Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Покорение Сибири v. 2.0. Миссионерский корабль "Святой Андрей Первозванный"

06.09.2017

Покорение Сибири v. 2.0. Миссионерский корабль "Святой Андрей Первозванный""Мне крестик. Очень нужен. С козерогом есть?" — деловито спрашивает
женщина. Другая пришла посоветоваться, как правильно молиться "о
ниспослании болезни" снохе, которая не дает видеться с внучкой.
Маленькая девочка тычет пальцем во все, что лежит на столе, и
спрашивает: "А что это?" Доходит до ремней с молитвой (популярный
среди верующих "аксессуар", кожаный пояс с словами молитвы или
псалма. — Прим. ред.)
и радостно улыбается: "А это я знаю, зачем — драть!"

На пути у миссионерского корабля "Святой Андрей Первозванный" более полусотни сел. Это его
двадцать первое плавание по Оби. На борту несколько врачей, священников и добровольцев. Цель —
добраться до самых отдаленных населенных пунктов, где зачастую и дорог-то нет, а если есть, их
размывает первый дождь. Для большинства местных жителей "Андрей Первозванный" — единственная
возможность сделать кардиограмму и помолиться об умершей матери.
На корабле совсем нет места, все свободное пространство занято медицинским оборудованием и
припасами — придется как-то добираться до мест его стоянок "посуху".

"Лекарств тут давно нет"

Деревню Карасево в излучине реки Елбак основали русские переселенцы в XVIII веке. Тут было богатое
село — в каждом дворе лошадь, а то и не одна. Сейчас на память от былых времен остался лишь
полуразрушенный промтоварный магазин на главной площади. Дорогу к селу каждый дождь превращает
в болото.

У фельдшерского пункта стоят в ожидании человек сто. На дверях объявление: по всем вопросам,
включая вызов скорой помощи, обращаться в районную больницу. "Ага, нужны мы им, там две машины
всего, — говорят в очереди. — Здесь могут давление померить, температуру, а лекарств никаких давно
нет, даже за анальгином приходится в райцентр ехать".

"С чем чаще всего приходят? С сердечно-сосудистыми патологиями", — говорит Анна Ивашкевич,
терапевт второй новосибирской больницы. Она на корабле второй год. За вчерашний день приняла 30
человек. Сегодня уже 20, но до вечера еще далеко.

"Сегодня одного отправила к нам в больницу. Но здесь лучше, чем вверх по Оби, — там в прошлом году
запущенных было гораздо больше. Мы справимся, еще и не с таким справлялись. Вот только чаю нам так
и не принесли, а холодно", — улыбается она.

"Интересно же!"

Меня чаем все-таки угощают — Татьяна, школьная учительница. Однажды из интереса поплыла на
"Андрее Первозванном" и с тех пор, говорит, "не может остановиться". В комнате холодно — сибирское
лето: с утра +6, к обеду +16. За дверью, в зале местного дома культуры, священники готовятся крестить
всех, кто придет. Желающих много, почти все — с детьми. Они стоят вокруг купели, за их спинами —
огромный плакат "Внимание! Терроризм".

"Ну, корабль это как семья — раз попадешь и уже не выйдешь! Я на нем уже состарился", — шутит отец
Олег Половников, клирик кафедрального собора Искитимской епархии.

Перед отъездом захожу в магазин. За мной в очереди мальчик пристает к маме: "Ну, пойдем на
крещение посмотрим! Интересно же!"

"Они оживляют, приносят свет. Но перевернуть все не в состоянии. Один раз в год — слишком мало", —
говорит мне на прощание редактор местной газеты.

Перестали пить?

В Кривояш, который в XIX веке был большой деревней со своей школой, мы не проехали:
переднеприводная Кia одолела всего 300 метров из 15 километров размытой дождями дороги. "Вот дадут
мне джип, тогда пожалуйста, а так мы тут жить останемся, и все", — резюмировал мой водитель. В
Сибири с водителями не спорят. С трудом выбравшись на федеральную трассу "Байкал", мы уезжаем.
Священников и врачей я нагоняю в Балте.

Здесь находится знаменитый Умревинский острог, первый на территории области, возведенный в начале
XVIII века после побед над кочевниками.

Мы сидим в темном Доме культуры с отцом Константином Работой. Огромный статный человек с добрыми
глазами, врач по образованию, он руководит миссионерским отделом епархии и всей митрополии.

"Мы почти сразу поняли, что не должны ограничиваться только духовной миссией, — такое было
бедственное положение на селе. Я помню, как заходил в ФАП (фельдшерско-акушерский пункт. —
Прим. ред.)
, а там лежали шприц и одна ампула — ни лекарств, ничего.

Мы крестили детей, а люди падали в обморок от недоедания. Массовое пьянство, рождаемость на нуле…
В этом Мошковском районе, где мы сейчас, в 1997 году на одного родившегося было 18 умерших. Сейчас
хоть появились села, где новорожденных больше, чем умирающих. Уезжают, да. Молодежь уезжает —
негде работать. Но все же эта убыль уже не из-за смертей, — рассказывает священник.

