Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение основ Православия
Страниц: 1 ... 13 14 [15] 16 17 ... 22 Вниз Печать
Автор Тема: Изучение основ Православия  (Прочитано 184502 раз)
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #210 : 18 Февраля 2013, 21:13:22 »

Для того, чтобы различить, является та или иная идея или явление Священным Преданием, просто преданием или даже «бабьей басней», по слову Апостола, нужно провести некое историческое исследование, чтобы выяснить, к чему восходит разбираемая вещь - к неизменному и вечному устроению Церкви, или к историческим особенностям ее земного бытия.
Здесь нужно учитывать то, что Св. Предание как таковое должно соответствовать тем определениям, какие усвояет Церкви Символ Веры. Церковь - едина, святая, соборная и апостольская; и Св. Предание, поскольку оно - Предание Церкви и авторитетный источник для неё, тоже должно быть: 1) единым - общим для всех христиан, всех времени мест; 2) святым - иметь целью освящение людей, выражать способы это-го освящения, - и ничего более; 3) соборным, - т.е. таким, в отношении чего наличествует вселенское согласие, или, как говорил св. Викентий Лиринский, быть тем, во что веруют все, всегда и повсюду; 4) апостольским - т.е.содержать и развивать то, что положили в Церковь Апостолы, но не привносить в Церковь ничего нового.
Не для того, еще и еще раз повторю, нужно нам это историческое исследование, чтобы, выяснив, например, что та или иная вещь церковного обихода исторически молода, с презорством отвергнуть ее, - но для того, чтобы выстроить иерархию христианских ценностей, чтобы точно знать, какое значение в Церкви имеет та или иная сфера и явление церковной жизни; и знать это не просто для информации, а чтобы разумно и правильно пользоваться всем тем, что нам предлагает Церковь для спасения и освящения, для выстраивания своей жизни по Богу.
Вот общие признаки Св. Предания: соответствие Св. Писанию, духу Церкви и прослеживаемая исторически неизменность, незыблемость, основывающаяся на вечной, неизменяемой, Божественной стороне церковной жизни. Все это довольно обще, и требует от нас собственных усилий для выяснения. Есть и ближайшие, более конкретные вещи в Церкви, которым традиционно усваивается значение Священного Предания. Это, как мы уже сказали: 1) основы литургической (богослужебной) жизни Церкви, 2) постановления Вселенских Соборов и 3) творения Святых Отцов.

1.    Священным   Преданием   является   устроение   основ   церковно-богослужебной жизни, и, главным образом, способ совершения таинств и освятительных чинов Церкви. Об этом пишет Св. Василий Великий в 91-м своем правиле: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменных наставлений, а некоторые приняли от апостольского предания... в тайне: и те, и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... Например, кто Писанием учил, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста? К востоку обращаться в молитве какое Писание нас научило? Слова призывания при преложении Хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам в Писании?.. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания... - по какому Писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному?» Таким образом, Церковь исповедует, что основы - не частные исторические формы, а именно основы литургической жизни, то есть освящения людей (прежде всего, Таинств) даны ей устным Апостольским Преданием. Здесь проявляется святость и апостольскость Церкви.
2.  Священным Преданием, действием Св. Духа являются постановления Вселенских Соборов и приравненных к ним Церковью Соборов Поместных и правил Св. Отцов. Постановления эти двоякие: догматические и канонически-дисциплинарные. Что касается последних, то те вещи, исторически обусловленные, которые сейчас потеряли свое значение, наводят нас на мысль, что дисциплинарные каноны также должны в некоторой степени быть проанализированы исторически, и приниматься в качестве Св. Предания не в полном объеме: некоторые вещи для нас уже несущественны. Например, каноны, регулирующие отношения епископов и императора: из них берется только принцип взаимодействия церковной и светской власти, но не частности. Или запрещение лечиться у врача-еврея: оно фактически не соблюдается в наше время, - человеческая мысль преодолела эту историческую узость. Или канон, разрешающий пострижение в монашество с 10 лет: вряд ли возможно применять его сейчас. Ещё: по канонам, сроки отлучения от Причастия за тяжкие грехи - до 20 лет. Если употреблять их сейчас, то вместо покаяния люди отвернутся от Церкви, уйдут из нее. В наше время  эти нормы не работают; а тогда, когда они появились, они были нужны Церкви, поскольку в результате огосударствления Церкви в нее вошли многие люди, сделавшиеся христианами лишь формально, по конформистским соображениям; и чтобы обезопасить себя от профанации, Церковь приняла столь длительные сроки отлучения.
« Последнее редактирование: 18 Февраля 2013, 21:17:26 от Капитошка » Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #211 : 18 Февраля 2013, 22:05:05 »

Спасибо Ксюша. Но тут надо читать на свежую голову, иначе не дойдет... Я , как Скарлет, почитаю и подумаю завтра ....
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #212 : 18 Февраля 2013, 22:33:48 »

