Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Как священномученик помогает восстанавливать монастырь

27.10.2017

Как священномученик помогает восстанавливать монастырьС Божией помощью в год 80-летия со дня расстрела священномученика
Германа (Ряшенцева) я приняла участие в дне памяти владыки Германа,
который каждый год 15 сентября проходит в московском храме
святителей Афанасия и Кирилла. Но это событие для меня стало только
началом большого путешествия по местам памяти, связанным с
деятельностью епископа Вязниковского.

Одним из них оказалась Вифания – местность в Сергиевом Посаде,
в которой в 1783-м году митрополит Московский Платон (Левшин) основал
монастырь и семинарию. Ректором Вифанской семинарии с 1912-го по 1917 годы был священномученик
Герман. Но, как выяснилось, не оставляет святой и сегодня эти места без своего попечения: в настоящее
время идет активное восстановление старинного Спасо-Вифанского мужского монастыря. О помощи
владыки Германа в нелегком деле возрождения обители я и поговорила с ее настоятелем, отцом
Аверкием (Лопатюком)
.

Монастырь начинается… с трапезной

В Спасо-Вифанский монастырь вместе с родственницей владыки Германа, Иоанной Казанской, мы
прибыли хмурым холодным утром. Моросил дождь, но и он не в силах был омрачить нашей радости –
ярким пятном на фоне неуютного осеннего дня стала сама обитель. Святые врата и колокольня,
окрашенные в теплые тона, казалось, излучали свет и тепло. У входа в обитель вижу скульптуру
основателя Вифанских монастыря и семинарии – митрополита Московского Платона (Левшина). Мои
спутники издалека кланяются ему и просят его молитв. Несмотря на то, что богослужение и трапеза в
монастыре уже завершились, настоятель, отец Аверкий, снова приглашает нас на монастырскую кухню.
Все мои сетования по поводу того, что у меня нет времени, сразу отклоняются. Через несколько минут
передо мной появляется тарелка с кашей, мед и постное масло.

– Извините, у нас как братии подавали, так мы и вам предлагаем, – предупреждает батюшка.

И пока отец Аверкий знакомится с моими спутниками, я успеваю пообщаться с монастырским кондитером
Валентиной. Как выяснилось, женщина трудится в обители уже третий год.

– Вообще-то я кондитер с 40-летним стажем, много лет проработала в кафе «Шоколадница» в Москве, –
улыбается хозяюшка. – В монастыре занимаюсь выпечкой. Ассортимент у нас очень широкий.

Лишь позже я действительно смогла убедиться в этом, когда посетила монастырское кафе – там к
традиционным чаю и кофе предлагались также кексы, бублики с кунжутом, рулеты с маком, пончики,
пряники.

– А кормим мы так, – продолжает Валентина, – по средам, пятницам – у нас постные дни. А в обычные
дни подается рыба. Но наш повар готовит изысканные блюда: и селедку под шубой, и оливье делает,
словом, как дома. Мы кормим ежедневно по 15-20 человек, – рассказала Валентина.

Батюшкина история

За трапезой знакомлюсь с отцом Аверкием. Батюшка оказался родом из Одессы. Когда он был
послушником в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре, с ним произошло событие удивительное:

– Я по милости Божией участвовал в обретении мощей известного старца Кукши Одесского, –
делится отец Аверкий. – Его могила находилась на братском кладбище, справа от постамента
«Воскресение Христово», и была средоточием духовной жизни – здесь постоянно читались акафисты,
братия часто сюда для молитвы приходили и получали от старца помощь. Однажды нас разбудили около
часа ночи, и благочинный объяснил, что нам предстоит поучаствовать в обретении мощей схиигумена
Кукши.

– А почему в такой поздний час происходило это знаменательное событие? – спрашиваю у отца Аверкия.

– Потому что старца хоронили ночью, чтобы избежать большого стечения народа, ведь ко Господу
архимандрит Кукша отошел в 1964-м году, в безбожные советские времена, и атеистические власти
даже требовали погребение старца совершить на его родине. И вот, в час его смерти и было решено
обретать его мощи. Мы долго копали и достаточно глубоко, и вдруг стали проваливаться – так
выяснилось, что могила старца располагалась не там, где был установлен ему памятник, а чуть в стороне,
получалось, что прямо на проходе между могилами. Гроб преподобного Кукши находился в воде и был
сколочен из разных досок. Но меня, грешного, что поразило – в такой, казалось бы, неблагоприятной
среде сохранились и мантия, и темная с проседью борода, и кожные покровы, а ведь тогда с момента
погребения старца прошло уже 30 лет!

