Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все события

Впервые за сто лет в главном храме Соликамска совершена Божественная литургия

13.06.2018

Впервые за сто лет в главном храме Соликамска совершена Божественная литургия8 июня 2018 года, впервые за сто лет, в главном храме Соликамска — Свято-
Троицком соборе — прошла Божественная литургия. Богослужение в девятую
пятницу по Пасхе возглавил архиепископ Соликамский и Чусовской Зосима.
Выбор дня празднования связан с событиями в летописи города, который
готовится встретить 600-летний юбилей.

В начальный период своей истории Соликамск, расположенный на окраине
русских земель, не имел ни крепостных сооружений, ни военной силы и неоднократно страдал от набегов
соседей — манси, ногайских и сибирских татар.

Самый кровопролитный набег произошел 25 мая 1547 года, когда на Усолье Камское, как тогда
назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили, согласно
летописным сведениям, 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Однако усольцы
организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником,
победили ногайцев 30 мая — в том году девятую пятницу после Пасхи.

В память о спасении Соликамска с конца XVI века горожане стали ежегодно проводить крестный ход. В
1709 году Церковь запретила его, ввиду отсутствия в этот день православных праздников. В течение
почти десятилетия крестный ход в девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по
привычке сходиться в город со всей округи. Местные священники и горожане неоднократно направляли
челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении
праздника в девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков,
утрачена традиция, скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев, но на все
челобитные следовал новый запрет.

В 1718 году соликамские священники и горожане направили к архиепископу Вятскому и Великопермскому
Алексию новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и
красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено, и девятая пятница по
Пасхе прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья. Традиции празднования
дополнились проведением крестного хода вокруг всех церквей, а с начала XIX века в этот день в
Соликамске стали проводить и ярмарку. В наше время традиция отмечать девятую пятницу по Пасхе
возрождена.

Свято-Троицкий собор был заложен в 1684 году по благословению Вятского епископа Ионы на средства
соликамцев. По преданию, ввиду отсутствия средств строители обратились к царской семье с просьбой
оказать денежное вспомоществование из казны. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и
царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено:
соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих
государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких
доходов». По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на
достройку храма и на его убранство.

В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен
круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла, на западном фасаде
выложили из кирпича рельефную корону. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был
уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти.

Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный, во имя Святой Троицы, освящен 28 июня 1697
года, южный, во имя Иоанна Предтечи, освящен в 1689 году, и западный, во имя святителя Николая, —17
июля 1693 года. В храме находился образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте,
пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним
всегда горела неугасимая свеча. К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете
храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для
хранения купеческих товаров, сдававшиеся в аренду. Рядом с собором находилась торговая площадь с
гостиными дворами и деревянными торговыми палатками.

В конце XVIII — первой половине XIX века экономика Соликамска переживала глубокий упадок. Город
потерял значение крупного торгового центра, Сибирский путь прошел южнее. Многие жители покинули
Соликамск, приходы значительно сократились. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к
которому приписали ряд других церквей.В 1916 году Троицкий собор получил статус кафедрального — в
нем была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии. В ведении Соликамского епископа
состояло 140 храмов и 8 монастырей. В 1917 году на эту должность был назначен епископ Феофан, за
призывы против советской власти принявший мученическую кончину и в настоящее время
канонизированный.

Троицкий собор оставался действующим до 1929 года, несмотря на попытки закрытия храма.
Сохранилось письмо прихожан в городской совет от 1926 года с просьбой не закрывать собор. Община
верующих в то время при храме насчитывала чуть больш

Источник: Патриархия.Ru

 → Памяти пастыря. Некролог о схиархимандрите Тихоне (Муртазове)

 ← "Ближе к древнему христианству". Новые православные общины в Италии



Все события