Проект документа «О церковном браке» предложен для обсуждения епархиям
12.08.2015Проект документа «О церковном браке» подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права.
Текст документа опубликован на официальном сайте Московского патриархата. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Комментарии к проекту будут собираться аппаратом Межсоборного присутствия до 1 октября 2015 года.
В проекте, в частности, говорится о том, что брак, заключенный в законном порядке, но не освященный венчанием, c точки зрения Русской православной церкви не будет считаться греховным сожительством, а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах.
“В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного синода… о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом”, – говорится в проекте документа. В то же время представители Церкви отмечают, что необходимо “иметь особое попечение о таких людях”, разъясняя им “необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве брака”, а также то, что “для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема”, приводит текст проекта РИА “Новости”.
Отмечается, что единственной целью христианского брака, является совместное достижение супругами единства со Христом. Поэтому в документе особо подчеркивается, что “к участию в таинстве брака не могут быть допущены люди, не принадлежащие к христианству, а также желающие принять его по суеверным причинам”.
Различие вероисповеданий жениха и невесты делает “канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами”, говорится в документе. В то же время необходимо проявлять заботу “о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в православии своих детей”.
В проекте документа отмечается возможность “совершения браков православных христиан с католиками, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) и протестантами”, при условии “благословения брака в Православной церкви и воспитания детей в православной вере”.
В соответствии с подготовленной концепцией допускается возможность расторжения церковного брака “в результате отпадения одного из супругов от православия”, “прелюбодеяния одного из супругов”, “злонамеренного оставления одного супруга другим”, в случае “заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией”. Кроме того, авторы документа считают поводом для развода совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение ее к искусственному прерыванию беременности супругом.
При этом в документе разъясняется, что при наличии какого-либо из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. Решение о разводе принимает епархиальный архиерей, который “выдает свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком”.
Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, “не отменяет” для церковной власти необходимости “самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания… по церковным канонам и по долгу пастырского попечения”.
Источник: Православие и мир
→ Студенты из Гарварда пройдут занятия по звонарскому искусству в Даниловом монастыре
← Состоялось обсуждение новых направлений работы Синодального отдела по делам молодежи в Австрии