"Ближе к древнему христианству". Новые православные общины в Италии
13.06.2018В Италии все больше русских приходов, православие в этой католической стране —
вторая по числу последователей конфессия. О том, почему итальянцев не смущают
ни молитва стоя, ни церковнославянский язык, — в материале РИА Новости.
Православие по-итальянски
Летиция Лели родилась в католической семье. "Я всегда бежала в церковь первой, пела в хоре, а в 23
года стала катехизатором — начала учить других. Ну и сама глубже задумалась о вере. И поняла, что в
чем-то ошибаюсь", — рассказывает она.
В 26 лет девушка вместе с приходской общиной отправилась в тур по России с посещением православных
монастырей. "Это было замечательное путешествие. Я решила больше узнать о православии, стала его
изучать и осознала, что православная церковь ближе к древнему христианству, чем католическая.
Начала ходить на православные литургии", — продолжает она.
А через четыре года приняла православие. "И не пожалела об этом", — подчеркивает итальянка.
Если пять лет назад в стране было 50 русских приходов, то сегодня — 72. Архиепископ Богородский
Антоний, управляющий русскими приходами в Италии, подал еще пять запросов католическим архиереям
о выделении храмов для православных общин.
"Открытие приходов, обустройство храмов и других помещений, где совершаются православные
богослужения, было бы невозможно без доброго отношения как Римско-католической церкви, так и
итальянского государства", — отмечает он.
В 2012 году Русская Православная Церковь в Италии получила официальную юридическую регистрацию
"именно в качестве церкви, о чем был издан декрет президента Итальянской Республики", напоминает
архиепископ.
Работа и духовность
Прихожане русских храмов — преимущественно экономические мигранты с Украины, из Молдавии,
России, Румынии, Белоруссии и некоторых других стран, а также православные греки и, конечно же,
коренные итальянцы.
Италоговорящие приходы Русской Церкви сосредоточены в основном в Модене, Пистойе, Болонье,
Турине, Франкавилла-Фонтане, там священники — итальянцы. Но они учат церковнославянский, чтобы
богослужение было понятно и русскоговорящим.
Самые крупные русские приходы — в Риме, Милане, Венеции и Неаполе. Большинство общин РПЦ — на
индустриально развитом севере страны, куда приезжают в том числе в поисках работы.
Главная святыня времен неразделенной Церкви (на католическую и православную) в Южной Италии —
мощи святителя Николая Чудотворца, хранящиеся в католической базилике в Бари. В начале XX века
рядом построили подворье Русской Православной Церкви. "В дни памяти святителя Николая сюда
приезжают множество паломников — со всей Италии и из стран канонической территории Московского
Патриархата", — отмечает архиепископ Богородский Антоний. А у мощей святителя Николая поочередно
совершаются католические и православные богослужения.
Опасная толерантность
Что же приводит итальянцев к православию? Личный духовный поиск, заключение брака с
православными, неприятие навязчивой "светскости" и агрессивной "толерантности" европейского
общества и реформ, начавшихся в Римско-католической церкви после II Ватиканского собора (1962-
1965).
"Я родился в католической семье, а к православию обратился благодаря учебе и научной работе. Меня
всегда беспокоили вопросы, связанные с понятиями папской непогрешимости, первородного греха,
спасения, чистилища. Получив магистерскую степень по патристической филологии, а затем и
докторскую, я осознал, что моя проблема — с Римско-католической церковью, а не с Христом.
Православная церковь была наиболее разумным выбором, несмотря на первоначальные трудности,
связанные с церковнославянским языком", — рассказывает Валерий Полидори.
В Русской Церкви, по его мнению, самая глубокая духовная атмосфера. "Люди идут в храм молиться и
делают это серьезно, благопристойно. Это то, что католики во многом утратили после II Ватиканского
собора. И что еще я особенно ценю — чувство осознанности в принятии Святых Даров и то, что многие
часто причащаются. Так и должно быть", — считает он.
Чужая боль
Большинство прихожан Екатерининского храма в Риме, куда его назначили настоятелем восемь лет
назад, — те, кто оставил семьи и уехал на заработки в силу непростой ситуации на родине. "Как
правило, в Италию приезжают женщины — у них дома мужья, дети. Порой они выполняют очень
тяжелую работу — в физическом и моральном смысле. Их приглашают ухаживать за тяжелобольными,
иногда за людьми с психическими расстройствами", — поясняет архиерей.
В храм приходят не только принять участие в богослужении и причаститься, но и просто поговорить на
родном языке, обсудить проблемы или поделиться радостью. "Некоторые, прибыв в Италию на автобусе,
не знают, куда идти дальше, где искать работу, жилье, у кого получить поддержку, совет. И священник
должен уметь проявить пастырскую чуткость, войти в положение этих людей. Он обязан воспринимать
чужую боль, как свою", — считает архиепископ.
Среди прихожан Екатерининского храма в Риме и русские, и украинцы, и молдаване, и сербы, и болгары,
и грузины, и осетины. Внешнеполитические бури на них, по словам владыки, не сказываются. "Мы
причащаемся от одной Чаши, исповедуем одного Бога и принадлежим к одной Православной Церкви,
которая не знает ни границ, ни национальностей. Думаю, в наших зарубежных приходах, как нигде,
чувствуешь вселенский характер Церкви", — заключает управляющий русскими приходами в Италии.
Источник: Богослов.Ru
→ Впервые за сто лет в главном храме Соликамска совершена Божественная литургия
← Обращение Предстоятеля Украинской Православной Церкви по поводу проведения «Марша равенства»