Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Почему не сработал план Ющенко по разделению Православной Церкви?

28.07.2008

Почему не сработал план Ющенко по разделению Православной Церкви?"Встретились два брата, а не две конкурирующие фирмы" - так митрополит Кирилл в воскресенье вечером охарактеризовал совместное пребывание в Киеве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Патриарха Константинопольского Варфоломея I. Раскола в православии, на возможность которого указывали очень многие, удалось избежать. Надолго ли?

В аэропорту Патриарха Алексия встретили лидер украинской оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович и спикер Верховной рады Арсений Яценюк. Президент Виктор Ющенко не приехал - он демонстративно и не собирался. Пройдя несколько метров от трапа, Алексий II принял хлеб-соль, а затем подошел к журналистам. Из-за спин телеоператоров на Предстоятеля Русской православной церкви смотрел с огромного плаката Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Его изображения были развешаны и по дороге из аэропорта в Киев - чуть ли не на каждом столбе. Портреты Алексия II лишь мелькнули в руках группы из 10-15 человек, собравшихся у выезда с летного поля.

У ворот Киево-Печерской лавры, куда Патриарх отправился сразу с аэродрома, людей собралось гораздо больше - около двух тысяч. Возникла давка, многие не смогли попасть на молебен, который отслужил под открытым небом Патриарх. А вот послушать его речь пустили всех.

- Посещение Киева воспринимаю как милость Божию, - объявил Алексий II. - Отсюда началось распространение святой веры. Андрей Первозванный благословил киевские горы и предрек им великую славу.

Воздав должное древнему городу, Патриарх перешел к главному - единству Церкви:

- Прошедший в июле в Москве Архиерейский собор засвидетельствовал нашу приверженность единству церковному. И в предстоящие дни мы укрепим его, совершая литургии.

Жезл как знак примирения

Первая из литургий состоялась в воскресенье на Владимирской горке, у памятника крестителю Руси - князю Владимиру. Богослужение совершали в присутствии президента Ющенко. По "праву чести" первым тут был Константинопольский Патриарх Варфоломей I, носящий титул "Вселенского". Но пока патриархи шли к кафедрам, две тысячи верующих с желто-синими украинскими флагами скандировали: "Алексий! Алексий!" А чтобы никто не сомневался, что именно имеется в виду, вскоре раздался дружный хор: "Наш Патриарх - Алексий!" Жаль, не удалось в это время увидеть лицо президента Ющенко. Он стоял спиной к журналистам.

А после причастия предстоятели церквей говорили о великом значении праздника. Отдали должное они и князю Владимиру. А затем коснулись и самого главного - церковного устройства на Украине. Говорили о попытках украинских властей учредить независимую от Москвы Церковь, на которые Варфоломей - что очень важно - пока никак не откликнулся. О непризнанных в православном мире Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и сложном положении Украинской церкви Московского патриархата. Грустным было выступление ее Предстоятеля, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира:

- На теле церковном нарыв, разрез... Раскол, которым сегодня охвачена Украина, - боль наша.

Иными по тону были выступления патриархов. Сложные отношения между Константинополем и Москвой проявились в дипломатической пикировке. Патриарх Варфоломей долго рассказывал о роли Византии в принятии Русью христианства, напирая на то, что Константинопольская церковь - церковь-мать. Святейший патриарх Алексий материнской истории не отрицал. Более того, он сказал, что в Москве с благодарностью вспоминают Константинопольского Патриарха Дионисия, "благословившего в XVII веке воссоединение Русской церкви". Так изящно Алексий II ответил на сегодняшние попытки Константинополя оспорить правомерность вхождения Киевской митрополии в Русскую церковь. "Нужно дорожить этой историей, чтобы не подвергать сомнению общее будущее", - добавил Патриарх Московский и всея Руси. И обратился и к ревнителям украинской независимости:

- Церковное единство русского православия не может препятствовать суверенным государствам, наследникам Киевской Руси. Русская православная церковь с уважением относится к их суверенитету и готова сотрудничать на основе евангельских ценностей.

Ну а кончилась церемония вполне благолепно. Патриарх Варфоломей подарил Патриарху Алексию свой архиерейский жезл. Алексий II пообещал пользоваться им, пока хватит сил нести свое служение.

Служба из-под копыт

А накануне Киев торжественно принимал Константинопольского Патриарха Варфоломея I. Ющенко встречал Варфоломея I в сопровождении большой свиты, состоявшей из министров и секретаря Совета национальной безопасности и обороны Раисы Богатыревой. Премьер Юлия Тимошенко встречать патриарха не явилась. Во-первых, она с Ющенко в ссоре. А во-вторых, Юлия Владимировна - прихожанка УПЦ Московского патриархата, отношения которого с Варфоломеем отнюдь не безоблачные.

