Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

"Священника похищали два раза": будни православных в Африке

22.05.2018

"Священника похищали два раза": будни православных в АфрикеОдна из самых динамично развивающихся православных общин сложилась
сегодня, как ни странно, в Африке. По разным оценкам, на континенте
насчитывается до семи миллионов православных. О том, почему африканцы
все чаще обращаются к русским священникам, как живется местным
миссионерам и мирянам и что в наши дни угрожает христианам Африки, —
в материале РИА Новости.

"Я чувствую себя русской"

Рита Салливан (61 год) — прихожанка русского храма Преподобного Сергия Радонежского в
Йоханнесбурге. Дочь немки и африканца, росла в протестантской семье.

"Когда я вошла в церковь и увидела икону Божией Матери, мне показалось, что она смотрит именно на
меня, с любовью, утешая и обнадеживая. Это было поразительно и так прекрасно, что я не могла
сопротивляться. Впервые в жизни я была в настоящей церкви, с настоящими свечами, иконами, музыкой и
добротой любящих людей. Их глаза не врали", — вспоминает Рита первое в своей жизни пасхальное
богослужение в православном храме.

Ее наставниками в православии были африканер Даниэль Стейн и священник Православной церкви в
Америке Джонатан Проктор. Они дали ей книги, молитвослов и икону Иисуса Христа, но ближе всего по
духу Рите оказалась Русская церковь.

"Я бросила себя в океан Божьего милосердия, много читала и окончательно приняла православие. Это
произошло 17 лет назад. Православие — единственный путь к Богу и радость моей жизни. Я люблю мою
духовную семью в Сергиевском храме, и хотя я не русская, чувствую себя членом этой семьи", — говорит
она.

Община русского храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге — 250 человек. "Это
единственный приход Русской православной церкви в субэкваториальной Африке. В ЮАР, по статистике,
христиан 80% и всего 1,5% мусульман, причем 60% христиан ежедневно молятся. Гонениях на христиан
нет — общество традиционно религиозно", — отмечает священник Даниил Луговой, настоятель
Сергиевского храма.

А для духовного окормления остальных соотечественников отец Даниил каждый месяц выезжает в
Кейптаун, Дурбан и в соседние страны — Намибию, Мозамбик, Зимбабве. Служит в греческих храмах,
которые есть почти в каждом крупном городе ЮАР. "Греки пускают нас, и на наши богослужения
собираются человек 30-40. Так что наш приход охватывает достаточно большую территорию", —
рассказывает отец Даниил.

Русский священник поддерживает и связи с коптским епископом в ЮАР Антониусом Маркосом. Коптская
община на юге Африки составляет десять тысяч человек, располагает своими храмами и ведет активную
миссионерскую работу. "Когда 20 лет назад образовался наш приход, копты помогали тогдашнему
настоятелю отцу Сергию с оформлением документов. И сейчас, в праздники, они с радостью отзываются
на наши приглашения и приходят", — добавляет отец Даниил.

Священника похищали дважды

"Христианская проповедь очень активно распространяется в центре и на юге Африки, но реакция на это
— взрывы, насилие. В Кот-д'Ивуаре приходится нанимать охрану — автоматчиков. И это не окраина —
это столица в Абиджане! Постоянно взрывают христианские церкви в Нигерии, Камеруне, Чаде. Сомали
уже не государство, а какие-то племена, которые постоянно воюют между собой", — рассказывает
объехавший всю Кению русский миссионер иеромонах Корнилий (Молев), в прошлом аспирант МИФИ, а
ныне клирик Свято-Пантелеимоновского храма в Камбодже.

Быть священником там опасно, зато вера и проповедь становятся горячее. Первый раз кот-д'ивуарского
священника Иеремию Беханзина похитили вместе с семьей. Удалось спастись. После этого священник
отправил семью в соседний Бенин, а сам вернулся в Кот-д'Ивуар служить. Второй раз похитили — убежал.

В общине начали сбор средств, сделали у храма забор повыше, наняли охрану — двух автоматчиков. На
храм уже не нападали, но захватили соседнее здание. Охрана помогла его отбить. Бандиты затаили
злобу, и в один из Богородичных праздников машина с отцом Иеремией, выезжавшая из храма, попала
под перекрестный огонь из автоматов.