Спасибо Ксюша. Но тут надо читать на свежую голову, иначе не дойдет... Я , как Скарлет, почитаю и подумаю завтра ....
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #213 : 18 Февраля 2013, 22:34:13 »

Дело в том, что народ - это та стихия, которая Предание размывает и вносит в него сильную языческую струю (народ - «язык»). Само по себе понятие «народ» - расплывчатое. В ереси и расколы тоже ведь уходит народ. Для Церкви понятие народа - вторичное и условное: для Церкви есть прежде всего и главным образом личности, которые уже во вторую очередь органически сочетаются в Тело Христово. Если бы народ был в Церкви хранителем ее Предания, то мы бы имели в Церкви сейчас только водосвятные панихиды с акафистом, записки, отчитку, стояния с крестными ходами против чего-нибудь, и всё. Не было бы Таинств - вместо них была бы «белая магия». А главное - не было бы собственно религиозной жизни: «народу» нужно, чтобы было хорошо здесь, и религия, т.е. связь с Богом, для народа - не цель, а средство.

На практике эта точка зрения как раз и приводит к тому, что не пастыри Церкви пасут паству, а паства навязывает пастырям свое видение христианства (те же Медовые и Яблочные «Спасы» - тому пример: что-то не очень проповедуют с амвонов против этих и подобных кощунственных языческих наименований церковных праздников). И мы видим в наше время противление и недоверие «народа Божия» Священноначалию. Если какой-нибудь пастырь или Архиерей, в противность расхожим околоцерковным мнениям, будет говорить здравые словеса церковного учения - «народ» легко может записать его в модернисты, отступники и еретики, - с легкой руки сомнительного пророчества, приписываемого преп. Серафиму («архиереи онечестивятся»...). Не принимаются многими из «народа», например, (не открыто, пока еще, но - в жизни) даже соборные, синодальные определения (ИНН, младостарчество). В иистории Церкви было так, что несколько человек (преп. Максим Исповедник ,папа Мартин) подвизались за правую веру, а весь народ церковный (и уж конечно, более церковный, чем сейчас) поддерживал ересь.
« Последнее редактирование: 18 Февраля 2013, 22:58:20 от Капитошка » Записан
НатальКа
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2849


Наталья


Email
« Ответ #214 : 19 Февраля 2013, 07:42:40 »

Ксюша, спасиБо.  Очень интересно. Много нового я узнала.
Записан
*Ирина*
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4444


bazarko@mail.ru
« Ответ #215 : 20 Февраля 2013, 12:14:16 »

Голгофа.А.Кураев
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #216 : 20 Февраля 2013, 12:58:20 »

Ксюша, спасибо за выкладки. Теперь я понимаю, что означает, когда при поступлении на эти курсы, оговаривается условие возможности отказаться от своих привычных понятий, объяснений в нашей православной жизни. Вот и получается, что много обрядовости,  суверия даже можно сказать, подгонки православных праздников к языческим ( та же Масленица)...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #217 : 20 Февраля 2013, 13:16:28 »

Ага. Есть такое. На некоторые вещи и я обратила сейчас впервые внимание (как то "яблочный СПАС", например). СпасиБо Ксюше!!!

А также очень понравилась статья, что Ирина выложила о Голгофе. Вроде все известно, а углубленный взгляд на проблему более расширяет сие. Ирина, спаси Бог!
Записан
Hendel
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 5395


Людмила


Email
« Ответ #218 : 21 Февраля 2013, 11:50:15 »

Ксюша, спасибо большое! Читаю с большим интересом!
Записан

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #219 : 25 Февраля 2013, 00:03:58 »

Часто люди внешние ждут от нас, членов Церкви, немедленной и абсолютной святости и, столкнувшись с церковной действительностью, разочаровываются, говоря: что же, вы должны быть святыми, а вы - такие же, как мы, а то и еще хуже. Получается: Церковь святая, а мы - грешные: как это увязать? Здесь нужно разобраться. Церковь свята тем, что она - источник освящения. Церковь свята прежде всего своею Главою - Господом Иисусом Христом. Церковь свята живущим в ней Св. Духом. Церковь свята своим единством с небесной Церковью. Свята Церковь своею целью, призванием, назначением. Свята Церковь всем своим устройством.
Мы же с вами, члены Церкви, призваны к святости. Святость наша - обязательна для нас; Ап. Павел называет всех членов Церкви «святыми»; но она - наше задание, наша цель, наше дело, над которым мы должны трудиться, - но еще не наше неотъемлемое достояние. Святость требует постоянной борьбы ради себя, - поэтому наша земная Церковь называется Церковью воинствующей. Все святые, мы видим из их житий, подвизались до последней минуты своей жизни. Мы именно подвизаемся за святость, стяжеваем ее.

