В Домодедово открылась экспозиция, посвященная архим. Алипию (Воронову), бывшему наместнику Псково-Печерского монастыря
28.03.2018В историко-художественном музее г. Домодедово состоялось открытие
экспозиции, посвященной отцу Алипию (Воронову) – воину, художнику,
духовному пастырю. Экспозиция подготовлена сотрудниками Домодедовского
информагентства при поддержке Торгово-промышленной палаты округа.
Домодедовское информагентство вышло с инициативой установки памятника
отцу Алипию в городе Домодедово. Открытие памятника планируется в 2019
году, к 105-летию нашего великого земляка.
18 июля 1914 года в домодедовской деревне Торчиха в простой крестьянской семье родился Иван
Воронов. Ему предстояло прожить яркую и удивительную жизнь, отданную Богу, Отечеству, людям и
искусству. Он был пастухом и художником, солдатом и миротворцем, коллекционером и архимандритом.
Значение личности и деяний Ивана Михайловича Воронова (отца Алипия) трудно переоценить. Не
случайно ему, нашему земляку, посвящена глава «Великий наместник» в известной книге Тихона
(Шевкунова) «Несвятые святые». Трудно представить, что один человек за свою недолгую жизнь мог
совершить столько, сколько удалось Алипию (Воронову). Тем не менее факты из жизни практически
нашего современника неопровержимы и подтверждены многими свидетельствами и документами.
В детстве Иван вместе с отцом был пастухом, однако вскоре у мальчика проявились художественные
способности и родители отправили его в Москву учиться живописи. Днем он работал на строительстве
метрополитена, а вечером учился в студии знаменитого Константина Юона. В положенный срок отслужил
срочную службу в Красной Армии.
Великая Отечественная война застала Ивана Воронова, когда он трудился на секретном заводе № 58 им.
К.Е. Ворошилова на проспекте Мира в Москве. Несмотря на регулярные налеты и смертельный риск,
голодные, недосыпающие рабочие завода регулярно перевыполняли план по выпуску бомб и снарядов. В
феврале 1942 года Иван Воронов пошел на фронт и воевал в ополчении, а затем был зачислен в 4-ю
танковую армию, позже ставшую гвардейской. Боевой путь армии начался от стен Москвы. 4-я танковая
участвовала в Сталинградской битве, нанеся контрудар в районе Калача и остановив части Манштейна,
рвавшегося к окруженным частям Паулюса, затем громила врага в ходе Орловской наступательной
операции «Кутузов». Потом были Львовско-Сандомирская и Силезская наступательные операции. В ходе
Берлинской операции армия громила врага у Брандербургских ворот, а затем освобождала Прагу.
Боевые награды Воронова говорят сами за себя: орден Красной Звезды, медали «За отвагу»
и «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги», «За
Победу над Германией».
Сохранились удивительные свидетельства его сослуживца А.Б. Туркова, согласно которым Воронов в
мегафон неоднократно обращался к осажденным солдатам вермахта, призывая их сложить оружие и не
проливать больше крови. Несколько гарнизонов благодаря силе его убеждения сдали свои города без
единого выстрела. Даже на войне он не расставался с мольбертом, писал картины, составил боевую
историю своей армии. Сам Иван Михайлович позже говорил: «Война была настолько страшной, что я дал
обет Богу, что если в этой битве выживу, то обязательно уйду в монастырь».
После войны Иван Михайлович организовал выставку своих картин, многие из которых сразу были
выставлены в Музее Красной Армии, вступил в Московское товарищество художников, работал в
Выставочном фонде СССР. Он часто приезжал в родную Торчиху, где жила его мать, писал картины и
иконы, гулял по берегам речки Северки.
28 августа 1950 года перспективный художник Иван Воронов выполнил свой обет и принял монашеский
постриг в Троице-Сергиевой лавре и новое имя: Алипий. С 1950 по 1959 год он нес послушание по
реставрации живописи Троицкого и Успенского соборов, Трапезной и Академической церкви Лавры,
руководил работой иконописцев в других храмах Москвы и Подмосковья. Патриарх Алексий I возвел его в
сан иеромонаха, и отец Алипий стал ризничим Троице-Сергиевой лавры.
28 июля 1959 года его возводят в сан архимандрита и назначают наместником Псково-Печерского
монастыря.
Знаменитая обитель находилась тогда не только в полуразрушенном состоянии, но и под постоянной
угрозой закрытия со стороны властей. Практически в одиночку наместник Алипий мужественно и твердо
многие годы противостоял всесильной власти и отстоял обитель. Личное распоряжение Хрущева о
закрытии монастыря он разорвал и бросил в огонь на глазах ошарашенных чиновников.
Кроме того, он развернул грандиозные работы по восстановлению монастыря. Были восстановлены стены
и башни, в начале 60-х годов отремонтированы Успенский, Сретенский, Петровский и Никольский храмы,
настоятельский дом и братский корпус. Были открыты реставрационная и живописная мастерские,
приведены в порядок знаменитые монастырские пещеры. Жемчужина русского зодчества, Псково-
Печерский монастырь, был буквально возвращен отцом Алипием к жизни, наполнился монахами,
возродилась православная традиция старчества.
Все эти годы наместник всюду, где мог, собирал коллекцию картин, буквально спасая многие шедевры от
уничтожения или вывоза за границу. Находил время на написание истории монастыря и занятий
живописью. На проповеди наместника, несмотря ни на какие запреты, стекались сотни верующих.
Многие получали от наместника материальную помощь, защиту и надежду на будущее. Молва об отце
Алипии шагнула далеко за пределы страны. Энциклопедические знания, художественный талант,
мужество и воля, доброта и открытость, дар предвидения наместника привлекали многих известных
людей того времени: певцов, писателей, художников и космонавтов.
В 1974 году отец Алипий добился успеха в важнейшем деле, которое 20 лет безуспешно пыталось
решить руководство СССР: власти ФРГ после долгих переговоров возвратили церкви сокровища ризницы
Псково-Печерского монастыря, разграбленные нацистами в годы войны. Бесценные реликвии,
подаренные монастырю Иваном Грозным и Борисом Годуновым, Петром Первым и русскими
императрицами, вернулись на Родину.
В 1974-75 годах отец Алипий безвозмездно передал свою художественную коллекцию в Русский музей
Ленинграда и Псковскую картинную галерею. Неизвестные или считавшиеся утерянными шедевры
Шишкина и Васнецова, Айвазовского и Поленова, Сурикова и Левитана, Рериха и Крамского, Иванова и
Кустодиева, Перова и Бакста, Нестерова и Добужинского, Горюшкина-Сорокопудова и Головина,
Грабаря и Кончаловского, Кипренского и Щукина, Андреа Дель Сарто и Лансере можно увидеть в этих
музеях и сегодня.
Наместник Алипий был удостоен многих наград Русской православной церкви, в том числе ордена
Святого князя Владимира и ношения второго креста с украшениями.
Многолетние труды и заботы подорвали здоровье отца Алипия. Он ушел из жизни 12 марта 1975 года, не
дожив до 61 года. Последние слова его перед смертью: «Вот она, матушка Пресвятая Богородица! Какая
она красивая! Дайте скорее краски, я нарисую ее».
Иван Михайлович Воронов (отец Алипий) никогда не забывал о своей малой родине и всегда с
гордостью называл себя домодедовцем. Наш долг – хранить память о жизненном подвиге нашего, без
преувеличения, великого земляка.
Источник: Богослов.Ru
→ В Церкви призывают устраняться от спекуляций на трагедии в Кемерово
← 28 марта объявлено в России днём траура