"Пить перестали?" — удивляюсь я.

"Раньше было массовое пьянство. Сейчас, слава богу, такого уже нет. Кто рыбу ловит, кто ягоды
собирает, грибы продает, кто хозяйство держит, кто ездит на вахту на Север — приспособились чуть-
чуть", — отвечает Константин Работа.

"Некуда уезжать"

Врачи миссии принимают людей в здании школы, открытой еще до революции. В 2001 году она была
признана лучшей в районе. В очереди к лору — женщина с дочкой. Они очень плохо выглядят. И очень
странно пахнут. "Всю жизнь пьет мочу — диабет лечит", — доверительно сообщают мне в очереди.
Уринотерапия, судя по всему, не помогает — у женщины запредельное количество сахара в крови. Ее
дочь я потом встречаю на пороге Дома культуры, на время ставшего храмом. Она долго стоит в
нерешительности, потом все же заходит и ставит свечку.

Анне Леонидовне 80, у нее страшно болят ноги — полиартрит, который никто никогда не лечил. "Вот,
направления дали и рецепты даже, а дальше что? Куда я отсюда дойду?" — растерянно обращается она
ко мне. Я предлагаю отвезти ее в Новосибирск. "Не надо, — говорит. — Мы к такому не привыкли".

"Пьяный русский дошел до Аляски"

Село Байкал стоит на высоких холмах, покрытых березовыми колками, — так в Сибири называют
небольшие рощи. Рядом глубокое озерцо с прозрачной водой. Первый здешний поселенец назвал его в
честь "большого" Байкала. По нему получила имя и деревня — ее в 1928 году построили выходцы из
Белоруссии и с Украины, почти все — раскулаченные спецпереселенцы. Вначале было всего 14 дворов.
Сейчас, по данным переписи 2010 года, здесь живет около 500 человек.

Отец Константин Работа:

"Села умирают. Там, где есть работа, еще жизнь осталась. Где были крепкие хозяйства. В Кирзе (село в
Ордынском районе с крупным животноводческим хозяйством и хлебозаводом. — Прим. ред.)
директор
уперся: "Вы меня хоть убейте, не дам растащить все на паи" — так она до сих пор стоит. И так по всей
стране.

Сейчас у нас столетие революции — подумайте, что первое сделали большевики? Лишили народ веры,
семьи, общины, средств производства и навыков к работе. Раньше каждый крестьянин был и агроном, и
зоотехник, он все мог делать, мог прокормить не только себя, свою семью, но и много кого вокруг себя…

Люди говорят: "Я бы взял кредит, но он же под бешеные деньги". Они бы работали, они бы здесь
оставались. Они уже заново научились самостоятельно работать! Но государство должно хоть немного
помочь, чтобы хоть в долг можно было взять не под 26%, а, скажем, под 10%. Нет, говорят, зачем? Все
равно, мол, пьют. Ну, конечно, это же пьяный русский мужик дошел до Аляски, основал Форт-Росс в
Калифорнии. Что за глупость! Это трудяги, это рисковые люди, которые освоили огромные пространства
в жутких условиях".

Сегодня, по словам местных жителей, мясо дешевле купить в магазине — корова стоит около 50 тысяч
рублей.

Из забытья

"Наши люди чувствуют себя обделенными и забытыми. Это первое, с чем мы должны бороться", —
признается председатель совета депутатов Мошковского района Александр Нарушевич.

Проблем с медициной в районе действительно много, подтверждает глава района Сергей Евстифеев.
"Как и везде, у нас есть проблема с льготными медикаментами: выделяется их недостаточно. Почему?
Потому, что с финансированием тоже проблемы", — рассказывает он.

Как и везде, остро не хватает узких специалистов, к ним приходится ехать за десятки, а то и сотни
километров. Как и везде, остро не хватает денег, хотя в этом году их все же нашли на ремонт
аварийного здания больницы в поселке Сокур. А еще в одном селе наконец достроят фельдшерский
пункт.

"Мы стараемся. Есть плюсы, есть то, над чем нужно работать. Они (миссия епархии. — Прим. ред.) нам
очень помогают, выявляются серьезные болезни, иногда даже вовремя удается диагностировать рак", —
говорит чиновник.

"В селах появляются храмы"

Отец Олег смеется, говорит, что мне слишком много всего рассказывают.

Отец Олег Половников:

"Вот мужик пришел, покрыл нас трехэтажным матом, но его сами же местные быстро увели. А в другой
деревне, в Тропино, мужики поехали на покос, так одному косилкой ногу разрубило — хорошо, довезли
до деревни, где врачи миссии работали. Там, кстати, "для контроля", и руководство Колыванского района
оказалось. Мужику первую помощь оказали, попросили срочно скорую вызвать, в больницу его отвезти.
"Да ладно, потерпит", — говорят люди из администрации. Так наши врачи работать прекратили —
бастовали, пока скорую не вызвали.

