Архиерейский собор изменил порядок совершения литургий во всех кафедральных соборах Русской церкви
13.12.2017На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в Москве
с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, был принято Положение о наградах
Русской Православной Церкви.
В нем, в частности, содержится пункт, согласно которому отныне во всех
кафедральных соборах епархий Русской Церкви Божественная литургия будет
совершаться с открытыми Царскими вратами вплоть до молитвы «Отче наш»:
В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с
отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» (пункт 2.3.16 Положения о наградах Русской
Православной Церкви)
То есть, даже если литургию совершает не архиерей и не священник, имеющий право служения с
открытыми Царскими вратами как личную награду, Царские врата на литургии будут оставаться
открытыми бόльшую часть богослужения.
Особый порядок богослужения. Миссионерские цели и задачи
В 2011 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви было принято новое Положение
о богослужебно-иерархических наградах. В него был включен пункт о возможности дарования
Патриархом права служить с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» храму или монастырю.
«Такое право может быть дано в том случае, если храм является кафедральным или имеет большое
историческое значение, — пояснил тогда в своем комментарии для сайта журнала ”Нескучный сад”
заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов). — За два
прошедшие года многие епархиальные преосвященные представили свои кафедральные соборы к
аналогичному награждению. Они направляют прошения на имя Святейшего, и, как правило, он не
отказывает».
В сентябре 2012 года патриарх Кирилл удостоил права совершения литургии с открытыми Царскими
вратами кафедральный храм Московской городской епархии — храм Христа Спасителя.
В 2014 году, в преддверии Рождественских праздников Предстоятель Русской церкви издал указ,
согласно которому впредь в день праздника Рождества Божественная литургия должна проходить таким
же, особым порядком — уже во всех без исключения храмах РПЦ.
«По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, учитывая особое
миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской
православной церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми
царскими вратами по “Отче наш…”», — говорилось в документе (Указ патриарха Московского и всея
Руси Кирилла №У-01/209 от 31.12.2014 г.).
Представители духовенства высказались в поддержку этого нововведения, которое, по мнению
священников, должно способствовать более глубокому пониманию истин православной веры, более
полному и осознанному участию в храмовом богослужении. Об этом, в частности, говорили настоятели
нескольких московских храмов в своих комментариях для сайта «Православие и мир».
Новая норма Положения о наградах Русской православной церкви продолжает и развивает курс,
обозначенный патриархом Кириллом.
Отверстые Царские врата на литургии. Смысл и историческое развитие символа
В ранней Церкви богослужение часто проходило в храмах, где алтарная преграда и Царские врата как
ее часть отсутствовали вообще. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой
восходят к IV веку. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий
Великий. Со временем завесы широко распространились в христианских храмах различных стран, в
том числе и в Западной Европе.
Тем не менее, алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его для молящихся в
храме.
В православном Предании алтарь является символическим изображением рая. В процессе развития
православного богослужения Царские врата (в греческой традиции — «Святые врата») приобрели
большое символическое значение. На великой вечерне в составе всенощного бдения при открытии
Царских врат зажигается свет в храме для молящихся, что символизирует открытие врат рая и
наполнение всех райским светом.
Особое значение Царских врат проявляется также в том, что во время богослужения священнослужители
выходят ими из алтаря только в определенных случаях. Например, во время причащения мирян через них
выходит служащий литургию священник, олицетворяющий Царя Славы Господа Иисуса Христа,
присутствующего во Святых Дарах.
Наконец, в дни Святой Пасхи Царские врата остаются открытыми в течение всей Светлой седмицы,
символизируя победу Христа над смертью и рай, открытый Воскресением Христовым для всех верующих в
Него.
На сегодня во многих приходских храмах Элладской церкви царских врат вообще не существует, а
завеса отдергивается перед началом литургии и остается открытой до конца службы.
В начале XX века попытки некоторых российских иерархов и священников совершать литургию с
открытыми Царскими вратами были восприняты большинством верующих и духовенства как
нововведение, чуждое традиции Русской церкви. Как правило, эти нововведения пытались реализовать
представители так называемой «Живой церкви» — движения, получившего название
обновленчества.
Так, например, в ноябре 1921 года святитель Тихон (Беллавин) в своем обращении к архипастырям и
пастырям Русской церкви писал, что под предлогом приспособить богослужебный строй к новым
требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более
привлекать верующих «в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований
отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом.
Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. <…>
…Открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положены читать тайно,
читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике».
«На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет
и не может быть нашего благословения», — заявлял патриарх Тихон.
Позднее, в 1925 году местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) в своем
указе от 14 сентября писал:
«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение
различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление
от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:
1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и
облачениями среди храма…»
«Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной
практике», — говорилось в указе.
Со временем право совершения литургии с отверстыми Царскими вратами (в двух видах: либо до
Херувимской песни, либо до молитвы «Отче наш») приобрело в Русской церкви статус награды, которой
удостаивали наиболее заслуженных священнослужителей.
Источник: Рублев.com
→ В Новой Зеландии обнаружили воспоминания солдат 1945 г. об Афоне
← Состоялось принесение раки святителя Тихона, патриарха Всероссийского, в Псковскую митрополию