Православный форум храма св. Василия Великого

Наша Вера и духовная жизнь => Православная вера => Тема начата: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 12:17:24



Название: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 12:17:24
подозрительность опасливость, осторожность, неблаговидность, скептицизм, сомнение, недоверие, ревнивость, недоверчивость, неблагонадежность, сомнительность, мнительность-всё это синонимы.


...подозрительность происходит от гордости.

(здесь,и далее цитаты из письма прп.Амвросия,старца Оптинского духовной дочери)

"Послушница Евстолия!
Душевного спасения тебе желаю. От страсти подозрения Господь да избавит тебя. И сама не принимай таких помыслов – это от гордости бывает. Если она любит кого больше тебя, то, стало быть, та стоит этого, так надо думать, а себя считай не стоящей любви и укоряй себя. Сама люби, и слушайся, и смиряйся, и будешь покойна. А подозревать за другими не надо, это грешно..."


..."Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю.
Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией..."(преп.Амвросий Оптинский)


читаем у аввы Дорофея:

«Там был у нас один брат, которого очень беспокоила эта страсть, и он так следовал своим догадкам, что был уверен в каждом предположении своем; ему казалось, что дело происходит непременно так, как представляет ему помысел его, и не может быть иначе.


 Зло со временем усилилось, и демоны довели его до такого заблуждения, что однажды, как он, вошедши в сад, высматривал, — ибо он всегда подсматривал и подслушивал, — ему показалось, что он видит, будто один из братии крадет и ест смоквы; а была пятница, и еще не было даже второго часа (по нашему времени 7 часов утра — ред.). И так, уверив себя, что он действительно видел это, он скрылся и ушел молча.


Потом, в час литургии, он опять стал замечать, что будет делать во время причащения брат, только что укравший и евший смоквы. И когда он увидел, что тот умывает руки, дабы войти причаститься, он побежал и сказал Игумену:

«посмотри, такой-то брат идет причащаться Божественных Таин вместе с братиями, но не вели ему давать (Св. Даров), ибо я видел сегодня утром, как он крал смоквы из сада и ел».


А между тем брат тот подошел уже к Святому Причащению с большим благоговением и умилением, ибо он был из благоговейных. Когда же Игумен увидел его, то он подозвал его к себе, прежде чем тот подошел к священнику, преподающему Св. Дары; и, отведя его в сторону, спросил:


«Скажи мне, брат, что ты сделал сегодня?».

Тот удивился и сказал ему:

«Где, Владыко?»


Игумен продолжал:

«Когда ты утром вошел в сад, что ты там делал?».

Брат, удивленный этим, отвечал ему опять:

«Владыко, я сегодня и не видел сада, и даже не был утром здесь, в киновии, но теперь только возвратился из пути, ибо тотчас по окончании всенощного бдения эконом послал меня на такое-то послушание».


А место того послушания, о котором он говорил, было очень далеко, и брат с трудом поспел к самому времени литургии.

Игумен призвал эконома и спросил его:

«Куда ты посылал этого брата?».


Эконом отвечал то же, что и брат сказал, т. е. что он посылал его в такое-то село.

Игумен спросил:

 «Почему же ты не привел его принять от меня благословение?».

Тот, поклонившись, отвечал:

«Прости меня, Владыко, ты отдыхал после бдения, и потому я не привел его принять от тебя благословение».


 Когда Игумен таким образом удостоверился, то он отпустил этого брата идти причаститься, и призвав того, который верил своим подозрениям, наложил на него епитимию и отлучил его от Святого Причащения. И мало того, но, созвав всю братию, по окончании литургии, со слезами рассказал им о случившемся и обличил брата пред всеми, желая достигнуть этим троякой пользы:


во-первых, посрамить дьявола и обличить сеющего такие подозрения;


во-вторых, чтобы через это посрамление был прощен грех брата, и чтобы он получил от Бога помощь на будущее время,

и в-третьих, чтобы утвердить братию — никогда не верить своим мнениям.

И много поучив об этом и нас и брата, он сказал, что нет ничего вреднее подозрительности, и доказывал это случившимся примером.


