Pew Research: православные христиане стран бывшего СССР демонстрируют самый низкий уровень религиозности
10.11.2017Американский исследовательский центр Pew Research Center опубликовал масштабный доклад
«Православное христианство в XX веке» (Orthodox Christianity in the 21st Century), в котором
проанализировал состояние православия в мире на сегодняшний день.
В исследовании отмечается, что православные христиане, живущие в странах бывшего Советского
Союза, демонстрируют самый низкий уровень религиозности. Исследователи предполагают, что,
возможно, в этом нашло свое отражение наследие атеистической эпохи и преследований за веру.
В России, например, только 6% взрослых православных христиан заявляют о том, что они
посещают церковь не реже одного раза в неделю, 15% считают, что религия «очень важна» в их
жизни, а 18% говорят, что они молятся ежедневно. Другие бывшие советские республики
демонстрируют одинаково низкий уровень религиозности среди населения.
Напротив, православные христиане в Эфиопии (эксперты Pew Research Center отнесли Эфиопскую
(Абиссинскую) церковь к числу православных, несмотря на отличия в вероучении; — Rublev.com)
демонстрируют значительно более высокий уровень соблюдения религиозных норм. Аналогичные
показатели наблюдаются также среди других христиан (включая католиков и протестантов) в странах
Африки к югу от Сахары. Почти все эфиопские православные христиане говорят, что для них очень
важна религия, примерно три четверти (78%) посещают церковь раз в неделю или чаще, а около двух
третей (65%) заявляют, что они молятся ежедневно.
Православные христиане, живущие в Европе за пределами бывшего Советского Союза, демонстрируют
несколько более высокий уровень религиозности, чем жители бывших советских республик, но по этому
показателю они все же уступают членам православной общины Эфиопии. Например, в Боснии 46%
православных христиан заявляют, что религия очень важна в их жизни, в то время как 10% говорят, что
они посещают церковь еженедельно или чаще, и 28% сообщают, что они молятся ежедневно.
Православные христиане в Соединенных Штатах, составляющие примерно 0,5% от общего населения
США и включающие в себя множество иммигрантов, демонстрируют умеренные уровни религиозности —
ниже, чем в Эфиопии, но выше, чем в большинстве европейских стран, по крайней мере, по некоторым
параметрам. Около половины (52%) взрослых православных христиан в Соединенных Штатах
свидетельствуют, что для них очень важна религия, примерно одна треть из них (31%) посещает
церковь раз в неделю или чаще, а 57% ежедневно молятся.
Численность православных в мире: тенденция к неуклонному снижению доли среди общего числа
христиан
В докладе отмечается, что за последнее столетие православное население во всем мире увеличилось
более чем вдвое и составляет около 260 миллионов человек. Только в России число православных
превысило 100 миллионов, резко увеличившись после падения Советского Союза.
Тем не менее, несмотря на рост этого показателя в абсолютных числах, доля православных среди всего
христианского населения постоянно снижается. Основной причиной этого явления эксперты называют
более быстрый рост числа протестантов и католиков, а также последователей нехристианских религий.
Сегодня только 12% христиан во всем мире являются православными. Сто лет назад этот
показатель равнялся 20%. И если в 1910 году православные христиане составляли 7% от общего числа
населения мира, то на начало XXI века эта цифра снизилась до 4%.
Географическое распространение православия также отличается от других основных христианских
традиций в XXI веке. В 1910 году, незадолго до переломных событий — Первой мировой войны,
большевистской революции в России и развала нескольких европейских империй — все три основные
ветви христианства (православие, католицизм и протестантизм) были преимущественно сосредоточены в
Европе. С тех пор присутствие католицизма и протестантизма значительно расширилось за пределы
континента, в то время как православие по-прежнему сосредоточено в Европе.
Сегодня почти четыре пятых всех православных христиан (77%) живут в Европе; столетие назад
аналогичный показатель равнялся 91%. Напротив, только около четверти католиков (24%) и 12%
протестантов сейчас живут в Европе, по сравнению с 65% и 52%, соответственно, в 1910 году.
Уменьшение доли православных в масштабах мирового христианства исследователи также связывают с
демографическими тенденциями в Европе: здесь наблюдаются стабильно более низкие показатели
рождаемости, а население в целом старше, чем в развивающихся регионах мира, таких как страны
Африки к югу от Сахары, Латинская Америка и Южная Азия. Население Европы по сравнению с
общемировым сокращается уже давно, и в ближайшие десятилетия в абсолютном выражении оно также
будет уменьшаться.
В докладе отмечается: исторически сложилось так, что распространение того, что сейчас называется
православным христианством, в славянских регионах Восточной Европы относится к девятому столетию.
Тогда, согласно церковной традиции, миссионеры из столицы Византийской империи, Константинополя
(ныне Стамбул, Турция) распространяли веру в Европе.
Православие заняло лидирующее положение в Болгарии, Сербии и Моравии (которая сейчас входит в
состав Чешской Республики), а затем, начиная с X века, в России. После Великого раскола между
восточными (православными) церквями и западной (католической) церковью в 1054 году православная
миссионерская деятельность распространилась по всей Российской империи с 1300-х до 1800-х годов.
В то время как православие распространялось по всей евразийскому континенту, протестантские и
католические миссионеры из Западной Европы направили свои усилия за пределы своих стран, пересекая
Средиземное море и Атлантику. Португальская, испанская, голландская и британская империи, среди
прочего, несли западное христианство (католицизм и протестантизм) в страны Африки к югу от Сахары,
в Восточной Азии и в Америке — в регионы, которые в XX веке переживали гораздо более быстрый рост
населения, чем Европа.
