Росписи XVIII-XIX веков, закрашенные советскими реставраторами, обнаружили в Софийском соборе в Киеве
26.01.2018Росписи XVIII-XIX веков, которые закрасили советские реставраторы,
обнаружили в Софийском соборе в Киеве, сообщает издание «Факты».
Открытие удалось сделать благодаря документам, обнаруженным в архиве
Национального заповедника «София Киевская».
Софийский собор в Киеве ― памятник древнерусского зодчества, главное
церковное и общественное здание Древнерусского государства.
До недавнего времени ученые считали, что на участках сводов собора, выкрашенных серой краской,
находившиеся там некогда росписи утрачены. Но это оказалось не так.
«Исследуя наши архивы, я обнаружила документы о том, что на сводах находится масляная живопись
XVIII-XIX веков, но она наглухо закрашена. К архивной документации прилагаются черно-белые
фотографии этих росписей, кальки, картосхемы», — цитирует агентство заведующую сектором
заповедника Тамару Рясную.
Она объяснила, каким образом в соборе XI века появились росписи более поздних времен. Софийский
собор, переживший нашествие хана Батыя и последующие времена разрухи, почти 600 лет капитально
не ремонтировался. Только при митрополите Петре (Могиле) в первой половине XVII века его начали
приводить в порядок. Во времена Ивана Мазепы храм основательно перестроили — согласно
архитектурным вкусам эпохи. Его внешний вид порядком изменился. Однако древние фрески и мозаики
внутри остались целыми.
К тому времени краски фресок поблекли. По этой или иной причине внутреннее убранство храма решили
полностью переделать. Однако фрески не уничтожили — просто создали поверх них новую живопись в
стиле украинского барокко. Эта работа продолжалась почти весь XVIII век.
По словам Т. Рясной, со временем киевляне забыли, что Софийский собор изначально был расписан
фресками княжеских времен.
В 1843 году в одном из помещений отвалился кусок штукатурки. Специалист по древней живописи,
архитектор и историк академик Федор Солнцев понял, что это фреска XI века. О сенсационной находке
доложили высшему духовенству и императору Николаю I. Царь распорядился раскрыть фрески и
«исправить в прежнем виде». Руководителем работ назначили Ф. Солнцева. Реставрация продолжалась
десять лет.
Старинные фрески подновили с помощью масляных красок и темперы (современные специалисты
называют примененный тогда способ реставрации «варварским»). В местах, где фрески не сохранились,
оставили живопись XVIII века. А на сводах в свободных местах создали новые живописные работы.
По мнению Тамары Рясной, некоторые из них «достаточно высокого художественного уровня».
Советские реставраторы работали в соборе в 1953-1956 гг., руководствуясь подходом продиктованным
атеистической идеологией: из церковной живописи имеют ценность лишь фрески и мозаики XI века,
потому что они древние.
«Значительную часть более поздней живописи решили закрасить. О ней нигде в литературе не
упоминается. За 60 с лишним лет сменились уже несколько поколений историков искусства и
реставраторов. Неудивительно, что о существовании под слоем краски произведений XVIII-XIX веков
современные исследователи не знают. Сведения об этом сохранились только в отчетах о проведении
реставрационных работ середины 1950-х, которые я обнаружила в нашем архиве», — рассказала
агентству специалист.
Среди обнаруженных росписей — изображение 70-ти апостолов, сцена в доме апостола Клеопы в
селении Эммаус, «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Путь в Эммаус» и многие другие.
Кроме росписей, также была закрашена ценная надпись на сводах (по мнению исследователей,
сделанная в XVII веке), которая гласит, что собор начал «сдатися» (то есть строится) в 1011 году.
«Это неимоверно важная информация. В летописях указываются две разные даты начала строительства
— 1017-й и 1037-й годы. Специалисты, около сорока лет всесторонне исследовавшие Софийский собор,
пришли к выводу: он был заложен раньше — в 1011 году князем Владимиром, крестившим Русь», —
заключила Т. Рясная.
По предварительной оценке главного реставратора Национального заповедника «София Киевская»
Анатолия Остапчука, открыть закрашенные в 1950-е годы композиции будет непросто. Вопрос о том,
будут ли раскрывать эти изображения, пока не ставился.
Главное здание Древнерусского государства
Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки
Софии Киевской 1017 или 1037 год. Так, «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году
сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной
Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины.
Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению
академика Алексея Шахматова, в 1017 году, указывает этот год как дату закладки Софии Киевской. В то
же время митрополит Иларион Киевский — современник появления Софии — свидетельствует, что в деле
ее создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар
Мерзебургский упоминает под 1017/1018 годами уже действующий Софийский монастырь в Киеве как
резиденцию Киевского митрополита.
Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской:
одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало
правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, — 1037 год.
По версии историков Надежды Никитенко и В. В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного
изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-
граффити собора, он был возведен в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира и Ярослава:
первый начал, а второй завершил создание Софии. Эта новая датировка, обострившая дискуссию
получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия
Софии. В сентябре 2011 года по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и по указу
президента Украины на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие
основания Софийского собора.
В 1240 году Софийский собор разграбили воины Батыя. После этого он оставался митрополичьей
резиденцией до конца XIII века, когда кафедру киевских митрополитов перенесли во Владимирское
княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор отремонтировали. В 1385—1390 годах
митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в
запустении. В конце XVI века собор Святой Софии пребывал в таком плачевном состоянии, что
богослужения в нем не совершались.
В 1596 году собор перешел к униатской церкви. В 1633 году киевский митрополит Петр (Могила) отобрал
его, отреставрировал и основал при нем мужской монастырь.
На рубеже XVII—XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите Варлааме (Ясинском)
(1690—1707) собор полностью восстановили и перестроили в стиле украинского барокко. Работы по
обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он
окончательно приобрел нынешний облик.
Современную колокольню Софийского собора построили в 1699—1706 гг.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесенным в список Всемирного
наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Фрески и мозаики Софийского собора
Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI
века, выполненных византийскими мастерами.
Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и
алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска.
На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл),
соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального
пространства сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами
послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые
апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра,
житие святого Георгия, деяния Архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих
приделов.
На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный
христианский пантеон (свыше 500 персонажей).
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской
придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. Одни специалисты
определяют эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином
Багрянородным, другие — как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987—988 гг.
династического брака заказчиков фресок — княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил
начало крещению Руси.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков. Граффити Софии
Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический
источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено более семи тысяч граффити, начиная со второго
десятилетия XI в. до начала XVIII в., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036
гг.
В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На
рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные,
оштукатурили и забелили. В XVIII веке на первоначальной стенописи сделали новые масляные
изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески расчистили из-под
росписи XVIII века и снова закрыли масляной живописью, которая не отличалась художественной
ценностью, хотя сюжеты ее в основном повторяли иконографическую схему древних фресок,
сохранившихся к тому времени.
В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века расчистили из-под
позднейших наслоений. Поздняя живопись оставили в местах, где фрески потеряны, для сохранения
единства стенописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и
XVIII веков.
Источник: Рублев.com
→ В России впервые признали однополый брак
← Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на VI Рождественских парламентских встречах