Вселенский Патриарх сделал то, что не согласилась совершить предыдущая высокая гостья Киева, немецкий канцлер Ангела Меркель. Если Меркель не пожелала возлагать цветы к памятнику Голодомору 1932-1933 годов, то Варфоломей явился к монументу вместе с семьей Ющенко и отслужил панихиду. Начало службы ознаменовали звоном колокола "Мазепа", освященного Варфоломеем на Софийском соборе. По украинскому телевидению службу транслировали в оригинальном ракурсе - из-под копыта коня Богдана Хмельницкого, памятник которому установлен возле Софийского собора.

Граждан, выстроившихся вдоль дороги, чтобы встретить патриархов Варфоломея I и Алексия II, явно не предупредили о необходимости найти общий язык. Они скандировали имена своих иерархов, стараясь перекричать друг друга. Но при этом рассуждали, что Церковь обязательно станет единой - если патриархи договорятся.

"Решать конфликты в каноническом поле"


Раскол действительно был близок. Президент Ющенко обращался к Патриарху Варфоломею с фактически открытой просьбой - признать УПЦ КП и УАПЦ. Но желаемого ответа не получил. Причин тому несколько. И в основном они - увы - имеют отношение скорее к политике, нежели к вере.

Во-первых, для Константинопольского патриархата такой шаг означал бы серьезнейшее ухудшение отношений с РПЦ и возможную потерю части своей и так не слишком многочисленной паствы. При этом уровень влияния двух этих церквей можно даже не сравнивать, равно как и авторитет двух патриархов. Во-вторых, невозможно не видеть очевидные последствия для самой Украины, страны, которая и так фактически поделена на два лагеря. В-третьих, православие - одна из тех немногочисленных ниточек, которые, несмотря на все политические дрязги, крепко и по-настоящему связывают Россию и Украину, не декларациями, а сердцами. И брать на себя ответственность за разрыв этой связи - задача, слишком тяжелая для Константинопольского патриархата. Как бы к этой цели ни стремился президент Ющенко.

Возможно, сработали и другие причины. Константинопольский патриархат "прописан" в Стамбуле, священнослужители - все же не святые, живут в реальном мире и всегда в какой-то мере зависят от светских властей. И даже телефонного полунамека на то, что признание Варфоломеем I раскольников может сказаться на отношениях России и Турции, в том числе и экономических, вполне хватило бы для того, чтобы светские власти Турции оказали аккуратное воздействие на церковников. Как поется у Гребенщикова, над "Москвою в небо лезут леса/ Турки строят муляжи святой Руси за полчаса". Насчет Руси - перебор, но Москва-Сити - субподряд не хуже.

Как бы то ни было, но с Божией и иной помощью патриархи все же смогли оказаться мудрее многих политиков. И, как подчеркнул в воскресенье вечером митрополит Кирилл, главный итог общения предстоятелей двух церквей - в том, что "обе стороны договорились решить конфликты в каноническом поле". То есть следовать тем законам, которые давным-давно, задолго до появления у украинских властей желания быть чрезвычайно суверенными, установились в самом православии.

Кто такой Патриарх Варфоломей?

История Константинопольского патриархата начинается с 330 года - с основания города Константинополя, столицы Византии. Со временем Константинопольская церковь стала главной из православных церквей, хотя и не самой древней из них.

Византийская империя пала, Константинополь был переименован в Стамбул, но Церковь по-прежнему сохраняла и свое имя, и свой статус. И на протяжении двадцатого столетия, и раньше неоднократно рассматривались варианты перенесения этой кафедры в другие страны, но эти проекты так и не были осуществлены.

В начале XX века большая часть православного населения Турции была вынуждена бежать, рассеявшись по всему миру. Таким образом Константинопольская церковь растеряла почти всю свою паству. Сейчас паства насчитывает немногим более 2000 человек, в основном престарелых греков, число которых стремительно сокращается. Тем не менее за ее Предстоятелем по-прежнему сохраняется статус "Патриарха Нового Рима и Вселенского" - в знак уважения к общей истории.

Юрисдикция Константинопольского патриархата распространяется на ряд епархий в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии, а также на Финляндскую автономную православную церковь.

Как киевлян сгоняли встречать Варфоломея

Алексей Василивецкий

Власти Украины встречали Константинопольского патриарха Варфоломея I в духе худших традиций советского времени. По случаю прибытия высокого гостя было организовано "всенародное ликование простых трудящихся". Школьных учителей и воспитателей детских садов "в добровольно-принудительном порядке" обязали разместиться вдоль трассы, по которой будет двигаться кортеж патриарха, и размахивать заблаговременно выданными национальными флагами. Врачей и медсестер, работающих в больницах и поликлиниках Киева, тоже заставляли прийти на торжественные мероприятия с участием Варфоломея I - в том числе на возложение венков у памятника святой княгине Ольге. При этом с медиков предварительно брали расписку об их участии в мероприятии.

Источник: Благовест-инфо

 → Почему кризис — мировой, а цены «сходят с ума» только в России?

 ← Главный день православных торжеств в Киеве



Все события