В целом православная миссионерская деятельность за пределами Евразии была менее выраженной, хотя
православные церкви сохраняли свои позиции на протяжении веков на Ближнем Востоке, а
православные миссионеры завоевали некоторое число новообращенных в таких отдаленных местах, как
Индия, Япония, Восточная Африка и Северная Америка.
Исследователи Pew Research называют крупнейшей на сегодня православной церковью за
пределами Восточной Европы Эфиопскую (Абиссинскую) православную церковь, которая насчитывает
около 36 миллионов приверженцев. Это почти 14% от всего православного населения мира. С точки
зрения православного вероучения эта Церковь принадлежит к дохалкидонским православным церквям и
исповедует христологию, отличную от православной. Она получила название миафизитство.
Социологи отмечают, что феномен восточноафриканского православия отражает две широкие
тенденции. Во-первых, православное христианское население здесь выросло намного быстрее, чем в
Европе за последние 100 лет. И, во-вторых, православные христиане в Эфиопии отличаются более
строгим соблюдением религиозных норм и обрядов, чем православные христиане в Европе.
Согласно исследованиям Pew Research Center, это соответствует более широкой модели, в которой
европейцы в среднем менее религиозны, чем жители Латинской Америки и Африке к югу от Сахары.
Эксперты подчеркивают, что эта тенденция верна не только для христиан-европейцев, но и для
мусульман Европы, которые более свободно относятся к соблюдению религиозных обрядов в целом, чем
мусульмане в других странах мира.
Современные православные мира. Общие черты
Одним из самых распространенных среди православных христиан атрибутов религиозности
исследователи называют почитание икон. Большинство православных христиан всего мира
заявляют, что в своих домах они хранят иконы или другие священные изображения.
Фактически, наличие икон является одним из немногих показателей религиозности, по которому
православные христиане Центральной и Восточной Европы превосходят православных эфиопов. В 14-ти
странах бывшего Советского Союза и в других регионах Европы с преобладающим православными
населением средняя доля православных христиан, которые хранят дома иконы, составляет 90%, в то
время как в Эфиопии — 73%.
Православные христиане во всем мире также придерживаются общих взглядов на некоторые
канонические правила и ограничения. Это касается вопросов священства (православные
священники — исключительно мужчины, преимущественно женатые), подчинения церковной иерархии,
возглавляемой патриархами и архиепископами.
Кроме того, православные христиане во всем мире признают возможность развода (в отличие от
Католической церкви) и высказывают консервативные взгляды по таким вопросам, как
гомосексуализм и однополые браки.
Отношение к католицизму
В целом, православные христиане видят много общего между своей верой и католицизмом. На вопрос,
имеет ли православие и католицизм «много общего» или, напротив, эти ветви христианства «очень
различаются», большинство православных христиан в Центральной и Восточной Европе выбирают
первый вариант ответа. Со своей стороны, католики в регионе также склонны рассматривать две
традиции как более похожие, чем разные.
Однако исследователи называют эту тенденцию проявлением «мнимого родства»: историческое
наследие «великой схизмы» 1054 года до сих пор проявляет себя в религиозных взглядах верующих
обеих традиций.
Так, например, в России лишь один из шести православных христиан (17%) высказался за восстановление
общения с Римско-католической церковью. Есть лишь одна страна — Румыния, большинство
православного населения которой (62%) заявляют о поддержке воссоединения восточных и западных
церквей.
Эта тенденция, по мнению экспертов исследовательского центра, может быть связана с настороженным
отношением православных христиан к папству. Несмотря на то что большинство православных христиан
в Центральной и Восточной Европе согласны с тем, что Папа Франциск улучшает отношения между
католиками и православными, в целом одобрительно высказываются о римском понтифике гораздо
меньше респондентов.
Взгляды православных в этом вопросе также могут быть связаны с геополитической напряженностью
между Восточной и Западной Европой. Православные христиане в Центральной и Восточной Европе
склонны ориентироваться, как политически, так и религиозно, на Россию, в то время как католики
в регионе обычно смотрят на Запад.
Ученые отмечают, что в большинстве стран с преобладающим православным населением в Центральной
и Восточной Европе, включая Армению, Болгарию, Грузию, Грецию, Румынию, Россию, Сербию и
Украину, национальные Церкви возглавляют патриархи, обладающие авторитетом выдающихся
религиозных деятелей.
Во всех странах, кроме Армении и Греции, многие или большинство православных верующих видят в
национальных патриархах высший авторитет православия. Например, в Болгарии 59% православных
говорят, что они признают своего национального патриарха в качестве высшего авторитета Церкви,
хотя в то же время 8% указывают на патриарха Константинопольского Варфоломея. Патриарх Кирилл
также пользуется высоким авторитетом среди православных христиан, в том числе за пределами границ
России, отмечается в докладе.
Опубликованный отчет базируется на данных, собранных по результатам проведенных центром и
другими организациями социологических опросов, а также на базе докладов Pew Research Center
«Глобальное христианство» (“Global Christianity”, 2011 г.) и «Будущее мировых религий: прогнозы
роста населения, 2010-2050 годы» (“The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-
2050”, 2015 г.)
Источник: Рублев.com
→ Умер писатель-сатирик Михаил Задорнов
← В Ижевске священники помогают пострадавшим при обрушении дома