Он ничего особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим

В 1999-м году отец Аверкий принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Бесценным
воспоминанием для настоятеля Вифанской обители этого периода стало его общение с
архимандритом Кириллом (Павловым)
, духовным чадом которого отец Аверкий был.

– Старец Кирилл – для меня святой человек, один из тех, кто стяжал благодать Духа Святого, духоносный
старец. Он имел необыкновенное влияние на братию. Когда он в лавру приезжал, братия менялась на
глазах: враждующие между собой примирялись, все становились кроткими, добрыми, причем он ничего
особенного не делал, просто, когда он появлялся, мир становился другим. Старец Кирилл был
одновременно любвеобильным и очень строгим духовником. Хотя он наставлений каких-то особенных не
давал. В основном рекомендовал нам читать Евангелие и апостольские послания, – вспоминает отец
Аверкий счастливое время общения с батюшкой.

В 2001-м году состоялась иерейская хиротония отца Аверкия, которую совершил Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II в храме святителя Николая в Хамовниках. На память об этом событии
хранит теперь батюшка служебник, подаренный Святейшим, с его автографом. А три года назад
иеромонах Аверкий был назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря, расположенного в четырех
километрах от Троице-Сергиевой лавры.

Знакомство с владыкой Германом

Про священномученика Германа (Ряшенцева), последнего ректора Вифанской духовной
семинарии, отец Аверкий, конечно, знал. Но вот что он в какой-то момент обратится к изучению
духовного наследия священномученика и в нелегком деле восстановления Вифанской обители будет
постоянно обращаться к владыке Герману – сегодня рассматривает как Промысл Божий.

Год назад в Спасо-Вифанский монастырь приехала правнучатая племянница священномученика Германа
(Ряшенцева), Иоанна Казанская. Но тогда, не застав отца Аверкия на месте, женщина передала для него
через братию книгу «Письма владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие
священномученика Германа, епископа Вязниковского»
, которая небольшим тиражом вышла в
издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института.

– Для меня что ценного было в письмах владыки – в них он раскрывал свое отношение к Вифании и ее
основателю, митрополиту Платону, – делится отец Аверкий. – Уже находясь в ссылке в Коми,
владыка Герман писал Вере Тимофеевне и Наталье Александровне Верховцевым в день памяти Платона и
Романа:

«Вспоминаю сегодня и Вифанию, и еще больше сегодняшнего ее основателя и именинника. Его облик
духовный очень много говорит моему сердцу, и в его уменье все небесное и вечное облечь в самые
изящные и изысканные формы земной действительности, онебесивая тем земное и небесное доводя до
реального ощущения «душевного» человека, как непререкаемую эстетическую и моральную ценность,
я всегда слышал невысказанные потребности моей собственной природы».

Митрополит Платон и владыка Герман

– Владыка Герман, когда говорил о Вифании и ее основателе, то раскрывался как человек, который успел
проникнуться духом митрополита Платона, его взглядов, – продолжаем беседовать с отцом Аверкием. – И
как Платон пытался воздействовать на души, особенно простых людей, посредством красоты – это была
основа его воззрений, – так и владыка Герман. Вот как о красоте он пишет в письме к семинаристам: «Я
люблю все красивое, в какой бы области эта красота не проявлялась… Это не нажитое. Не искусственно
культивированное чувство красоты, а данное мне самой природой…».

– Во время своего управления Вифанской семинарией владыка Герман занимался ее переустройством,
чтобы вернуть ей былые красоту и изящество, которые были при митрополите Платоне, – рассказывает
батюшка и тотчас в подтверждение своих слов находит фрагмент письма владыки Германа: «Вместо
прежней, мрачной мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое. Ваш курс знал прежнюю
семинарию, и, думаю, когда вы приехали в нее после окончательного ремонта, вы должны были
почувствовать всю глубокую разницу между старой и новой. Я знал, что внешняя изящная простота
непосредственно влияет на душу и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает
влиянию другой, более совершенной красоты – красоты духовной».

Далее, углубляясь в изучение эпистолярного наследия владыки Германа, отец Аверкий все больше
убеждался в удивительном сходстве митрополита Платона и владыки Германа.