И много подобного сказали отцы, предохраняя нас от вреда верить своим подозрениям.



Итак, постараемся же, братия, никогда не верить своим самоизмышлениям. Ибо поистине, ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как эта страсть: от этого не бывает ничего доброго, а множество смущений;


от этого человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же по причине порочности нашей посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят нам; ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью»


(Преп. Авва Дорофей, поучение 9-е).



Далее своё размышление на это поучение нам предлагает протоиерей Михаил Дронов в своей книге
«  Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей?»



"Подозрительность причина самообмана
или самообман – подозрительности?"


"Задумаемся над тем, чего, собственно, хотел добиться брат, которого привел в пример авва Дорофей, в своем объяснении, что такое ложь мыслью..В чем он всех подозревал? О чем были его догадки? В каких предположениях он был настолько уверен, что "ему казалось, что дело происходит непременно так, как представляет ему помысл его, и не может быть иначе"?


Войдя в пустой сад, он очень хотел встретить "нарушителя" монастырского устава, который бы там тайком ел смоквы. И он увидел то, что хотел...



Почему ему так нужно было кого-то уличить в грехе? Ответ простой: в тот момент весь смысл своего существования он видел в изобличении порока. Ясно, что в его сознании когда-то произошла трагическая подмена ложным пониманием подлинного ощущения себя, своих взаимоотношений с Богом и людьми. Его стремление к правде и справедливости уродливо обернулось присвоением себе роли судьи над чужими грехами, причем судьи, отнюдь не бесстрастного, но жаждущего карать и наказывать.


Мы вполне можем допустить противоположную ситуацию в том же монастырском саду. Игумен или сам авва Дорофей мог действительно застать не мнимого, а реального "нарушителя",  соблазнившегося спелыми плодами. Как бы он поступил? Не пускаясь в небезопасные догадки, совершенно определенно можно сказать, что его решение было бы основано на сострадании к человеческой слабости и на трезвой оценке размеров "преступления" и всех возможных путей его последующего осознания.


Во всяком случае, авва Дорофей дает нам пример аналогичного игуменского решения.

Но на этот раз, правда, "виновником" оказался не "похититель смокв", а тот самый брат, одержимый страстью подозрительности. Игумен, "созвав всю братию, по окончании литургии со слезами рассказал им о случившемся и обличил брата пред всеми, (желая) достигнуть сим троякой пользы: во-первых, посрамить диавола и обличить сеющего такие подозрения; во-вторых, чтобы чрез сие посрамление был прощен грех брата и чтобы он получил от Бога помощь на будущее время, и, в-третьих, чтобы утвердить братию – никогда не верить своим мнениям".


Эта троякая цель игумена содержит ответ на главный вопрос: как освобождаться от подозрительности?


Посрамить диавола – значит раскрыть обман "отца лжи" (Ин. 8,44). Обличить его – это и означает сорвать личину, скрывающую его демоническую сущность, то есть выявить действительные истоки семян подозрения – ведь сам-то брат, увлеченный поиском "преступников", был уверен в полной своей правоте. То, что брат обманулся в саду, – результат всей его настроенности на подозрительность. Однако, в свою очередь, ее причина – в подмене подлинного предстояния перед Богом ложными целями, которая в какой-то момент в нем произошла, когда вся его жизнь сузилась до изобличения порока в других. Так что получается: подозрительность и причина, и следствие лжи и самообмана. Это – порочный замкнутый круг.


Посрамить диавола поэтому и означает разорвать этот круг, чтобы все, и в первую очередь брат, более других пострадавший от диавольского обольщения, осознали смысл происшедшего. И тогда придет и покаяние, и прощение, и помощь Божия."


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 13:17:31
подозрительность опасливость, осторожность, неблаговидность, скептицизм, сомнение, недоверие, ревнивость, недоверчивость, неблагонадежность, сомнительность, мнительность-всё это синонимы.

Не согласна.
К примеру сомневаться совсем не значит подозревать.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 13:22:33
Паранойя


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 14:12:36
Психическое как раз вытекает из духовного.Может быть просто одержимость.

