В Кремле на примере пятисотлетней давности демонстрируют, как надо утверждать государственную идеологию
13.12.2007Выставка "Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного" - подавляющий серьезностью и значительностью проект Музеев Московского Кремля. Никаких уступок массовым ожиданиям - ничего про крутой характер и многочисленных жен, ни слова из изощренно ехидной переписки с несостоявшейся невестой Елизаветой Английской, ни азиатской роскоши царского быта, ни варварских московитских нравов - только демонстрация торжества державной идеологии.
Во времена Ивана Грозного портретов не писали. Вместо царского изображения в русских городах получили массовое распространение иконы небесного покровителя Грозного Иоанна Предтечи, которого изображали истовым и суровым аскетом в рубище.
Экспозиция представляет эту идеологию иконами - великолепными, лучшими, собранными из десятка российских музеев, поражающими и профана, и знатока мастерством письма, сложностью замысла, светоносностью красок и тонкой гармоничностью драгоценных окладов. Эти иконы были созданы в эпоху становления русского государства лучшими мастерами, призванными ко двору прославлять государево могущество, утверждать его богоизбранность.
Величественный выставочный иконостас дополняет небольшое количество церемониальных и церковных предметов и изображение прямого и крепкого генеалогического древа Рюриковичей, привезенное из Упсальского университета.
Обоснование божественного происхождения царской власти, утверждение стольного града Москвы как нового Константинополя и третьего Рима, России как единственного оплота истиной веры, богоизбранности русского народа, смиренно стоящего вместе с царем-самодержцем перед очами Божьими, - тема выставки в Одностолпной палате Патриаршего дворца. И раскрыта она исключительно ценными вещами - ни одного случайного, лишнего, портящего торжественность экспозиции предмета.
Национальная идея и государственная идеология были при первом русском царе настолько детально и глубоко разработаны, что пережили не только Рюриковичей, Романовых и многочисленные смуты междуцарствий, но и советскую власть, тоже провозглашавшую свою всемирную исключительность и мессианство, но в качестве первого правоверного социалистического государства.
Идеи русского богоизбранничества и особого национального пути в XVI в. утверждались религиозной культурой такой силы и глубины, что иконы той поры до сих пор вызывают восхищение и душевный трепет. Если бы в наши дни этим идеям нашлось бы столь же мощное культурное подтверждение, то, возможно, они не казались бы такими сомнительными и даже смешными.
Выставка открыта до 6 апреля
Источник: Ведомости
→ Первоиерарх Русской зарубежной церкви стал лауреатом премии Андрея Первозванного
← К 15-летию ПСТГУ выпущен полный комплект дисков «Азбука иконописца»