Здесь задают очень много вопросов. Во многих местах просят помочь создать общины. Есть люди,
которые специально ездят за много километров по разбитым дорогам в райцентр, чтобы исповедаться и
причаститься. Такого не было, когда мы начинали.

Вчера выходим из помещения, где крестили и причащали, — на ступенях сидит женщина и плачет. В
руках книга Осипова (труд профессора МДА "Бог" миссия раздает бесплатно. — Прим. ред.). Она плакала
о том, что ее отец умер неверующим. И я подумал: Господи, слава Тебе, что человек еще может читать
духовную литературу и испытывать преображение. Такого много, на самом деле.

Люди приходят, тянутся, как могут. В селах появляются храмы".

Обыкновенное чудо

В селе Барлаке в конце XIX века на красивом берегу реки построили деревянную Духовскую церковь. К
ней было приписано почти три тысячи прихожан. После революции ее раскатали на бревна. Хватило на
два дома и школу, которую построили прямо на сельском кладбище. Оба дома, по странному совпадению,
позже сгорели, а школа стоит. Импровизированный иконостас священники миссии ставят у ее стен:
погода хорошая, и людей крестят прямо на улице.

"Жил тут кочегар неподалеку, как-то раз долбил уголь и наткнулся на доску. Черную, небольшую. Он
даже не подумал, что это икона, отнес домой, решил сделать подставку под сковородку: она гладкая —
очень удобно. Начали доску мыть, смотрят — лик Божией Матери проступил", — рассказывает отец
Дмитрий Полинкевич.

Сейчас этот образ почитается чудотворным и находится в храме святителя Николая в Ташаре, где стоит
наш корабль.

Вечером мы едим арбуз, а за стеной отец Игорь с девушками поют "Тихую ночь". Послезавтра Колывань
— ссыльный край, где отбывала наказание сестра Марины Цветаевой Анастасия и начинается самое
огромное в мире болото — Васюганские топи.

"Как в первые века христианства"

Колывань — это начало настоящей тайги. Мы с отцом Константином беседуем на крыльце школы,
отмахиваясь от мошки. Прохожие улыбаются, подходят за благословением, спрашивают, как у батюшки
успехи.

"Видишь, люди благословение берут. А в 1996 году я зашел в больницу, ко мне женщина повернулась и
как вскрикнет: "Ой, поп!" Потом извинялась: простите, дескать, батюшка, первый раз попа вижу. Шок
для них был", — смеется священник.

Два дня назад мы были в Пихтовке — селе, основанном бежавшими от гонений старообрядцами. В ХХ
веке ничего не изменилось, только беглых сменили ссыльные. В Пихтовке много верующих, здесь
настоящая сельская община. Но храма нет, как нет и священника.

"Люди приходят креститься. Для многих, будем честными, крещение — это такой пунктик: я должен это
сделать, так я стану ближе к Богу. А дальше с ними же надо работать. Мы приезжаем — а потом?—
возмущается отец Константин. — Нужен местный священник. А его нет. Или есть один на 30 тысяч
человек".

Но не все так плохо. В одном из сел общину основала семейная пара, переехавшая из Крыма. В огромном
районе сейчас это единственный приход, где все прихожане знают церковную службу. Вообще,
переселенцев из городов здесь хватает, и практически все они верующие. "Как в первые века
христианства — вера снова течет из города в пустыню, разве что здесь вместо пустыни тайга", — шутит
отец Константин.

Народ и сектанты

А еще из местных сел исчезли сектанты.

В Малую Черемшанку — село в десяти километрах от нас — недавно приехали одни, поставили сцену,
начали петь. Народ посмотрел, послушал и решил сдать их в полицию, мол, "какие-то они
неправославные, заберите от греха". А в другом районе главный местный "сектант", пообщавшись с
миссионерами, сам стал священником, построил храм и всех своих единомышленников в него чуть не за
шиворот привел. "Непридуманная история о чуде", — говорит отец Константин.

"А что дальше?" — спрашиваю я у женщины в коридоре школы. Она только что крестила и одевает
маленького сына.

"Как что? Все хорошо, он теперь с Богом", — удивленно отвечает она.

"В молодости я думал, что вот сейчас рухнет коммунизм и все как пойдут в храм! Но дальше крещения у
многих не пошло. Можно долго говорить о причинах, но не надо забывать, что они ощущают себя
христианами. Они молятся, как могут, приходят в храм, когда могут. Вот мы вроде церковные люди, а
тоже глубине церковной жизни не научены, молиться не умеем, ленивы. Однако ощущаем себя
причастными. Вот так и они. Они свой путь прошли, нужен какой-то толчок, чтобы идти дальше", —
говорит мне, прощаясь, отец Константин.

"Оса упала в мед, я ее отмыла, унесла на берег, на цветок посадила. Теперь ей надо выжить!" —
пишет мне в WhatsApp учительница Татьяна. Лучше любых официальных отчетов — суть того, что
третий десяток лет делает Церковь в сибирской глуши.

Источник: РИА-Новости

 → 205 лет назад состоялось Бородинское сражение

 ← Служба «Милосердие» объявляет сбор фруктов для бездомных



Все события