Митрополит Иларион: смысл некоторых слов Христа открылся только со временем
13.09.2017Портрет Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна "очень существенно"
отличается от его портрета у трех других евангелистов, однако и
"параллелей очень много", и во всех четырех Евангелиях нашел
отражение процесс осмысления жизни и деятельности Христа.
Такое мнение высказал глава отдела внешних церковных связей
(ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Митрополит Иларион выступил на презентации пятой книги – "Агнец
Божий" — из своей шеститомной серии "Иисус Христос. Жизнь и учение"
в Доме книги "Медведково".
Отвечая на вопросы читателей, председатель ОВЦС отметил, что проповедь Иисуса Христа была очень
многообразна. Так, в "синоптических Евангелиях" (Евангелиях от Матфея, Марка и Луки — ред.)
встречается много притч Спасителя, значение которых иногда даже его ближайшие ученики не могли
сразу понять.
"Иисус Христос в некоторых случаях свои притчи объяснял, а в некоторых случаях, по-видимому, он их не
объяснял. То есть, он их рассказывал, люди их слушали, и каждый из этой притчи слышал что-то свое. Вот
как мы музыку слушаем: кому-то это нравится больше, кому-то меньше, кто-то слышит и плачет, кто-то
слышит и смеется, и душа человека на эту музыку откликается. Но значение того, что Иисус Христос
говорил, совсем не всегда было сразу понятно", — сказал иерарх.
Он также привел в пример эпизод из Евангелия от Иоанна, в котором описывается изгнание Иисусом
Христом торгующих из храма. По словам митрополита Илариона, ученики Христа это видели, однако
смысла этого поступка не понимали, и только после воскресения Спасителя они вспомнили слова одного
из пророков, сказанные о Христе: "Ревность по доме Твоем снедает Меня".
"Этот процесс припоминания того, что Иисус говорил и делал, в свете его воскресения и даже в свете
жизни Церкви, открывал глаза свидетелям того, что происходило, на смысл происходившего. <…> Уже
когда Иисус Христос воскрес, когда Церковь распознала в нем воплотившегося Бога, когда эти предания
еще долгое время существовали в устном виде и только потом были положены на бумагу, — в течение
всего этого времени продолжался этот процесс припоминания, осмысления. И этот процесс нашел
отражение на страницах Евангелий", — рассказал представитель Церкви.
По его словам, три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — "осмыслили эту историю в достаточно близких
друг другу категориях", в то время как евангелист Иоанн "раскрывает как бы другую сторону служения
Иисуса Христа".
"Иоанн дополнил то, что нам говорят евангелисты-синоптики. И удивительным образом, когда мы читаем
все четыре Евангелия, мы видим, что каждый евангелист акцентирует какие-то моменты, которые
именно для него важны. Но это не четыре разных человека, это четыре портрета одного и того же
человека. Портрет Иоанна отличается очень существенно, но мы все равно узнаем того же самого
Иисуса Христа, о котором говорят синоптики", — отметил митрополит Иларион.
Он добавил, что в своей книге "Иисус Христос. Жизнь и учение" часто указывает "на те параллели между
четвертым Евангелием и синоптическими Евангелиями, которые существуют". "А этих параллелей очень
много. Они не всегда заметны на первый взгляд, но их гораздо больше, чем может показаться", —
заключил автор.
Источник: РИА-Новости
→ Возможно, найдены мощи апостола Петра
← Ученые впервые вырастили костную ткань