Да,синонимы в данном случае не все верны в смысле понятия греха,только в смысле смысла слова подходят.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Павел** от 10 Декабря 2013, 14:18:38
А еще есть психическое заболевание, когда всех человек подозревает.

Именно это и описано у аввы Дорофея!


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 14:19:50
  Многие преступления проистекают именно от подозрительности как  ветви от гордости.Есть болезненная подозрительность,которая вытекает из гордости.Человеку показалось,что его обидели,он обиду затаил,пошёл и убил.
      Многие болезни лечатся послушанием.Ибо если человек живёт в послушании,смиряется,то такие заскоки исцеляются.


...Маньяки -они как раз одержимые нечистым духом и есть.Их "маньячество" проистекает от гордости.Фантазии такие тоже от гордости.Ларчик просто открывался.

"Как бы мне,проповедуя другим, самой не остаться недостойной."-неточная цитата из св.ап.Павла.Это я относительно себя.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Алла от 10 Декабря 2013, 15:40:44
При старческой деменции развивается подозрительность. Это болезнь.
А есть особенность характера здорового человека, когда он во всем видит злой умысел. Здесь духовное повреждение. И это можно скорректировать, если, конечно, человек сам этого захочет.
Мне так представляется.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 15:44:20
Да,у слабоумных,у бабушек соматическое проявление,у остальных - духовное


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Марина_ от 10 Декабря 2013, 15:52:06
я к некоторым документам (попадающим мне по работе) отношусь подозрительно  :-X ищу в них умысел...  (просто пару раз было, что пытались обмануть)
как тут быть?  :-\


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 15:55:00
Это не грех. ;)


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Марина_ от 10 Декабря 2013, 15:57:19
:)


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Алла от 10 Декабря 2013, 18:05:03
А если попытаться найти корешок - откуда во мне подозрительность? Что делает меня подозрительным? Недоверие. Я не верю этому человеку, потому что считаю, что он хочет обвести меня вокруг пальца. Т.е., обидеть. Обида - одно из проявлений гордости.
Подозрительность не стоит путать с бдительностью и разумением. Подозрительность точит душу как жук-точильщик, изводит. Это болезнь души. Разумение - здоровье души.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Алла от 10 Декабря 2013, 18:09:02
Да, вот еще что важно. Сама попадаюсь на эту удочку. Поэтому не умозрительно рассуждаю, а копаюсь в себе.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Алла от 10 Декабря 2013, 19:23:05
Психические заболевания лучше не обсуждать, говоря о грехе. Но иногда в старости подозрительность в паранойю перерастает. У меня есть такой пример перед глазами. И по молодости лет человек изводил близких своими домыслами, а теперь вообще ужас. Теперь болезнь и в очень тяжелой форме.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Елена 03 от 10 Декабря 2013, 19:51:14
Тема интересная. Елене - спасиБо!
Да, Аллочка, примеров паранойи предостаточно. К большому сожалению, именно к старости человек чаще всего и начинает этим страдать.
Но, если в старчестве это психическая болезнь, то в другое время - это болезнь души...

Знаю семейные пары, где кто-то из супругов буквально не дает житья из-за маниакальной ревности.
Как мне кажется, что тот человек и сам понимает, что не то творит, но ничего поделать с собой не может.
А вот, если бы начал жить по Бозе, то, глядишь, и полегчало бы!

Есть и другие примеры, когда предают. Супруги, друзья. Это довольно серьезный проступок. И я даже не знаю: насколько можно после всего случившегося доверять этому человеку?!..
Если и опять поверишь ему что-то, то некоторая подозрительность в неискренности все равно останется.

 Хотя, если сам более чист, то будешь прощать до безконечности.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 20:14:45
Помните французскую комедию"Налево от лифта"?

Там как раз о грехе подозрительности речь. :)


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Елена 03 от 10 Декабря 2013, 20:17:33
Помните французскую комедию"Налево от лифта"?

