Сербская Православная Церковь перемещается в Косово
15.03.2018Сербская Православная Церковь приняла решение изменить свое название. В мае
епископат должен будет утвердить новый устав патриархата, в котором среди
прочего предусматривается переименование ее в Сербскую Православную
Церковь — Печский Патриархат. Как подчеркивает белградская газета «Вечерние
новости» , «изменения в официальном названии Сербской Православной Церкви
объясняются стремлением укрепить связь с ее историческим центром в Печском
Патриархате, а также с Косово и Метохией как важнейшей частью своей юрисдикции».
При этом издание отмечает, что комиссия по подготовке проекта нового устава «провела консультации
с известными греческими и российскими профессорами», а значит, судя по всему, об изменении названия
были заранее поставлены в известность Константинопольский и Московский Патриархаты.
Безусловно, в решении добавить к имени СПЦ титул Печского патриархата есть доля политики. В конце
февраля сего года президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер посетил с визитом шесть стран
Западных Балкан, где представил Стратегию Европейского союза, предполагающую расширение ЕС.
Первыми — к 2025 году — шанс войти в состав Евросоюза имеют, по словам Юнкера, сербы и черногорцы.
Однако Белграду вначале нужно заняться косовской проблемой. «Мы хотим обеспечить стабильность
Балканам, а не импортировать нестабильность», — заявил глава ЕК на пресс-конференции с президентом
Сербии Александром Вучичем. Иначе говоря, Брюссель хочет нормализации отношений между Сербией и
Косово.
Как отмечают австрийские католические издания, Вучич неоднократно сигнализировал о готовности
решить эту проблему, что может предполагать признание Косово в той или иной форме со стороны
Сербии. Однако большинство сербских епископов и других православных Церквей выступают против
такой политики. И хотя, как утверждает сербский историк Александр Ракович, для международных
организаций и мировой геополитики добавление к имени Сербской православной церкви титула
Печского патриархата не должно стать проблемой, так как в первую очередь это важно для
«идентичности нашего народа», такое обозначение духовной юрисдикции СПЦ как привлечет внимание
со стороны, так и покажет позицию епископата в отношении Косово.
Есть и более серьезная составляющая. После того, как на Балканы в XIV веке вторглась Османская
империя, сербы превратились в народ-изгнанника с блуждающим центром. Для сербов косовская Печская
митрополия, позже патриархат, является центром религиозного, политического и культурного расцвета
после обретения независимости Сербского королевства. Однако после подчинения сербов Османской
империи в середине XV века патриархат был ликвидирован, а приходы переданы под управление
Охридской архиепископии. Итогом стало изгнание сербов из Косово. Местная знать была вытеснена
мусульманами, началась исламизация славян. Разрешение на восстановление Печского патриархата
османы дали в 1557 году в целях противостояния католической Австрии, хотя некоторые сербские
патриархи позже активно поддерживали Вену. В итоге Османская империя в 1766 году снова
ликвидировала Печский патриархат и применила против Сербской церкви политику эллинизации,
подчинив ее фанариотам.
Все это привело к тому, что в сербском церковном сознании закрепилось трепетное отношение к именам
и титулам. По мнению некоторых наблюдателей, ставя акцент на Печском патриархате, епископат
Сербской православной церкви поднимает не только вопрос Косова. Поскольку земли бывшего
патриархата с 1912 года находились в составе Черногории, новое название СПЦ «подчеркивает
территориальную принадлежность Черногории» Сербии. Считается, что за принятие такого решения
выступал митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Ристо Радович), известный «своими
жесткими радикальными взглядами, который, как полагают, стоял за недавним обращением
оппозиционной Демократической партии Сербии, заявившей, что «Сербия не сдаст Косово и не
признает отделения».
Конечно, утверждение СПЦ своей религиозной юрисдикции над Косово и Черногорией многим может
показаться несерьезным. Но христиане знают, что если вначале сделать духовный шаг, за ним
подтягивается и все остальное. Сегодня ты гонимое меньшинство, а завтра римский император
Константин приказывает начертать крест на знаменах великой армии. Поэтому когда сербские издания
заявили, со ссылкой на слова патриарха Иринея, что он «не переедет в Косово», информационная
служба СПЦ тут же опровергла это и дала уточнение, что предстоятель «говорил исключительно о
важности Печского патриархата как древнего исторического седалища Сербской православной церкви
и о Белграде как административном центре» и ничего не упоминал о «возможности пребывания будущих
патриархов СПЦ в Пече».
А это значит, что вопрос с Косово для сербских епископов совсем не закрыт. Заявления западных
политиков, будто «Косово никогда больше не будет неотъемлемой частью Сербии», они не
воспринимают. Этот фактор придется учитывать и светским политикам в Белграде.
Источник: Богослов.Ru
→ В Ярославской митрополии исследуют затопленную Югскую Дорофееву пустынь
← Валютный духовник и молитвы "от всего": как в интернете наживаются на верующих