Так, исследователь Андрей Андреевич Беляев, когда описывал митрополита Платона, говорил,
что основатель Вифании был в первую очередь отцом для своих семинаристов, поэтому он и сумел
воспитать таких талантливых проповедников и церковных деятелей – он прививал любовь к знаниям, к
просвещению, к монашеству без какого-либо насилия.

– И владыка Герман с отеческой заботой относился к своим ученикам! – в доказательство своих слов отец
Аверкий зачитывает нам отрывок из письма семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту
Герману: «Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей полноте, и притом все
до единого, искренне поверили в Вашу любовь, не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в
искренность нашей постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других
наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем просить Ваших советов,
Ваших молитв».

– В лице владыки Германа я увидел последователя митрополита Платона, воплотителя его идей, за
короткое время ему удалось постигнуть «тайну души Платона» – есть такое выражение у Беляева, –
потому что владыка Герман сам был сердцем тонок, деликатен, чуток. Если начало семинарии для меня
связано с митрополитом Платоном, то ее управление в тяжелые революционные годы и закат эпохи
Вифании совпал со временем трудов здесь священномученика Германа, – подводит итог нашей беседе
настоятель Спасо-Вифанского монастыря.

В Интернете отец Аверкий стал искать дополнительные сведения о священномученике Германе и прочел
статью об обнаружении предполагаемого места захоронения владыки Германа в Сыктывкаре, на старом
Тентюковском кладбище.

– Первый порыв мой был поехать на могилу священномученика, – вспоминает отец Аверкий. – Потому
что владыка Герман мне помог как настоятелю, как вифанцу ответить на многие вопросы, а обращаясь к
нему с молитвой, мы скоро получаем помощь. У нас идет активное возрождение обители, и мы, ее
насельники, на таком подъеме находимся и такой прилив сил ощущаем – и наше состояние, и
восстановление обители я связываю с помощью священномученика Германа.

По молитве священномученика

О возрождении Вифанской обители по молитвам владыки Германа я прошу батюшку рассказать
подробнее.

– Идемте! – приглашает настоятель на экскурсию по монастырю. – Мы сейчас воссоздаем Вифанию из
руин. Она очень отдаленно напоминает ту дивную обитель, которая была при митрополите Платоне. О
ее былых красоте и величии сегодня мы можем судить по старым фотографиям.

Так, на одной из них я увидела храм необыкновенной архитектурной формы, Преображенский.
Небольшой по размерам собор был построен «овальной фигурой». Но больше всего поражало
внутреннее убранство церкви – престол нижнего храма в честь Воскрешения Лазаря был устроен в
алтаре, стена которого представляла вид искусственной пещеры в память о том, что именно в пещере и
был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь
Преображения, имевший вид евангельской горы Фавор. Для большего правдоподобия он был устлан
мхом, украшен цветами, кустарниками.

В 1950-е годы XX столетия храм взорвали. Только в октябре 2007-го года по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена торжественная закладка
Преображенского собора на месте разрушенного.

За это время удалось по старинным фото полностью воссоздать жемчужину Вифанской обители.
Подробнее об этом я рассказала в статье «Житием и смертию образ верным показавший».

– В год 80-летия со дня мученической кончины владыки Германа нам осталось доделать только алтарь
верхнего храма, – рассказывает батюшка.

Но уже сегодня удивительный Преображенский храм привлекает паломников.

Далее батюшка приглашает меня войти в храм Сошествия Святого Духа, который был построен в 1860-х
годах, когда лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет (Дроздов).

В июле нынешнего года Министерство культуры Московской области в соответствии с
федеральной программой «Культура России (2012-2018 годы) начало ремонтно-реставрационные
работы этого памятника истории. И пока идут восстановительные работы, мы смогли увидеть некоторые
особенности этого храма – во-первых, церковь была огромной, а перегородка, разделившая ее на две
части, появилась уже в советские времена.

– А эти стены еще помнят владыку Германа! – замечает батюшка, указывая на фрагменты кирпичной
кладки.

Сохранились и места, где стояли старые колонны, и даже старинная лестница – это немые свидетели
трудов здесь российского святого, пережившие века.