Там как раз о грехе подозрительности речь. :)
а я не видела этого фильма  :-\


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Павел** от 10 Декабря 2013, 20:21:41
Тема интересная. Елене - спасиБо!
Да, Аллочка, примеров паранойи предостаточно. К большому сожалению, именно к старости человек чаще всего и начинает этим страдать.
Но, если в старчестве это психическая болезнь, то в другое время - это болезнь души...

Психическая болезнь как раз и есть болезнь души. А если подразумевать некоторую духовную поврежденность, тогда нужно разграничить понятия "дух" и "душа"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/10.html


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Алла от 10 Декабря 2013, 20:25:24
Да, точно, Павел. СпасиБО за ссылку.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 21:24:18
Кстати и живущие по Бозе страдают от подозрительности, да еще при этом мнят себя мученниками. И не понимают, не видят греха.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Елена 03 от 10 Декабря 2013, 21:29:25
Кстати и живущие по Бозе страдают от подозрительности, да еще при этом мнят себя мученниками. И не понимают, не видят греха.
Если не видят греха, то это уже жизнь точно "не по Бозе"!
Все мы больны, кто больше, кто меньше. Но абсолютно здоровых душевно на земле нет. Потому как страсти борют нас до самого смертного часа.
Осознание своей греховности - уже полдела! Теперь главное - борьба с ней! Вот тут уже сплошные препятствия в виде немощи изволят нам мешать в деле спасения.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 21:33:32
Я бы сказала, что они в прелести...наверное так.
В чужом глазу соринку видят, в своем бревна не замечают.
Слава Богу, теперь я подальше от таких держусь, научена


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Алла от 10 Декабря 2013, 21:34:36
Мы не всё можем видеть в себе. Не от самолюбия, а просто на себя тоже бывает глаз замылен. Поэтому полезно иногда послушать нелицеприятное в свой адрес.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Елена 03 от 10 Декабря 2013, 21:36:48
О, да! Это безусловно приносит пользу, если только сам себя сдержишь и не кинешься с кулаками на обличителя  ;) мы ведь чаще всего о себе, любимых, думаем куда лучше, чем о нас говорят  ::)


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Капитошка от 10 Декабря 2013, 21:42:14


http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/10.html

 Хорошая ссылка, мы это на курсах проходили.      
Православная антропология.  (http://hramnagorke.ru/dialog/index.php?topic=1493.0)

 Подозрительность-очень сильно разрушает человека. У меня как-то по молодости бывали периоды подозрительности, я тогда ещё в Церковь не ходила. Я боролось, запрещала подозревать. Отпустило, но всплывало. Сейчас проще, чуть что - Господи помоги, не хочу подозревать, отпускает. Но иногда так незаметно подкрадывается, под покровом бдительности, не всегда сразу распознаешь.

У меня знакомая, знаю её уже много лет,у неё это переросло в такие формы.  Мне думается, если она не примет меры, это её погубит. а в ней столько хороших качеств, и эта зараза  перечеркивает все.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 21:43:29
Мы не всё можем видеть в себе. Не от самолюбия, а просто на себя тоже бывает глаз замылен. Поэтому полезно иногда послушать нелицеприятное в свой адрес.
Я про это в другой теме говорила, всегда прислушиваюсь, когда меня осуждают.
А если похвалы слушать, так гордыня обуяет ::), да и привычней уже плохой быть...


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Алла от 10 Декабря 2013, 21:56:30
Меня много хвалили, но и доставалось тоже много. Творческим профессиям это сопутствует - взлеты, падения. Хорошо, что окружали люди, намного более талантливые, чем я. Да и в человеческом плане более сильные. Слава Богу за всё!


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 21:58:50
Меня много хвалили, но и доставалось тоже много. Творческим профессиям это сопутствует - взлеты, падения. Хорошо, что окружали люди, намного более талантливые, чем я. Да и в человеческом плане более сильные. Слава Богу за всё!
Хорошо когда хвалят, особенно в детстве, тогда человек более в себе уверен.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 22:46:56
А подозрительность у каждого есть в разной степени.Каждый человек немощный -он по всем заповедям искушается .


