"По-китайски говорить": зачем Поднебесной православный храм в Москве
26.04.2018Пасхальное яйцо, похожее на традиционный китайский фонарик, желтое полотно с
иероглифами "Христос Воскресе!" — это самый центр Москвы, престижная Якиманка.
О том, для чего российской столице китайское подворье и как воспринимают право-
славие в Поднебесной, — в материале РИА Новости.
"Здесь мы ждем всех китайцев — согреем, накормим и поможем", — встречает меня
настоятель одного из самых старых московских храмов, храма святителя Николая в
Голутвине, протоиерей Игорь Зуев. И тут же начинает рассказывать: "Китай — это
огромная глыба размером в пять тысяч лет. Вдумайтесь, пять тысяч лет письменности!
Эта цивилизация влияет на культуру всего мира. Конфуций и Лао Цзы по своим масшта-
бам равны тем, кто заложил основы западной цивилизации, — Платону, Сократу, Аристотелю. Но надо
помнить, что это традиция жесткой вертикали. От семьи, где все подчиняются отцу, до самых верхов,
где император контролирует всю жизнь народа. Тем не менее у нас все равно много общего. Мы верим в
одно добро, мы почти одинаково строим семьи… И послушание, конечно. В том числе и властям".
Из Сомали в Китай через Израиль
Три года он был военным наблюдателем ООН на Ближнем Востоке. Окончив Военный институт
иностранных языков (сейчас Военный университет Минобороны), служил переводчиком в Эфиопии,
Сомали и даже в пустыне Гоби. Зачем в институте учил китайский, понял только много лет спустя, уже
священником, когда патриарх Кирилл определил его заниматься в Москве православной миссией среди
китайцев.
"Я с детства знал, что добро сильнее зла и всегда побеждает. А еще — что любовь сильнее смерти.
Чувствовал это сердцем. О церкви мне, конечно, никто не говорил в советское-то время. Зато в школе я
мечтал стать дипломатом, как Грибоедов. Написать одну хорошую книгу, послужить стране и умереть",
— смеется он.
Карьера военного привела Игоря Зуева в Киев, где он преподавал китайский язык в общевойсковом
командном училище, попутно изучая Конфуция, Дао дэ цзин и Книгу перемен. Позже, в одной из
командировок, его жена и дочь крестились в синайском монастыре Святой Екатерины — древнейшей
колыбели православного монашества. "Господь уже тогда давал явные знаки, какой путь мне уготовил",
— говорит батюшка.
А священником он стал перед военной пенсией, опять же по службе оказавшись в Хабаровске,
практически на границе все с тем же Китаем. "Двенадцать лет я там прослужил, и патриарх позвал в
Москву, на китайское подворье", — рассказывает отец Игорь.
Православных дома не ждут
В его храме каждое воскресенье служится литургия на китайском языке. Приходят на нее человек десять.
Вроде бы мало, но… Это ведь десять китайцев. А на Пасху было около тридцати.
"Надо понимать, как сложен такой выбор для рядового гражданина Поднебесной — и по культурным
соображениям, и по политическим. Ведь у каждого свой бэкграунд — кто-то считает себя коммунистом,
кто-то атеистом, кто-то приходит от протестантов и католиков, а кто-то просто готов креститься. В год
мы крестим несколько человек. Мало? Мало. Но ситуация с православием в Китае непростая, и, принимая
такое решение, эти люди принимают все риски, связанные с подобным вероисповеданием. Особенно у
себя дома. Это подвиг", — объясняет священник.
Современная история православия в Китае началась в конце XVII века, когда плененные в 1684 году и
увезенные в Китай казаки крепости Албазин и священник Максим Леонтьев основали в Пекине русскую
общину. Для них, а также для развития российско-китайских отношений в 1712 году в столице
Поднебесной была основана Русская духовная миссия.
В конце XIX века произошедшее в Китае Боксерское восстание против иностранного вмешательства в
дела империи нанесло сокрушительный удар по православным миссионерам. Члены тайного "общества
гармонии и справедливости" (по-китайски "ихэтуань") верили, что, как только они истребят всех
христиан, Китай станет самой могущественной державой в Азии. Тогда погибло около 30 тысяч христиан,
222 из них были опознаны и прославлены в лике святых.
В храме отца Игоря эта икона — китайских новомучеников — конечно, тоже есть. Как и образ
Албазинской Божией Матери. По рассказам китайцев, осадивших в годы восстания Благовещенск, они
часто видели светлую женщину, шедшую по берегам Амура и "внушающую им страх".
Сказки и любовь
В 1956 году в Китае была создана Китайская автономная православная церковь, но уже через десять лет
она практически прекратила свое существование по политическим причинам. Де-юре не восстановлена
до сих пор. Сегодня в Китае действуют четыре православных храма, включая исторический
Благовещенский храм в Харбине, но ни в одном нет настоятеля. В разное время официальные
представители ОВЦС Московского Патриархата говорили о примерно пятнадцати тысячах православных
в стране.
"У Бога свои сроки, а мы будем делать свое дело. Всех, кто хочет найти истину, мы всегда ждем. И
примем, и накормим, и поговорим, ответим на все вопросы, согреем теплом и любовью. Китайцы очень
тянутся к нам, любят нашу литературу, наше зодчество, наш театр, наши песни. Десятки и сотни
китайцев приходят ежедневно в наши храмы в пограничных епархиях. В первую очередь для них это
знакомство с культурой. Но через нее они прикасаются к тому невидимому, что потом желают узнать
поближе. Господь своих всегда ведет к себе", — рассуждает отец Игорь.
В храм приходят и студенты из КНР, и бизнесмены. Для тех, кто пока не готов посещать богослужения,
здесь создан специальный центр. Там, помимо прочего, учат русским народным промыслам и читают
русские сказки.
Местные прихожане, конечно, такие новшества приняли не сразу. "Было трудно, но теперь практически
все с любовью принимают китайцев, приходящих молиться. Наши певчие сами освоили китайские
песнопения, литургию на китайском. Это их дар любви нашим собратьям по вере. Сейчас все у нас
радуются, видя китайцев, и можно даже говорить о настоящей семье. Общине, в которой, по словам
апостола, нет ни эллина, ни иудея", — говорит священник.
Научить китайцев главному
В прошлом году одна из китаянок, прихожанка храма, крестилась на Святой земле, на том самом месте,
где в водах Иордана Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа.
"Конфуцианство и даосизм говорят: нужно быть богатым и здоровым, достичь земного счастья. А что
будет потом… Есть некая жизнь, но какая она будет, неведомо. Знаете, нехристиан смерть всегда
страшит. Это неодолимая преграда на пути осмысления земного и небесного. А чтобы осмыслить
небесное, нужно пройти сквозь преграду смерти. Нужно не бояться смерти, верить в то, что сильнее
нее", — говорит отец Игорь на прощание.
И добавляет: "Когда я искал Бога, изучал Китай, я чувствовал, что чего-то не хватает. Доброго, светлого,
святого, чего искала моя душа. И когда меня попросили к Китаю вернуться, я сделал большое усилие,
чтобы вдохнуть православие в китайскую традицию. Освятить все доброе, что было, и на основе этого
попытаться привести китайцев к пониманию торжества единственного, что побеждает смерть, —
любви".
Источник: РИА-Новости
→ Бавария: на всех административных зданиях будут установлены кресты
← Библию включили в список книг, не рекомендованных к прочтению