Курскому крестному ходу исполняется 400 лет
31.05.2018Курская святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная
8 июня снова покинет свою зимнюю резиденцию – Знаменский
кафедральный собор и отправится в Коренную пустынь, а вместе с ней
и тысячи паломников.
Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной иконой
состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по указу царя Михаила
Фёдоровича. Летний днём чудотворная икона была торжественно
перенесена из Знаменского монастыря в Коренную пустынь по случаю освящения первой,
тогда ещё деревянной церкви Рождества Богородицы. Так было положено начало крестным ходам, уже
ставшим важным событием в Курском крае и, говоря современным языком, его визитной карточкой.
На протяжении трёх сотен лет ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение»
торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место её явления в
Коренную пустынь, где она оставалась до сентября, а затем снова торжественно возвращалась в Курск.
Установленный порядок прервался в 1919 году, когда икона отбыла за границу. До недавнего времени
считалось, что древняя традиция проведения крестных ходов с иконой «Знамение» Курской-Коренной
была прервана на 70 лет и возродилась лишь в 1990 году.
Однако открывшиеся в последние десятилетия архивы сохранили хотя и обрывочные, но
задокументированные сведения о том, что все эти 70 лет, несмотря на жёсткие запреты и гонения,
тайком, немногочисленными группами верующие продолжали ходить «крестным путём» в закрытую
обитель Небесной Заступницы и несли ей свои слёзы и боль, мечтая о том, что когда-нибудь Она
вернётся на родную землю.
Особенно многочисленными ходы стали во время Великой Отечественной войны. В отчёте 1944 года
уполномоченный по делам религий рассказывает о святом источнике, называя его колодцем, и отмечает,
что шествие шло именно к нему: «В городе Курске в так называемый у верующих день «9-я Пятница»
(после Пасхи) существовал древний обычай ходить с крестным ходом из города в Коренную пустынь к
колодцу. Так и в этот год в церквях города стеклось очень большое количество народа, и после
богослужения народ без священников, доставший где-то иконы, цветы, стихийно двинулся из центра в
Коренную пустынь. Группы народа образовали шествие, в котором приняли участие не менее 2000
человек…».
К тому времени летняя обитель Богородицы была сильно разрушена, в помещениях монастыря
располагались различные заведения, кельи монахов были отданы под жильё. И из всего, что оставалось
там святого, был только «колодец». Власти все эти годы старательно и планомерно боролись не только с
верующими, но и с самим «колодцем» – его закапывали, заливали бетоном, но вода упорно пробивалась
сквозь землю, словно давая людям надежду. Казалось бы, что после всех принимаемых мер с каждым
годом на ходах людей должно было становиться всё меньше... Но документы говорят о
противоположном. Очень интересен отчёт уполномоченного от 27 июня 1954 года: «Из Курска в
течение двух часов пошло 10 тысяч человек. На привале в селе Долгом к ним присоединились ещё пять
тысяч человек. Таким образом, их оказалось 15 тысяч». А вот что этот уполномоченный пишет об образе,
с которым совершался столь масштабный крестный ход, а также о людях, которые держали его в своих
руках: «Большая икона была одна, её несли два молодых человека. Одному на вид примерно 25 лет,
другому – лет 16 – 17, говорят, что это братья. Они носят икону уже третий год». Мы разговаривали с
женщиной, мама которой ходила в крестный ход в 50-е годы, и нашли ещё одно подтверждение этому
факту. Она тоже рассказывала о двух братьях, которые несли в руках большой образ Божией Матери.
Уполномоченный описывает и самих верующих: «Идут с пением, встречающие подходят к процессии
сами и ведут за собой малых детей – прикладываться к иконе. Они хватаются за неё, проходят под ней.
То же самое проделывают дети, причём самостоятельно. В процессии почти исключительно одни
женщины, среди них очень много молодых девушек… Некоторые женщины идут с малыми детьми,
которых ведут за руки или несут. Встречались и с грудными детьми».
Автор отчёта вскользь упоминает о случаях, когда страдающие какими-либо заболеваниями люди
обращались к святыне с мольбами об исцелении: «Жительница деревни Малаховка рассказывала, что
шествие третий год приходит к больнице, чтобы пациенты прикладывались к иконе. Одну больную
вынесли на носилках и положили под деревом, когда люди подошли, она попросила поднести икону и
приложилась к ней». Уполномоченный также рассказывает и о паломниках, которые очень долго
добирались к крестному ходу: о старике из Тулы, который шёл в Курск девять дней, о группе,
добиравшейся пешком из Москвы.
В источнике мы также находим подтверждение устным рассказам о «борьбе» богоборцев со святым
источником: «За несколько дней до прихода колодец был засыпан и в него брошен большой камень. Две
женщины пробрались к колодцу и полностью очистили его». Уполномоченный также упоминает о
молитве верующих у источника, рассказывает о проповедях, которые на этом месте читались. Создаётся
впечатление, что уполномоченный и сам восхищён происходящим: «Одна женщина, приехавшая из
Москвы, для группы примерно из 50 человек говорила целую проповедь о рождении Богоматери и Её
жизни на земле. Говорила она почти час, не запинаясь и не пользуясь никакими записями».
И всё же традиция крестных ходов в 70 – 80 годы почти угасла и вновь возродилась в 90-е годы XX
столетия во многом благодаря усилиям правящего архиерея, ныне покойного владыки Иувеналия
(Тарасова). Несколько лет ход доходил только до монастыря и останавливался у его ворот – для
верующих эта территория продолжала оставаться запретной и строго охранялась... Свидетели
вспоминают об однажды случившемся чуде – как будто силой молитвы пробило преграды на пути
крестного хода – остановившиеся перед стенами монастыря люди не встретили охраны. И тогда владыка
Иувеналий взял в руки икону Божией Матери и перешагнул через лежащие на пути плиты. «Он в
одиночку обошёл с иконой и молитвой монастырь, – рассказывала Людмила Ш., – и вернулся в полной
уверенности, что здесь снова возродится монашеская жизнь». На следующий год крестный ход
«вернулся» в Коренную пустынь и началось возрождение обители.
Трудами и молитвами многих людей, от архиереев и государственных деятелей до благотворителей и
прихожан храмов, восстановлен не только монастырь, но и его главный храм Рождества Пресвятой
Богородицы, когда-то начисто стёртый с лица земли. А 23 сентября 2009 года вернулась в родной дом
великая святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Патриарх Кирилл в
приветственном слове отметил: «В трагической истории ХХ столетия народ наш должен получить такую
прививку веры, которую бы никакие соблазны, никакие даже самые страшные силы не смогли бы
преодолеть. Бог простил нам наше отступление от Него, и сегодня мы это воочию видим. И Царица
Небесная, в иконе чудотворной «Знамение» явившись на землю нашу, как бы ещё раз свидетельствует о
том, что начинается время созидания народной жизни в соединении небесного и земного».
Источник: Благовест-Инфо
→ Православные активисты провели в Кишиневе акцию против закона о правах сексменьшинств
← "Церковь в коммуналке": как верующие победили СССР