"Не ругайся, козлёночком будешь"
16.07.2008Надо признаться, наше общество разговаривает матом, особенно, молодая его часть. А те, кто слышит этот устный разговорный, даже уже и замечаний не делают и не возмущаются, ведь можно и схлопотать в ответ.
Матом разговаривают не только молодые люди, матом объясняются и девушки. Если судить по безбрежному мату вокруг, общество заметно деградирует, потому что потерян стыд, утрачен слух, а матерщина становится способом выражения мыслей. Российский народ думает матом. Наша речь является первым и главным выразителем духовного состояния народа, общества.
Конечно, есть люди, в основном пожилые, которые разговаривают на русском языке, но особенно бережно сохраняется прекрасный русский язык в среде священнослужителей.
Священники – люди Книги, они знают церковно-славянский язык, служат на нём, поэтому и их русский язык сохраняет литературную форму, а речь священника заметно отличается от того обычного русского, на котором мы разговариваем. В ней больше слов, которые позволяют чётко и ясно формулировать мысль, быть убедительным, она стилистически, как правило, безупречна. Информационная служба Псковской епархии поинтересовалась у духовенства, что думает священник о матерных словах.
Священник Роман Ледин, преподаватель славянского языка в Духовном училище Пскова:
Год назад вышла удивительная книга крещеного азербайджанца Василия (Фазиля) Ирзабекова "Тайна русского слова" с подзаглавием "Заметки нерусского человека о русском языке". В этой книге Василий вскрывает истинный смысл матерной ругани. Он пишет, что язычникам-татарам было не понять тайну рождения Пресвятой Богородицы, Приснодевы, которая до Рождества, в Рождестве и после Рождества – Дева. Как это? Они ругались именно над этой Матерью, хулили именно Её.
В их языке эти слова не являются четко ругательными, но в русском языке они стали матерными словами и вошли в нашу жизнь уже с кощунственным, богохульным смыслом. Многие русские употребляют эти слова просто так, между прочим, чтобы выразить какие-то негативные гневные чувства по отношению к ближним и дальним, к событиям. Но забывают, что о каждом слове придётся нам дать ответ: "от слов своих оправдишися, от слов своих осудишься" (Мф. XII).
Нашим судьёй на Страшном Суде будут наши же слова. Василий перефразирует известную поговорку и говорит: "Не ругайся, братец, козлёночком будешь". Действительно, если мы будем ругать своего ближнего, а Господь предупреждает: "горе человеку, который говорит на брата своего рака", кто называет ближнего своего урод или дурак (безумный), тот подлежит геенне огненной и того надо судить на Синедрионе. Почему козлёночком станешь? Потому что судим будешь от своих слов. Ругаешь брата – ставишь себя на место Судии, на место Господа, судишь, а Господь нам такой власти не даёт. Он говорит: "Не судите, да не судимы будете". Не осуждайте и не будете осуждены. Если ты ругаешь брата, то встанешь на Страшном суде в сонме тех козлищ, которые будут поставлены Господом от Себя по левую сторону, среди неправедных.
Ругаясь матерно, а мат – от слова "мать", люди думают, что это грязные, нелитературные слова, и полагают, что ничего страшного не происходит. Но напомню, что слова рождаются в сердце, слово исходит из сердца, а потом мы произносим его нашими устами, и не понимаем, что смысл мата – проклятие. В корне матных слов содержится упоминание о детородности, матом проклинается источник жизни, деторождение, родители, а при глубоком анализе матерных слов становится понятно, что проклинают Творца, потому Бог - источник жизни. Мат – это не грязные и не литературные слова, это хула на Бога, на источник жизни, и если каждый человек это поймёт и осознает, то его лексикон изменится.
Василий Давыдович - коренной бакинец, директор Воскресной школы одного из московских храмов, размышляя о мате, пишет и о деградации русского языка, о том, что носители языка этой деградации не замечают. Мы даже не понимаем, особенно молодые люди, что, казалось бы, такие безобидные слова, как "блин", "фиг" отнюдь не такие невинные.
Словом "блин" заменяют матное слово, которое начинается на ту же букву, получается, "блином" ругаться можно, а другим словом нельзя. Блин - вкусная еда, но её название стало перефразом матного слова. "Фиг" - тоже слово-заменитель, означающее тот самый тайный уд наших прародителей, который был прикрыт фиговым листочком. Само подобное сложение перстов в "фигу" - есть надругательство над крестным знамением, так персты складывают сатанисты, они крестятся фигой, наоборот. Христианину, да и никакому другому человеку употреблять такие слова нельзя.
Протоиерей Владимир Бабин, настоятель Никольского храма в Палкино:
Я как-то написал статью "Коричневая чума" о мате в газету, но ее не опубликовали, потому что пишет священник. Сейчас уже перестали говорить на русском языке, если раньше в определенных слоях общества мат был связкой в речи, то теперь немало людей говорит матом. Мне приходится общаться с такими людьми, а это трудно. Мат – это беснование, и нам приходится этих бесов заставлять трудиться: у нас сейчас кровлю рабочие строят, так матерятся над храмом, просил их осторожнее выражаться, дети рядом бегают. У них язык опережает мысли, поэтому это не их язык, они не думают, что говорят. Настоящий добрый язык, язык общения, язык разговора исчезает.
Иногда мне говорят, когда я выступаю перед народом на каких-то мероприятиях в посёлке, как приятно вас слушать, а я им отвечаю: не потому, что я так говорю, а потому, что вы отвыкли от нормальной речи, от нормального русского языка. На церковно-славянском языке мы ведём богослужение, служим литургию, но не говорим на нём, и нам очень важно сохранить его, язык удивительный по глубине мысли и её выражению. И как священник я хорошо понимаю, что именно духовное знание, знание славянского языка, являются прекрасной закваской в умении владеть русским языком. Я - обычный человек, но благодаря пройденной духовной школе, семинарии, знанию языка Церкви – славянского, я умею говорить на русском языке, хотя, поступая, не умел сложить два-три слова. Культура языка – это внутреннее знание и состояние души человека.
Протоиерей Владимир Попов, настоятель Никольского храма в Любятове:
Как-то я лечился в санатории, в Черёхе, однажды подхожу к речке, удивительная красота природы, начало лета, прекрасный день, цветёт черёмуха, всё благоухает. Множество детей купается в реке, и самое страшное, когда подходишь к реке, слышишь, что все матерятся лагерным, страшным матом, и не только мальчишки, но и девчонки. Человек создан для того, чтобы хвалить Бога, быть в раю и ухаживать за раем, а что извергает современный человек? Он извергает только хулу на Бога. Человек создан для того, чтобы быть царём природы, с сожалением надо сказать, что наше время становится опасным для дальнейшего существования всего человечества. Зло превозмогает всякие представления о нём. Наше общество больно тем, что оно старается как можно дальше уйти от Бога, забыть Его, будто Бога нет, и это находит выражение в матерной речи.
Источник: ПАИ
← Подтверждена подлинность останков сына и дочери Николая II