"Так решили на Вселенском соборе": Русская Церковь вступает в Новый год
14.09.2018У православных верующих 14 сентября Новый год — новолетие по
церковному календарю. Понять этот праздник можно только в контексте
всех событий богослужебного года: индикт (календарь) связан с особой
реальностью — "сверхъестественной", в которой живет верующий
человек. Об этом говорят священнослужители.
В храмах в этот день вспоминают евангельское повествование о том, как
Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество пророка Исаии о
наступлении "лета Господня благоприятного". Предание связывало это событие с 1 сентября (14
сентября по новому стилю). Именно с этого дня с IV века ведется отсчет церковного индикта.
"Сверхъестественная реальность"
"В нашей церкви с 1 сентября начинается цикл так называемых двунадесятых (двенадцати основных.
— Прим. ред.) праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Богородицы, с
конкретной датой. Вообще, каждый день церковного календаря связан с каким-нибудь праздником или
памятью святых. Но церковный календарь сложнее, чем гражданский. Если гражданский просто
повторяет схему соответствия каких-то событий тем или иным дням, то в церковном календаре есть и
другая модель — на основе дня празднования Пасхи, которая каждый год приходится на разные дни", —
рассказывает РИА Новости замглавы синодального миссионерского отдела Московского Патриархата
игумен Серапион (Митько).
Именно от Пасхи отсчитываются подготовительные недели перед Великим постом, и воскресные дни, и
"седмицы" (недели) после Пасхи, имеющие особый смысл. В числе переходящих праздников есть и
двунадесятые — Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы
(Пятидесятница).
"Искусство церковного устава в том, чтобы совместить непереходящие праздники и переходящие. Это и
создает ту особую реальность, в которой живет верующий человек, — связанную с вознесением Христа,
сверхъестественную, трансцендентную, в которую человек входит через веру. И эта реальность есть
преддверие Царства Небесного", — объясняет священнослужитель.
По его словам, гражданский календарь "генетически, исторически восходит к церковному и несет на
себе определенные его черты". "Мы пользуемся гражданским календарем и не всегда помним его
историю. А ведь самим типом того календарного времени, в котором мы живем, мы обязаны церковной
традиции. Потому что именно церковный календарь лежит в основе нашего порядка отсчета дней,
времени", — уточняет собеседник агентства.
Наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного университета
игумен Петр (Еремеев) обращает внимание на то, что начало и конец годового цикла связаны с жизнью
Пресвятой Богородицы, благодаря которой и "совершилось дело человеческого спасения".
"Первый значимый праздник церковного года — Рождество Богородицы — в сентябре, а последний —
Успение Пресвятой Богородицы — в августе. Получается, что год начинается с рождения Девы Марии, а
завершается ее восхождением от земного мира в мир вечного Царства Божественного Сына", — говорит
Еремеев.
Начало "свободы христианской"
Церковное новолетие празднуют с IV века. Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312
года победу над узурпатором Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру.
И участники Первого Вселенского собора в 325 году в память об этом постановили встречать Новый год 1
сентября, в день начала "свободы христианской".
На 1 сентября всегда приходилась праздничная служба с особым чином — проводами лета. Евангелие в
этот день читал сам патриарх. А после утрени архиерей и другие священники под пение хора
процессией выходили на городскую площадь и совершали службу с чтением Евангелия и особыми
прошениями.
Однако на Руси даже после принятия христианства гражданский год по старинке еще долго начинался с
марта. С этого месяца отсчитывали год Нестор и другие древние русские летописцы. Так было вплоть до
XV века.
Сохранились свидетельства, что в XVII веке царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и другие служилые
люди посвящали день новолетия делам милосердия. Всех нищих богато оделяли милостыней, одеждой и
обувью, кормили праздничным обедом. Простому народу дарили гостинцы и подарки, посещали и
заключенных в темницах.
В Москве царь выходил с торжественным крестным ходом на Соборную площадь Кремля, где патриарх
поздравлял его с новолетием. В последний раз этот чин был совершен 1 сентября 1699 года в
присутствии Петра I. Сидя на установленном на площади престоле в царской одежде, он принял
благословение предстоятеля Русской Церкви.
После этого император перенес начало гражданского Нового года на 1 января. Однако в богослужебных
книгах приход "нового лета" по-прежнему 1 сентября.
Источник: РИА-Новости
→ Святейший Патриарх Кирилл возглавил внеочередное заседание Священного Синода РПЦ
← В Англии установлен Романовский крест