У православных христиан начинается Рождественский пост
27.11.2017Рождественский пост установлен в честь праздника Рождества Христова. Он
является одним из четырех многодневных постов церковного года и служит
40-дневным приготовлением к празднованию Рождества.
Заговенье (канун поста) — 14 (27) ноября — приходится на день памяти святого
апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. В этот день
православные заговляются на Рождественский пост, вкушая мясо и молочные
продукты. Если день памяти апостола Филиппа приходится на среду или пятницу
(постные дни), заговеньем становится предыдущий день — 26 ноября.
В Русской православной церкви и других Поместных церквях, живущих по юлианскому календарю (он
отличается от современного, григорианского, на 13 дней), он длится с 28 ноября по 6 января.
В Элладской (греческой) православной церкви и других церквях, которые живут по новому стилю и
празднуют Рождество 25 декабря, Рождественский пост уже идет: он начался 15 ноября и продлится до
24 декабря.
Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических
источниках он упоминается с IV века. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, св. Филастрий
Бриксийский, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о
древности Рождественского поста писал свт. Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так
и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Первоначально Рождественский пост длился 7 дней. После литургической реформы 1166 года по
решению патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга он стал сорокадневным.
Из Византии это установление пришло и в другие православные страны. В том числе и на Русь, с которой
патриарх Лука лично поддерживал отношения: великому князю Юрию Долгорукому он преподнес в дар
икону византийского письма, которая впоследствии прославилась как чудотворная Владимирская икона
Пресвятой Богородицы, а с сыном князя Юрия, благоверным князем Андреем Боголюбским,
Константинопольский патриарх состоял в переписке.
Армянская апостольская церковь, после IV Вселенского собора не состоящая в общении с восточным
православием, до сих пор сохраняет древнюю традицию и держит пост в течение семи дней.
Во время Рождественского поста немного изменяется церковное богослужение: начиная с 4 декабря,
праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, на утрене начинают петь рождественские
песнопения — ирмосы Рождественского канона. Самый известный из них в переводе на русский язык
звучит так: «Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, —
возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».
Рождественский пост — менее строгий, чем другие посты. По строгости он делится на три периода. С 28
ноября по 19 декабря во все дни, кроме сред и пятниц, разрешена рыба. Во второй период (с 20 декабря
по 1 января) рыба разрешается только по субботам и воскресеньям. Начиная со 2 января рыба
исключается полностью.
Митрополит Антоний Сурожский. Рождественский пост. О посте и причащении
Проповедь произнесена 30 ноября 1986 г.
В эти дни Рождественского поста, которые приведут нас к торжеству воплощения Господня, Церковь,
словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче
Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не
обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с
Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах — словах Самого Христа, в учении
Апостолов, в нашей православной вере! И чем дольше мы живем, тем больше накапливаем мыслей,
знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова.
Но спасает нас не это: спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может
очистить, и преобразить нас. Но, хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то
оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть
благодати свое сердце; решимость воли изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем путем,
который мы сами избрали потому, что он так прекрасен и животворен.
Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на
животворящее древо, которое есть Христос. Да, мы привиты — но сколько живоносных соков сможет
проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько
раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, – а это зависит от нас.
Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед
Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход также и суд, потому что нельзя встретить
Бога и не оказаться перед судом.
И вот найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной,
распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: Я
получил Твои дары, но не принес плода — как человек из притчи, который получил талант и схоронил,
закопав в землю?
Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один —
потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у
которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того,
чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не оказалось
места, чтобы разделить радость царственного жениха.
Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к
ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?
Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает,
что нужно приходить к причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед
лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от причастия, если мы не можем
приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым причащением мы должны
примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца,
обличающих нас в измене Богу и в неверности людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны
примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно.
Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя
беспощадному, строгому суду и подойти к приобщению через исповедь, через покаяние, через
тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно
к Святой Трапезе.
А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, если ты
опоздал к началу литургии; нельзя приступать к причастию, не приготовив себя в течение
предшествующей недели молитвой, испытанием совести, правилом перед причащением. Если правило
слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно
распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв.
Во всяком случае, дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна быть в эти дни еще
неукоснительнее. И Православная церковь учит, что желающие приступить к причастию должны
присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день
Его Воскресения.
Все это — не просто формальные, дисциплинарные “правила”; это призывы, которые ведут нас за руку в
глубины духовной жизни, к более достойной — или хотя бы менее недостойной — встрече Господа.
Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума,
внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе, к Богу, как мы учимся у
Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил
поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим
слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности,
которая мешает нам воспарить к Богу.
Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского поста, ожидая
пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой
на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии
Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не “право” наше, а
величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно! Аминь.
Источник: Рублев.com
→ «Псковской правде» – 100 лет!
← Бог есть технология: Как диджитализм стал религией Долины