Завершены были уже ремонтно-восстановительные работы в домовой церкви митрополита Платона,
шатровый иконостас которой так в свое время понравился императору Павлу, и он даже пожелал
устроить такой же у себя, в Санкт-Петербурге. На старинном фото отец Аверкий показал нам, как
выглядела домовая церковь при митрополите Платоне. С удивлением мы обнаружили, что в
отремонтированной в наши дни церкви сохранилась даже пономарская ниша.

Новомученики Вифанской семинарии

Конечно, меня очень интересовала судьба Вифанской семинарии. О ее современном состоянии я
рассказывала читателям портала «Православие.ру».

– Что же будет с этим большим комплексом зданий? – интересуюсь у отца Аверкия.

– Нужно, чтобы вновь на вифанской земле появились такие люди, как митрополит Платон или владыка
Герман, – объясняет батюшка. – Пока же мы подали заявку в Министерство культуры на восстановление
Вифанской семинарии. Но с погружения в эпистолярное наследие владыки Германа началось наше
изучение семинарской истории.

50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии пострадали за веру Христову в годы репрессий
И уже в начале исследования мы обнаружили около 50 выпускников и преподавателей Вифанской
семинарии – новомучеников и исповедников российских, которые пострадали за веру Христову в годы
репрессий.

Среди святых Вифании я встретила имена священномучеников Серафима (Звездинского),
епископа Дмитровского, который преподавал в Вифанской семинарии в 1909-1912 годах Церковную
историю, и Александра Зверева, который предположительно в 1917-м году некоторое время
являлся ректором Вифанской семинарии. В 1937-м году он был арестован по обвинению в антисоветской
агитации и 16 ноября того же года расстрелян на Бутовском полигоне.

Из числа бывших семинаристов Вифании в лике новомучеников был прославлен Дмитрий Лебедев
(выпускник 1892-го года), впоследствии церковный историк, профессор Московской Духовной
академии, протоиерей. Был расстрелян 27 ноября 1937-го года на полигоне Бутово. В этот же день
мученическую кончину на Бутовском полигоне принял и другой выпускник Вифанской семинарии 1894-го
года, священномученик Василий Лихарев.

Изучая список выпускников Вифанской семинарии, пострадавших в годы гонения на Церковь, отметила и
такую деталь – больше всех святых мучеников среди выпускников 1890-х годов, все они были
расстреляны на Бутовском полигоне. Незадолго до этого лаврой и Вифанией управлял митрополит
Московский Филарет (Дроздов)
– воспитанник Платона. Ректорами семинарии в этот период
являлись архимандрит Иаков (Пятницкий) – изображен на иконе Русской Зарубежной церкви
в лике новомучеников и исповедников российских; архимандрит Трифон (князь Туркестанов)
известен еще как духовный поэт и гимнограф. В эти годы преподавал в семинарии и будущий
священномученик Иоанн Артоболевский
.

Среди выпускников этих лет в лике новомучеников были прославлены: иереи Алексий Никольский
и Парфений Грузинов. Они окончили Московскую духовную академию и были расстреляны
в 1938-м году; протоиерей Александр Воздвиженский был расстрелян 13 ноября 1937-го года;
иерей Виктор Моригеровский расстрелян 7 марта 1938-го года; протоиерей Григорий
Воинов
расстрелян 8 декабря 1937-го года.

Среди учеников времени ректорства в Вифанской семинарии владыки Германа (Ряшенцева) в лике
новомучеников прославлены: протоиерей Василий Крылов, расстрелянный 1 июля 1938-го
года на Бутовском полигоне; иерей Василий Никитский, расстрелян 14 марта 1938-го года [6].

На могилах святых вифанцев

Так получилось, что и я благодаря владыке Герману узнала о сонме вифанских новомучеников, почтить
память которых отправилась на Бутовский полигон. Во время этой скорбной прогулки среди могильных
холмов, выросших над расстрельными рвами, вспомнились мне слова отца Аверкия, сказанные на
прощание:

– Столько уже в Вифании по молитве священномученика Германа сделано – и обитель
восстанавливается, и история Вифании изучается. Мы бы очень хотели, чтобы наш помощник и
молитвенник вернулся в Вифанию своими святыми мощами. Хотя говорить об этом еще рано, и одного
нашего желания мало: нужно благоговейно почтить память праведника, обустроить место его
захоронения, а Господь укажет нам Свою волю!

Источник: Православие.RU

 → Почти 100 кг детских товаров собрали для подопечных «Дома для мамы»

 ← BBC запускает мини-сериал о повседневной жизни монахов-бенедиктинцев



Все события