Поколение Z признано самым «нехристианским» поколением в истории Америки
30.01.2018Социологическая служба Barna Group в сотрудничестве с Impact 360 Institute
провели масштабное исследование религиозных взглядов граждан США,
родившихся после 1999 года — представителей так называемого
поколения Z.
В итоговых материалах, опубликованных на специальном сайте, посвященном
данному исследованию, отмечается, что это поколение отличается от всех
предыдущих тем, что принадлежащие к нему молодые люди менее всего придерживаются христианского
религиозного мировоззрения.
Согласно докладу, 35% подростков поколения Z заявляют, что они атеисты, агностики или не имеют
отношения к какой-либо религии. Этот показатель для «миллениалов» (миллениалы, или поколение Y,
или поколение «некст» — поколение родившихся после 1981 года; — Rublev.com) и поколения X
(поколение X — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах с 1965 по 1979
гг., другая датировка — 1961—1981 гг.; — Rublev.com) составлял 30%, а для «бэби-бумеров» (людей,
родившихся в 1943—1963 гг.; — Rublev.com) — 26 процентов.
В то же время 59% процентов респондентов заявили, что они считают себя христианами или
католиками, а 4% сказали, что они придерживаются «библейского мировоззрения».
«Поколение Z отличается тем, что его представители выросли в постхристианской, постмодернистской
среде, где многие из них не испытали на себе воздействие христианства или церкви. Так что это
действительно уникальный сдвиг», — так прокомментировала результаты исследования Брук Хемпелл
(Brooke Hempell), старший вице-президент по исследованиям в Barna Group.
Полученные данные указывают на то, что с точки зрения религиозности для многих людей из поколения
Z подходит термин tabula rasa, добавила Б. Хемпелл (tabula rasa — выражение, которое используется для
обозначения гносеологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без
врожденного или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью
строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира; — Rublev.com). «Впервые в истории нашей
страны это становится все более распространенным явлением», — отметила она.
Исследователи отметили, что подростки в возрасте от 13 до 18 лет в два раза чаще, чем взрослые,
говорят, что они атеисты (13% против 6%).
При этом, подчеркивают эксперты, именно в силу отсутствия у них какого бы то ни было религиозного
мировоззрения их атеизм носит другой характер, нежели атеизм предыдущих поколений. Поэтому
авторы исследования называют это явление «Атеизм 2.0».
«Атеизм 2.0»: люди, выросшие без «идеи Бога»
«Это отличает его от современного воплощения атеизма, появившегося благодаря таким людям, как
Ричард Докинз (Clinton Richard Dawkins; английский этолог, эволюционный биолог, ученый и
популяризатор науки; — Rublev.com) и Кристофер Хитченс (Christopher Eric Hitchens; американский
журналист, публицист и писатель; — Rublev.com), которые действительно сделали центральным аспектом
атеизма вопрос личной веры или неверия. И — прекрасно, я полагаю, меня интересует такой атеизм,
который начинается с предположения, что Бога, разумеется, нет, что Его создали мы», — приводит сайт
слова Аллена де Боттона (Alain de Botton), философа, основателя лондонской «Школы жизни» (School of
Life).
Атеисты предыдущих поколений оспаривали факт существования Бога, в то время как «Атеизм 2.0»
изначально принимает это утверждение как факт. Это два очень разных подхода, подчеркивают
исследователи. Одной из главных своих задач они видят в том, чтобы понять, в каком из этих двух
направлений будут развиваться взгляды представителей поколения Z.
Из сознания современных молодых людей уходит сама идея о том, что человек должен быть религиозным,
или он должен быть христианином, отмечает в своем комментарии к результатам исследования директор
по культурным связям Impact 360 Institute Джонатан Морроу (Jonathan Morrow).
«Из самых лучших побуждений мы обволакиваем наших детей некой сферой [родительской заботы] и
создаем для них в церквях среду по образцу парка Диснея, а затем удивляемся, почему у них нет
жизненного стержня и почему они теряют веру, — пишет он. — Студентов развлекают, но не готовят.
Они очень много развлекаются, но они не готовы к лидерству. На сегодняшний день, это действительно
наименее христианское поколение».
Характерной особенностью поколения Z, по мнению Дж. Морроу, является не только рост атеистических
взглядов, но и снижающийся культурный уровень молодежи и подростков. Возможно, предполагает
исследователь, одна из причин этого явления кроется в том, что современное христианство пытается
подготовить молодого человека к вступлению в мир, представления о котором в самом христианстве уже
устарели.
«Культура меняется быстро, и подростки оказываются сбитыми с толку», — считает эксперт.
Из самых лучших побуждений мы обволакиваем наших детей некой сферой [родительской заботы] и
создаем для них в церквях среду по образцу парка Диснея, а затем удивляемся, почему у них нет
жизненного стержня и почему они теряют веру.
Это неизбежно отражается на этических взглядах молодежи. Как показало проведенное исследование,
лишь 34% опрошенных представителей поколения Z согласились с утверждением: «ложь — это морально
неправильно».
На молодых людей оказывают огромное влияние социальные медиа, отмечают аналитики. Они создают
ощущение вовлеченности, при этом перегружая каждого отдельного пользователя соцсетей данными,
мнениями и информацией.
«Сегодня поколение Z является тестовым примером долгосрочного воздействия на личность», —
отмечает Джонатан Морроу.
В своем исследовании эксперты Barna Group и Impact 360 Institute условились считать представителями
поколения Z всех граждан США, родившихся в период с 1999 по 2015 гг. По их оценкам, к этой условной
группе сегодня принадлежат порядка 69-70 млн. человек.
Источник: Рублев.com
→ Для сохранения и развития Соловецкого архипелага будет создан специальный фонд
← Уральские школьники разработали приложение для диагностики меланомы