"Отец Иеремия пишет, что это чудо Божие, что никто из сидевших в машине не пострадал: она была
изрешечена пулями. <…> Он крестил уже не один десяток человек. Думаю, многие бы из нас после
первого похищения решили бы, что надо из этой страны уезжать. Но он самоотверженный человек, и
понятно, почему там такие успехи у проповеди", — добавляет отец Корнилий.

И все же, несмотря на суровость условий и бедноту, африканские христиане постоянно танцуют и поют,
даже во время причастия и крестного хода. "И так же горячо молятся. Известные святые Антоний
Великий, Макарий Великий были выходцами с этого континента", — напоминает миссионер.

"Кто не бывал в странах третьего мира, не знает, как хорошо живется в России, где есть
инфраструктура, есть соцпакет. Если вы заболели, идете в больницу — первую помощь вам всегда
окажут. В стране типа Бенина годовая медстраховка стоит 500-700 долларов, а один день в реанимации
без страховки обойдется вам в 500 долларов! Тут многие не умеют читать, писать. Любая специальность
— вложение денег. Бесплатных школ мало. При любом заболевании семья лишается денег. А опасностей
в этом климате очень много, потому что много паразитов. И несмотря на это, люди идут креститься в
водоем — это для них подвиг веры. Просто так они бы не пошли туда. Но священник освятил воду, и они
окунулись в нее", — продолжает отец Корнилий.

Крещение или вуду

В некоторых африканских странах христианская проповедь уголовно наказуема. В других правительство
не препятствует, наоборот, дает землю для храма, но с условием построить еще больницу или школу, а
лучше и то и другое. Христианские церкви так и делают, и тогда в общеобразовательную программу
включают изучение религии.

"Многие действительно безграмотные, но на вопросы догматические и про проблему зла отвечали
корректно и с большим пониманием. Они очень хорошо наставлены в вере и хорошо держатся в вере", —
считает иеромонах Корнилий.

Однако, принимая крещение, некоторые африканцы сохраняют и языческие верования — колдовство,
вуду.

Христианство на Африканском континенте появилось благодаря апостолам Матфею, Марку, Луке и
Варнаве. Марк считается основателем Александрийской церкви, юрисдикция которой распространяется
на всех православных христиан Африканского континента. А это 28 митрополий и три епископии в более
чем 40 странах.

Представительство Русской православной церкви при Александрийском патриархате находится в Каире.
"В составе Александрийского патриархата есть русскоговорящие общины в Тунисе, Марокко, ЮАР", —
поясняет протоиерей Виктор Кулага, представитель патриарха Московского и всея Руси при патриархе
Александрийском и всей Африки.

Если в Южной Африке большинство населения — христиане, то на севере — мусульмане. Тем не менее на
севере и северо-востоке сосредоточены Александрийский патриархат, Коптская церковь (десять
миллионов верующих), Эфиопская церковь (60 миллионов верующих). Много приходов Римско-
католической церкви в Экваториальной Африке, Западной Африке и различные протестантские
деноминации.

Самая горячая конфликтная зона на Африканском континенте — Нигерия. "По имеющимся данным,
террористами там убивается христиан больше, чем в любой другой точке мира. В Нигерии представлены
прежде всего протестантские конфессии — англикане и другие деноминации, Римско-католическая
церковь", — говорит представитель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
иеромонах Стефан (Игумнов).

"Не так давно мы слышали о напряженном положении в Центрально-Африканской Республике. Непростая
ситуация сохраняется в Демократической Республике Конго, прежде всего на северо-востоке, откуда
тоже часто приходит информация об актах геноцида против христианского населения", — отмечает
представитель РПЦ.

По его словам, сложная ситуация в Сомали, "где когда-то тоже были представлены христиане". "Сегодня
практически все они на нелегальном положении, если вообще христианское присутствие можно
обозначить в этой стране", — добавил иеромонах Стефан.

Происходят акты агрессии и в соседних с Сомали Кении и Уганде.

"Вероятно, это связано с тем, что эпицентр мирового терроризма, деятельность террористов, после того
как они фактически были разгромлены в Сирии, перемещается в другие регионы, в частности в Африку",
— предположил представитель РПЦ.

Источник: РИА-Новости

 → В столице создадут Службу паллиативной помощи матерям, ожидающим детей с пороками развития

 ← Межрелигиозный совет России принял заявление после атаки на храм в Грозном



Все события