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 22:49:05
У меня самая большая подозрительность включалась, когда маленькие дети дома и вдруг....тишна :)


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 10 Декабря 2013, 22:50:30
Даже пофигист? :)
Он тоже по образу и подобию Божию создан,также в Адаме согрешил.Нет никакой разницы


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 22:54:37
Я обычно не подозреваю никого ни в чем. Что должно быть, то и будет. А если сомневаюсь в чем-то, то предпочитаю спросить и все уяснить. Обычно все довольны.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 23:09:17
Кто захочет, тот все равно "наколет" :), и случившегося не изменишь, а подозревать всех и каждого, это ж не житб тогда, а пакости выискивать, да еще не сотворенные.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 23:14:47
А государство сколько раз накололо, но ты ж не уезжаешь из него :), повозмущаешься и дальше живешь.
Бог все управит как надо и когда необходимо, не один раз убеждалась.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 23:18:16
Ну, да :) со всеми реформами, развалами и прочим, это ж искренняя забота о гражданах ::)


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 10 Декабря 2013, 23:33:18
И от людей надо принимать, что дают, а не ждать пакостей. Так по- моему....


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Людмила S. от 11 Декабря 2013, 09:01:40
4. Грех подозрительности. В спокойное время подозрительность бывает от непонимания и волнения. Подозрительность никогда не может различить правду, даже если глаза видят ее, а все окружающее говорит о Доброте и любви. Подозрительность все искажает, и порабощенный ею склонен видеть скорее ложь, чем правду, во всем, что видит.Подозрительность — это лживый и искажающий все фотограф, который, фотографируя, меняет вид объекта.Когда страдающего от подозрительности мучают искушения, неважно, люди ли им причиной или Бог их попускает для исправления, или сложилось так в силу обстоятельств, он немедленно начинает подозревать какого-либо человека, возможно, никакого отношения к его бедам не имеющего...В качестве иллюстрации такого разрушительного безумия, я расскажу Вам, как сторонний наблюдатель, об уже почившем монахе из малого скита Праведной Анны отце Феофане. Как мы знаем, он, будучи побежденным совершенно этим недугом, отделился от братии, заявив, что они его ни во что не ставят, а он и сам знает, в чем истина, все же остальные достойны только отвращения. Он повел себя так, потому что подозрительность его внушила ему такие мысли, а он им поддался и руководствовался ими.Если, возлюбленные мои, Вселенский Собор, созванный святыми Отцами, осудил тех, кто обманут своею подозрительностью, то жаловаться им, заявляя, что они правды, не стоит. (Письмо старцу Каллинику Исихасту от 1.02.1896.)Бегите, братия от подозрений, рождающих чудовищ.Насколько грех этот кажется маленьким и незначительным, настолько, с другой стороны, если его не пресечь, он может разрастись и принести ужасные последствия. Изобретательный змий обычно подсовывает эту страсть недоверчивым душам, глупым и тщеславным, по той причине, что всегда завидуют и помнят чужие ошибки.Поэтому, когда кто-либо из братии начинает уступать этой страсти, то, прежде всего, в нем проявляется ненужное любопытство, а позже, что бы ни представлялось ему в воображении, он рассматривает это как совершившийся факт...Когда эта страсть овладеет человеком, враг внушает ему всяческие фантазии, чтобы сбить его с пути истинного. И так получается, что он теряет разум, от чего спаси нас Всеблагий Господь...Чтобы предотвратить такую гнусную страсть, христианин должен с самого начала остерегаться ее, как смертельного яда, разоблачить же ее можно просто — при помощи исповеди и трезвения.
Из поучений старца Даниила.


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Ост-Остерн от 02 Января 2014, 11:21:17
(http://f5.s.qip.ru/XULWF8Mc.jpg) (http://shot.qip.ru/00fKR0-5XULWF8Mc/)


Название: Re: Размышления о грехе подозрительности.
Отправлено: Елена 03 от 02 Января 2014, 19:54:37
Золотые слова!
Не убавить - не прибавить!