидению. В то же время, мы больше заинтересовываем людей и создаем дополнительную мотивацию, если мы рассказываем, что в родных городах этих людей в 1910 и в 1911 году уже проводились такие же праздники Белого цветка, например.
Это рождает больше отклика в душе человека – и создает дополнительную возможность фандрайзинга.
У нас есть привязка к нашим национальным традициям. Если, например, объявляют праздник Белого цветка в Нижнем Новгороде, то нижегородцы видят фотографии 1911–1912 годов, где под стенами Кремля на площади стоит огромная толпа народу, собравшаяся ради этой акции.
Соединение людей в каком-то хорошем деле ради помощи страждущим очень важно и для каждого отдельного человека, и для самочувствия нации.
Источник: Православие и мир
→ Митрополит Амфилохий: Дух неофашизма сеет семена раздора
← Судан: Христианка, ждущая ребенка, приговорена к смерти за свою веру