Православная Церковь празднует Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21.11.2017Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в
Православной Церкви отмечается 21 ноября (8 ноября ст. ст.).
В Священном Писании архангел Михаил именуется «вождем воинства
Господня», или «архистратигом», (Нав. 5, 14—15), так как именно под
его водительством ангельские силы выступили против диавола.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против
дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и
не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон,
древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр. 12, 7—9).
Имя Михаил с древнееврейского языка переводится как «кто как Бог».
В Книге пророка Даниила (Дан. 12, 1) архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за
сынов» израильского народа. То есть покровительство, оказываемое еврейскому народу, было одним из
видов его служения людям.
Согласно преданию Церкви, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях: во время выхода
евреев из Египта архистратиг Михаил предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа
огненного ночью, через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона,
преследовавших израильтян.
Именно Михаил явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13—16), его
сила явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в
поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков —
Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92 — 95).
Архистратиг Михаил перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу,
заключенному во рву со львами. Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка
Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
В новозаветное время архистратиг Михаил является покровителем и со-ратником «воинствующей
Церкви», то есть всех тех, кто верен Богу и ведет войну с силами зла.
Ангелы. Учение Церкви
По учению Православной церкви, существует великое множество небесных сил, которые для краткости
носят общее название «ангелы». В перевод с греческого «ангел» означает «вестник», то есть все
небесные силы — вестники воли Божьей. Все они различаются по степени близости к Богу: от серафимов
и херувимов, которые окружают престол Божий и постоянно поют Богу хвалебные песни, до ангелов,
которые сопровождают людей в каждый момент их жизни. Такой ангел — ангел-хранитель — есть у
каждого человека, принявшего святое Крещение.
Еще до сотворения мира среди ангелов возникло разделение. Самый сильный из них, Денница (по-
латыни Люцифер), решил стать равным Богу и поднял против Него бунт. К нему присоединились и другие
ангелы. Однако Небесные Силы, которые остались верны Творцу, под предводительством архангела
Михаила низвергли бунтовщиков с небес.
После этого Денница стал зваться сатаной, или дьяволом, а его сторонники — демонами, или бесами.
Архангел Михаил же получил прозвание архистратига — то есть предводителя небесного воинства.
Помимо архангела Михаила Церковь почитает еще шестерых архангелов: Гавриила, Рафаила,
Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Гавриил — провозвестник Божественных тайн: именно он принес первосвященнику Захарии весть
о будущем рождении Иоанна Предтечи, а Деве Марии — о непорочном зачатии от нее Спасителя.
Рафаил — целитель, посланный Богом исцелять от болезней и одержимости бесами.
Уриил — просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву.
Селафиил — ангел молитвы, постоянно беседующий в молитве с Богом и побуждающий верующих
молиться.
Иегудиил — покровитель мучеников и всех верующих, которые идут к Богу трудным путем.
Варахиил — провозвестник Божьего благословения на любое доброе дело.
Иеремиил внушает людям благие мысли, возвышающие душу к Богу, и помогает заблудшим
вернуться на пусть истинный.
Все они не являются архангелами в собственном смысле, а относятся к высшему чину — серафимам. В
данном случае слово архангел (по-гречески — «старший ангел») используется в метафорическом смысле
и обозначает их старшинство среди Небесных Сил.
Подробности православного учения о небесных силах изложены в сочинении «О небесной иерархии»,
которое приписывается святому I века нашей эры Дионисию Ареопагиту.
Празднование собора архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных было установлено в IV веке. На
Лаодикийском соборе, на котором установили празднование, было запрещено поклоняться ангелам как
богам или творцам, но только как провозвестникам воли Божьей.
Источник: Рублев.com
→ В.Р. Легойда призвал поставить семейный вопрос в центр общественного дискурса
← "Огненный" путь миссионера: ваххабиты не смогли помешать делу отца Даниила