Католики-консерваторы сформулировали «пределы папской власти в изменении доктрины церкви»
27.04.2018Позиции консервативных раскольников усиливаются, и возглавляющий их
инакомыслящий кардинал сформулировал «пределы папской власти в изменении
доктрины церкви», сообщает religionnews.
В прошлом церковные консерваторы всегда гордились своей верностью папам и
всецело поддерживали их, в то время как либеральные «прогрессисты»
призывали к ограничению папской власти. Приверженцы церковной традиции
всегда боролись с либералами, подвергавшими сомнению постулат о непогрешимости пап и
централизации вероучения, клеймили их как вероотступников и призывали к безусловной вере.
Если во времена пап Иоанна Павла II и Бенедикта XVI только либеральные теологи призывали их править
менее авторитарно, в духе коллегиальности, то против нынешнего папы ополчились уже
традиционалисты. «Они стали оказывать растущее сопротивление папскому вероучению (как его
содержанию, так и формам) именно при Франциске» – отмечает Массимо Фалиоли (Massimo Faggioli),
профессор теологии университета Виллановы. Росс Доутхэт (Ross Douthat), автор недавно
опубликованной книги «Изменить церковь», даже сравнивает папу Франциска с президентом Трампом,
утверждая, что папа идет напролом в своих реформах церковной доктрины, не задумываясь о
последствиях. «Франциск может выйти победителем и героем в этом процессе, – пишет аналитик в
газете New York Times. – Но сам выбор пути, который можно окончить либо героем, либо еретиком – это
признак великой и опасной самонадеянности, даже для Папы. Особенно для Папы».
Стремление Папы править авторитарно вызывает в церкви сомнения по вопросу о том, где пределы той
власти, которую католическое вероучение вручает человеку, считающемуся наследником Святого
Петра. «И дам тебе ключи от Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах,
и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» – говорит Иисус Христос апостолу Петру
(Мф. 16:19), которого католики считают первым папой. Этот канон дает папе практически
беспредельную власть. Она несколько ограничена только католической церковной традицией, согласно
которой папа правит церковью вместе с епископами (принцип коллегиальности), и в то же время
считается непогрешимым.
Кардинал Раймонд Бурк (Raymond Burke), уважаемый знаток церковного канона и права, признанный
лидер консервативных католиков, предлагает ограничить папскую власть. Еще 7 апреля он выступил в
Риме перед собранием прелатов, среди которых преобладали критики Папы Франциска, с обширной
речью под названием «Пределы папской власти в доктрине Церкви». Кардинал, в частности, выступил с
публичной критикой сноски в апостольском послании папы 2016 года «Amoris Laetitia», где указываются
условия, при которых некоторые разведенные и женатые вторым браком католики могут допускаться к
причастию.
«Любое произвольное толкование доктрины вероучения, противоречащее Божественному Откровению
– как оно изложено в Святом Писании и в церковных догматах – не может считаться надлежащим
исполнением апостольской духовной миссии Святого Петра, и должно отвергаться верующими» – заявил
кардинал Бурк. Обращаясь к одному из основоположников церковного права 12 века, 69-летний прелат
напомнил, что «никто из смертных» не имеет права и «смелости осуждать Папу за его ошибки», но при
этом Папа может быть отстранен со своего поста, если допускает «отклонение от канона вероучения».
Кардинал также напомнил, ссылаясь на церковного летописца позднего средневековья, что в истории
церкви бывают времена, когда «долг верующего не повиноваться» Папе.
Папа Франциск, со своей стороны, нередко напоминал о важности критики и своей готовности ее
выслушивать. Напомним, что всего через четыре дня после этой речи кардинала-раскольника, 81-летний
понтифик выступил с самым трогательным покаянием, когда-либо исходившим от папы, с просьбой о
прощении за свою ошибку в истории со скандалом вокруг педофилии в лоне Чилийской католической
церкви. Католический новостной сайт Crux даже отметил, что папа Франциск фактически «ввел
традицию личных папских извинений».
Следует признать, что смиренное признание ошибок используется папой Франциском как один из
способов реформирование папства – с целью ухода от монархической модели правления, при которой
папа всегда и абсолютно непогрешим – ради преобразования папы просто в главу священнослужителей.
Можно напомнить также, что Франциск считает, что папа не может и не должен разрешать все
«вопросы доктрины, морали и пастырского служения». Это смирение приводит в ярость его критиков.
Кардинал Бурке и его сторонники считают, что прямая обязанность папы – наставлять строго в пределах
церковной доктрины, и их глубоко тревожит склонность Франциска к неопределенности и
двусмысленности в ее толкованиях.
Главный вопрос в системе аргументации кардинала Бурке – это вопрос о том, кто должен решать, что
папа впал в заблуждение. Вокруг этого вопроса уже многие века ведутся дебаты церковных теологов и
иерархов, которые нередко доходят до непримиримых и яростных стычек. Можно напомнить, что в
истории папства был нелегкий период «Авиньонского пленения» пап ( 1309-1378 гг.), когда резиденция
пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, где папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности,
чем в беспокойном Риме, где бушевали конфликты между аристократическими родами. Уже через год
после окончания «Авиньонского пленения» начался «Великий западный раскол», когда в Авиньоне и
Риме находились конкурирующие папы, разделившие между собой весь католический мир. В целях
преодоления раскола, долгое время церковь признавала верховенство собора иерархов, а затем Первый
Ватиканский собор (1869-70) принял, после ожесточенных прений по догмату о папской непогрешимости
(Infallibilitas) соответствующее определение – ограничив эту непогрешимость вопросами вероучения и
морали . Второй Ватиканский собор (1962-65) постарался уравновесить папскую власть за счет
коллегиальной системы – и именно такую модель власти стремится поддерживать папа Франциск.
«Крайние толкования верховенства и непогрешимости папы были отвергнуты Первым собором, а
впоследствии и церковной традицией, – утверждает профессор Фалиоли. – Это вполне здравое явление,
что католики ищут и усматривают пределы папской власти».
На сегодняшний день ясно, что критика папы Франциска только нарастает. 21 апреля начинается
конференция в США (Филадельфия) с участием кардинала Бурка, на которой он выступил с речью
«Матримониальные отношения: восстановление истины». Решение о принятии кардинала весьма
символично, поскольку Чарльз Чапут (Charles Chaput), архиепископ Филадельфийский, возглавляет
комитет епископов США по вопросам «мирской службы, брака, семейной жизни и молодежи», и этот
комитет фактически отказывается исполнять папское поучение «Amoris Laetitia» в отношении причастия.
Так, архиепископ Чапут издал директиву в связи с «Amoris Laetitia», поясняя, что католики, женатые
вторым браком, могут допускаться к причастию лишь при условии, что живут в целомудрии «как братья и
сестры».
Источник: Богослов.Ru
→ В России станет вдвое больше волонтерских центров
← Пермский губернатор стал афонским монахом — открытие ученых