Игумен Петр (Мещеринов)."О Церкви".
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #220 : 25 Февраля 2013, 00:05:48 »

Причем, нужно различать святость в собственном смысле слова, и особые дары Божий, которые были присущи избранным угодникам Божиим, как-то: чудотворение, прозорливость и проч. Эти дары - особое, промыслительное благодеяние Божие: к ним, конечно, нелепо стремиться и их искать; но, к сожалению, под святостью часто понимаются исключительно они.

Святость - это пребывание в человеке Св. Духа, приобщение человека Св. Духу; это - мирное, радостное, бодрое, ясное и крепкое верой и делами христианское состояние души. К этому безусловно призваны все мы, и если христианин, хоть в малой степени, не имеет в себе этого духовного состояния, ему нужно весьма побеспокоиться о своей духовной христианской жизни. Такое состояние не особо заметно со-вне, оно - достояние внутреннего человека; внешние его не видят и не понимают. Человек, подвизаясь за это христианское устроение, бывает, и заблуждается, и ошибается, и падает; это - очень замечается внешними людьми; а сам подвиг незаметен для них.


Игумен Петр (Мещеринов)."О Церкви".
« Последнее редактирование: 25 Февраля 2013, 00:09:00 от Капитошка » Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #221 : 25 Февраля 2013, 00:09:42 »

Когда мы согрешаем, общение наше с Богом пресекается, и тем самым мы отпадаем от Церкви; но через покаяние опять возвращаемся в лоно ее. Поэтому в Таинстве Покаяния Церковь молится Богу: «При-мири и соедини его (кающегося) святей Твоей Церкви». Любой грех, следовательно, ставит человека вне Церкви. То есть - Церковь всегда свята и в нас, когда мы не грешим, и когда, если согрешим, то каемся; а нераскаянный грешник находится вне Церкви, какое бы положение он в ней ни занимал, каким бы саном ни был отмечен, - хотя Церковь, в надежде на его покаяние и возвращение в свое лоно, не объявляет этого формально и официально, но с терпением ждет, вплоть до последнего его издыхания и молится о нем. Есть члены Церкви действительные - это христиане, живущие церковной жизнью; а есть члены Церкви формальные - крещеные, например в детстве, или даже работающие в Церкви, но дело спасения не содевающие. Таковые вне Церкви, хоть формально и принадлежат ей, и Церковь молится за них, ожидая их покаяния. Таким образом, Церковь всегда остается святой; только мы – то принадлежим ей, и тогда и мы святы, - или отпадаем от нее, и тогда чужды святости. Конечно, бывают разные степени как греха, так и святости, но это другая тема: речь сейчас идет о принципе.

Игумен Петр (Мещеринов)."О Церкви".
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6292


Ксения


« Ответ #222 : 25 Февраля 2013, 00:20:41 »

что не есть Церковь, то есть определить некоторые идеи и явления, которые, хотя и выдают себя за нечто церковное, присущее Церкви как бы неотъемлемо, на самом деле вовсе Церкви не принадлежат. Все такие идеологемы являются подменой идеи Церкви: они рядятся в церковные одежды, причем иногда назойливо, но по сути представляют собою явления антицерковные.
Здесь нужно отметить прежде всего, что мы с вами живем в период упадка церковного сознания, - то есть, когда идея Церкви в мировоззрении и в духовной жизни христиан не сознается и не чувствуется в чистоте: люди не знают церковного учения, не имеют потребности знать; а если это знание до их сознания и доходит, то иногда предпочитают оставаться со своими заблуждениями. Этот упадок имеет исторические причины, на которых мы не будем останавливаться; характеризуется он прежде всего недостаточностью Церковного образования, в течение десятилетий искореняемого, в том числе и у духовенства. Каждый из нас непременно сталкивается с этими подменами, - т.е. когда под Церковью понимают не то, что она есть. Не будем рассматривать все эти подмены - это отдельная тема; а отметим актуальные сегодня примеры такого рода: 1) подмена Церкви культурно-социально-национальной составляющей, 2) подмена Церкви народной стихией и 3)подмена церковности некоторой лубочностью, фантастичностью, не-реальностью, апокалиптичностью.
Прежде всего, как некий критерий, мы должны сказать об одном важном принципе: Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Причем, спасает и приобщает Христу не абстрактные народы, нации, государства, - а личности, каждого, захотевшего этого, человека индивидуально. Все, следовательно, проявления Церкви в оформлении в действовании ее преследуют только эту цель. Больше ничем Церковь не является и не занимается.

Игумен Петр (Мещеринов)."О Церкви".
Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #223 : 25 Февраля 2013, 04:52:52 »

Ксюша, спасиБо за приведенные суждения о Церкви и нас, людях, в ней. Настолько все правильно сказано, что на многое начинаешь по другому смотреть. .
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #224 : 25 Февраля 2013, 08:35:58 »

СпасиБО, Ксюша! Интересный, познавательный материал. Насколько же в нас перемешаны зерна и плевелы, отделить все жизни не хватит...
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Страниц: 1 ... 13 14 [15] 16 17 ... 22 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение основ Православия
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines