Церкви не хотят воевать, но по-разному оценивают историю конфликта вокруг Южной Осетии
20.08.2008Война в Южной Осетии началась неожиданно для многих. Тем, кто полагает вероисповедание определяющим фактором в жизни человека, война между православными народами казалась просто невероятной. Еще 2 августа Алексий II поздравлял Илию II с днем ангела...
Когда 8 августа грузинские войска открыли огонь по Цхинвали, главы Русской и Грузинской Православных Церквей призвали стороны к немедленному миру. Однако в первые дни конфликта такие заявления обычно малоэффективны и делаются во многом потому, что больше нечего сказать. При этом многие священнослужители оказались в зоне конфликта. Настоятель Аланского подворья в Москве игумен Георгий (Бестаев) отправился в Южную Осетию, как только узнал о происходящем. Сведений о его дальнейшей судьбе пока нет. В течение всего конфликта из осетинских источников появлялась информация о разрушениях православных храмов в Цхинвали и его окрестностях грузинскими военными. С другой стороны, в результате российских бомбардировок была разрушена резиденция грузинского митрополита Цхинвальского Исайи (Чантуриа), сам он лишь чудом остался жив. Об этом сообщил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в своем письме президенту Дмитрию Медведеву.
Послание Грузинского Патриарха было передано российскому руководству не без помощи митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). В течение нескольких дней между двумя иерархами велись телефонные переговоры. Их результатом стал визит Илии II в контролируемый российскими войсками город Гори 16 августа. Грузинскому Патриарху, которого сопровождал митрополит Цухумский и Абхазский Даниил (Датуашвили) и другие священнослужители, был предоставлен гуманитарный коридор, чтобы позволить вывезти раненых и убитых. Однако далеко не все в Грузии довольны контактами Илии II с Москвой и его призывами к миру. Впрочем, Католикос не забывает подчеркивать, что «грузинский народ никогда не смирится с посягательством на свои границы. Грузия никогда не присваивала чужих территорий, но свои защищала до конца». Южную Осетию Илия II считает «исконно грузинской землей». «Это то же самое, если у России вдруг возникнут проблемы, например, в Новгороде или Смоленске и она защитит свои территории. Тем более что у вашей страны уже есть подобный опыт в Чечне», – писал он Дмитрию Медведеву 12 августа.
В Московском Патриархате делают несколько иные заявления. С 16 августа по благословению Патриарха Алексия II во всех храмах Русской Православной Церкви во время богослужений возносится молитва о мире на Кавказе. «Даруй мир (...) всем живущим на кавказской земле, особенно многострадальному народу Южной Осетии, утверди у народов наших друг ко другу любовь, угаси всякую распрю, отыми все разногласия и соблазны», – гласит ее текст. При этом отдельные иерархи Московского Патриархата фактически уже ставят под вопрос юрисдикционную принадлежность Южной Осетии Грузинской Православной Церкви. В частности, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) на пресс-конференции в РИА Новости 15 августа назвал «нонсенсом» разделение осетинского народа по разным церковным юрисдикциям. «Все упирается не в церковную, а в политическую ситуацию, в сложившиеся границы, которые разделили по живому народ и Церковь. Как только политики договорятся о будущем Южной Осетии, так и церковные вопросы нормализуются», – считает митрополит Сергий.
В свою очередь, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) назвал деятельность Московского Патриархата в Южной Осетии «деликатным вопросом» и указал на то, что «ненормальной канонической ситуацией» пользуются представители альтернативного православия – «раскольники-старостильники» (в Цхинвали действует Аланская епархия Истинно-Православной Церкви Греции, до 2001 года подчинявшаяся Русской Зарубежной Церкви. – «НГР»). Архиепископ Феофан рассказал о своей поездке в лагерь для беженцев под Алагиром в Северной Осетии. По словам иерарха, ему удалось убедить главу французского внешнеполитического ведомства Бернара Кушнера в том, что происходящее является не чем иным, как гуманитарной катастрофой.
Источник: НГ Религии
→ В Москве восстановят взорванный Преображенский храм
← Мультирелигиозная Сирия празднует год апостола Павла