Статьи православного психолога Легостаевой М.В.

<< < (2/11) > >>

Наталья 1234:
Имеет. Красивше так.

ВераН:
Хорошо, буду так делать. СпасиБо, Наташа!  :)

Ост-Остерн:
Почитаю потом,интересно.
Всё же глаза мои комп не любят. :)

ВераН:
   О ПОНИМАНИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПСИХОЛОГА. (Часть 1)

Вопрос этот совсем не праздный, как могло бы показаться на первый взгляд. То, как мы отвечаем на него, крайне важно, поскольку это имеет непосредственное влияние на особенности психотерапевтического процесса в концепции православной психотерапии.

В обычном понимании, термин "бессознательное" означает некую сферу в области психики, в которую могут быть вытеснены (а по простому – забыты) прежние переживания, негативный опыт, то, что в психоанализе принято называть детскими травмами.



Предполагается, что удачно проведенная аналитически-ориентированная психотерапия помогает человеку заглянуть в эту область и вытащить все эти события на уровень осознанности. В этом случае человек как бы регрессирует (возвращается назад в своих переживаниях) на эти уровни, заново проживает все чувства и ощущения, связанные психологической травмой. Таким образом, она перестает на него оказывать бессознательное влияние.

В свою очередь, это приводит к тому, что  в настоящей взрослой жизни происходит освобождение от прошлого, и человек получает возможность выстраивать свою жизнь иначе, основываясь на своем свободном выборе здесь и сейчас.
Так предполагается. И определенные результаты такой психотерапевтический процесс может гарантировать.
И все-таки, это далеко не всегда те результаты, которые мы ожидаем от психотерапии.

Если бы это было так, то любой психоанализ приводил бы человека к освобождению, разрешались бы все его проблемы и трудности. В реальности мы этого не наблюдаем. Так что же не так? Чего не хватает аналитически ориентированным психотерапевтам? Какое знание о человеке находится вне рамок их компетенции?



Психотерапия рассматривает человека как существо двухсоставное: психика и тело. Исходя из такого представления о человеке, самое главное и самое важное, что нам необходимо учитывать при работе с ним, остается как бы за кадром. Об этом не говорится. Это не принимается в расчет.
 
Так что же это такое? Психологу писать об этом трудно. Трудно подобрать подходящие определения именно потому, что язык психологии и психотерапии не выработал необходимой терминологии.  Это понятие не научное. И психология, как наука, этими понятиями не оперирует, и в связи с этим  не способна адекватно и серьезно об этом говорить.

Для того, чтобы ввести это понятие в описание психотерапевтического процесса в концепции православной психотерапии, нам придется использовать язык святоотеческой аскетики, а также возможно, метафорический язык христианских притч.



Итак, что еще может скрываться в бессознательном, кроме подавленных детских переживаний, кроме опыта вытесненных травмирующих событий? И где это может скрываться?
И вот сейчас предстоит самое трудное - говорить о тех вещах, которые мы не можем ощутить материально...
Человек тем и отличается от всех живых существ, что  кроме плотского материально и душевного (психического) выражения, имеет еще в себе духовное содержание. Частичку духа. Это то, о чем рассказывается  в «Притче о сеятеле». В нашей душе есть зерно духа. Оно должно пробудиться к жизни, прорасти и принести плод.

Как в любом обычном зерне, в этом зерне уже содержится все необходимое. К примеру, в желуде в латентном состоянии присутствует дуб.  В зернышке от яблока - присутствует яблоня и т.д.

Это можно понимать так: в душе каждого из нас есть это зерно, где присутствует в полной мере тот человек, который пока еще не осуществлен. Что это за человек, каков он, со всей точностью это ведомо только Творцу. И «намерение» у этого зерна таково, чтобы во время земной жизни человеческое существо осознало в себе это присутствие и стало способствовать процессу осуществления себя в Боге во всей задуманной Им полноте.  

Другими словами, человек задуман так, чтобы способствовать своему процессу обожения, осуществлять этот план Творца о себе самом в совместной работе с Ним совершенно осознанно.
Вот об этом «зерне», находящемся в человеке до поры в спящем бессознательном состоянии, светская психотерапия даже не упоминает.



Откопать его внутри себя, почувствовать, обратить на него внимание -  это равносильно отклику на призыв Божий: "Ищите прежде всего Царствие Небесное. Оно внутри вас есть".

«Пробуждение зерна духа» может начаться неожиданно для самого человека. Оно может доставлять сильный дискомфорт, так как входит в конфликт с нашим эго, нашей самостью. Развитие его происходит по иным законам, поскольку принадлежит иному плану бытия – Вечности.

И если психоаналитик может говорить о том, что вытесненная, подавленная сексуальность приводит к определенным проблемам, то православный психолог заявляет, что вытесненная духовность приводит к проблемам гораздо более серьезным, которые найдут свое отражение и на телесном и на психическом уровне.

Купировать, подавлять в себе этот процесс и опасно, и неразумно. Нам остается только смиренно не мешать Богу осуществить в себе эту работу. Сделать это не просто, если мы не осознаем наличие этого процесса в себе, не понимаем, как он происходит, какие внутренние конфликты человеку предстоит преодолеть, чтобы процесс этот осуществился.

Вот об этом бессознательном, которое возможно как-то интуитивно улавливается человеком, как некая память о когда-то потерянном Рае, и потребности души снова его обрести, человеку необходимо знать.

В этом случае, сам по себе процесс психотерапии принимает иную форму. Он не может касаться только детских вытесненных травм, но обязательно выходит на конфликт между духом и эго.

Проявление этого конфликта может выражаться на психологическом уровне в виде страхов, тревоги, депрессии. На уровне тела симптомы могут проявляться по-разному, к примеру, панические атаки имеют довольно разные телесные проявления.

Итак, мы приходим к тому, что если мы говорим об исцелении человека, исцелении, как обретении им когда-то былой целостности, которая была свойственна ему до тех пор, пока душа его не разлучалась с Богом, не выстроила стену благодаря сосредоточенности на своем эго. В результате этого стало возможно потакание своим страстям, нарушение заповедей. В области бессознательного стали постепенно накапливаться грехи. (Довольно часто встречается, что человек, не приступивший еще к своей духовной работе, может сказать о себе, что он не совершал грехов и что ему нечего исповедовать).

Именно этот аспект бессознательного нам необходимо учитывать и рассматривать в психотерапевтической работе с человеком. ( 2 часть в следующем посте)

Источник https://vk.com/wall4563130?offset=40&own=1&w=note4563130_11761432

ВераН:
Я для себя много беру из этих статей. В другой теме задавали вопрос: "А зачем она нужна, эта православная психология?" Для того и нужна, чтобы рассматривать человека как духовное существо, а не потомка обезьян.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница