Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Библейские выражения в нашей повседневной речи
Страниц: [1] Вниз Печать
Автор Тема: Библейские выражения в нашей повседневной речи  (Прочитано 8279 раз)
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« : 03 Декабря 2012, 18:16:49 »

В поте лица. В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19) — сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле — суматоха, полный беспорядок). На старославянском «столпотворение» — строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, и рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1,6) (на старославянском — «на круги своя»).

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта — мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).

Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117,22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7).

Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15,11-32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе — об обитателях Ноева ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).

Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2,16-17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25,14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3,8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11,9).

Змий — искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1- 13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6,34). По церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он ... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).

Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5,1-3).

Козел отпущения
(существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16,21-22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2,31-35).

Корень зла
(источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19,28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1-е Тим. 6,10).

Кто с мечом придет, от меча и погибнет.
«Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26,52).

Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3,10).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис. 28,16).

Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8,23) — из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18,36) — ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).

Перекуем мечи на орала
(призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2,4). Орало — плуг.

Путеводная звезда — Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью — либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) — часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых» (Исх. 26,33).

Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1,2).

Тьма кромешная
(символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8,12). По церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».

Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи — религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры» (Матф. 23,13; 23,14; 23,15; Лук. 11,44).

Фома неверующий (сомневающийся человек) . Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф. 6,11), а также Лук. 11,3 — из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7,11). По церковнославянски «окна» — «хляби».

Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16,8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32,10).

Источник: Словари. ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ. Крылатые слова, пословицы, поговорки библейского происхождения. Мельников В.Г.http://choose-life.ru/

« Последнее редактирование: 03 Декабря 2012, 19:03:57 от Капитошка » Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #1 : 03 Декабря 2012, 18:22:22 »

Спасибо. Интересно было почитать... Мы, когда употребляем какие-то обороты речи, мало задумываемся об источнике.
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #2 : 03 Декабря 2012, 18:26:01 »

ЛЕГЧЕ ВЕРБЛЮДУ ПРОЙТИ СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШИ (трудность, а иногда невозможность, достичь чего-либо). «Трудно богатому войти Царство Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 23; Мк. 10, 24, Лк. 18, 24). Под игольными ушами здесь подразумеваются низкие узкие ворота в стене Иерусалима, близ Судных ворот, предназначенные для людей, но не для животных. Этими словами Христос не говорит, что богатым невозможно войти в Царство Небесное, а что только трудно, так как велика опасность пристрастия к богатству и благам земным и забвения Бога. Кем овладело богатство, кто служит ему как раб, тому спастись невозможно, а кто сам полновластный господин своего богатства, кто не служит ему, а употребляет его во славу Божью, тот спасается.
 
ЛЕЗТЬ НА РОЖОН (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). Рожон — заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из основателей христианства — апостолом Павлом Производными от выражения «лезть на рожон» стали выражения: «какого рожна?» — почему?; «какого рожна надо?» — что ещё нужно?
 
ЛОВЦЫ ДУШ. Так говорят обычно о людях, обращающих других в свою веру. Призвав первых апостолов, которые были рыбаками, Христос сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1, 17).
 
ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ (ложь во благо обманываемого). Искаженное понятие церковнославянского текста: "Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется" (Пс. 32,17), что означает: "Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею".
 
МАННА НЕБЕСНАЯ (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31).

МАФУСАИЛОВ ВЕК
(долголетие). Мафусал (Мафусаил) - один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5,27).

МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ
(крайняя степень разорения, грязь). "И на крыле святилища будет мерзость запустения" (Дан. 9,27). "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы" (Матф. 24,15-16).
МЕТАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими" (Матф. 7,6). По церковнославянски жемчуг - бисер.
 
МНОГО ЗВАНЫХ, ДА МАЛО ИЗБРАННЫХ. Скептическое выражение по поводу отсутствия достойных среди множества претендентов. Основано на евангельском тексте: «Ибо много званых, а мало избранных» в притче о работниках в винограднике (Мф. 20, 1–16) и в притче о брачном пире царского сына (Мф. 22, 1–14).
 
МОЛОЧНЫЕ РЕКИ, КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА. При выводе иудейского народа из египетского рабства Господь обещал ему благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3, 8; Чис. 13, 28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.
 
МОЛОХ. ВСЕПОЖИРАЮЩИЙ ОГОНЬ МОЛОХА. ЖЕРТВА МОЛОХУ. Молох— идол огня, служение которому требовало человеческих жертвоприношений, особенно детей, которые сжигались (проводились через огонь) (4 Цар. 23, 10; 2 Пар. 28, 3), Современный смысл Молоха — страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв. Всепожирающим огнем Молоха часто называют войну.
 
МУДРОСТЬ ЗМИЯ (жизненная мудрость). «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби», — наставлял Христос учеников, посылая их во враждебный им мир на проповедь Слова Божия (Мф. 10, 16).
 
МЫТАРСТВА. МЫТАРЬ. Мытницами, мытнями назывались на Руси таможни, дворы для сбора пошлины (от слова «мыто» — пошлина за провоз или продажу товара, за проезд через мост, заставу и пр.) Мытниками же называли сборщиков мыта. При переводе Библии на славянский язык иудейских сборщиков податей назвали мытарями. Мытари были ненавидимы и презираемы соотечественниками за их служение римским завоевателям, за жёстокие меры, применяемые при сборе податей, за мздоимство. Чтобы увеличить свои доходы, мытари зачастую своевольно завышали размеры налогов и часть присваивали себе. Не отличались добропорядочностью и российские мытники, поэтому в обиходе мытарствовать означало плутовать, промышлять неправыми поборами, жить за чужой счет. Но постепенно слово «мытарство» стало приобретать совершенно другое значение. Связано это с православным учением о состоянии душ усопших при переходе в мир иной. На пути к престолу Божьему восходящая душа проходит испытания от духов по своим земным делам. Весь путь души разделен на несколько отделений или судилищ, на которых приходящая душа обличается бесами в содеянных грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определённой группе грехов и злые духи (мытари) пропускают душу лишь при возмещении нераскаянных грехов добрыми делами, совершёнными ею при земной жизни. Современное значение слова «мытарство» — страдания, скитания, связанные с лишениями и бедами, житейская мука, жизнь в суете; «мытарь» же — человек, жизнь которого сплошные мытарства, бедолага, преследуемый несчастьями.
 
НАКОРМИТЬ ПЯТЬЮ ХЛЕБАМИ. Христос накормил пять тысяч человек, не считая женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14, 15; Мк. 6, 35; Лк. 9, 12). Выражение применяется в значении: удовлетворить многих при очень ограниченных возможностях.

НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ТВОРЯТ.
"Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23,34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: "Отче отпусти им, не ведят бо, что творят".
 
НЕ ОТ МИРА СЕГО. "Вы от мира сего, Я не от сего мира" (Иоан. 8,23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также "Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18,36) - ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА.
Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20,4; Втор. 5,8). НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф., 7,1).
 
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНОМ. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется по отношению к пище духовной.
 
НЕВЗИРАЯ НА ЛИЦА. "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте" (Втор. 1,17). "Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица" (Иак. 2,1).
 
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3,2).
 
НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).
 
НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. "Никакой пророк не принимается в своем отечестве" (Лук. 4,24). "Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем" (Матф. 13,57; Марк. 6,4).

НИ НА ЙОТУ НЕ УСТУПИТЬ
(не уступить ни на малость). "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5,18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.
 
НИЧТОЖЕ СУМНЯШЕСЯ.
Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1,6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
 
НИЩИЕ ДУХОМ. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5,3). Одна из девяти Евангельских заповедей блаженства. Нищие духом - смиренные, лишенные гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста - "смиренномудрые". В настоящее время выражение употребляется совершенно в ином смысле: ограниченные люди, лишенные духовных интересов.
 
НЕВ КОВЧЕГ.О Употребляется в значении — помещение, заполненное множеством разнообразных людей. В ковчеге, построенном Ноем, поместились представители всего животного мира и, тем самым, спаслись при Всемирном потопе (Быт. гл. 6–7). Потому и Церковь, спасающую людей от греха, часто называют ковчегом спасения.
 
ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ. "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев. 24,20), а также в Исх. 21,24; Втор. 19,21 - ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причем ответственность за это нес конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование "око за око" как призыв к мести.
 
ОТ ЛУКАВОГО (лишнее, ненужное, сделанное во вред). "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5,37) - слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землею, головою клянущегося.

ОТДЕЛЯТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ПШЕНИЦЫ
(отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13,24- 30; 36-43).
 
ОТРЯХНУТЬ ПРАХ ОТ СВОИХ НОГ (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). "А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Матф. 10, 14), а также Марк. 6,11; Лук. 9,5; Деян. 13,51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.
 
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — грех, присущий человеку с самого рождения. Прародители человечества Адам и Ева согрешили перед Богом, выйдя из послушания и нарушив запрет вкушать плоды с древа познания добра и зла, за что были наказаны Им изгнанием из рая (Быт. гл. 3). С тех пор как следствие греха непослушания, нарушения гармонии отношений между Богом и человеком, восстания человека против воли Божьей люди наследуют повреждённую человеческую природу. Даже только что родившийся человек уже несёт в себе грех наших прародителей. Смывается первородный грех Таинством Крещения — Банею пакибытия.
 
ПЕРВЫМ БРОСИТЬ КАМЕНЬ. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоан. 8,7) - слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.
 
ПЕРЕКУЕМ МЕЧИ НА ОРАЛА (призыв к разоружению). "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2,4). Орало - плуг.
 
ПЕТЬ ЛАЗАРЯ (не в меру жаловаться на судьбу). Выражение «не пой лазаря» означает: не притворяйся слишком обездоленным. В старину нищие очень любили петь песню, сложенную на сюжет евангельской притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19–31), пытаясь при этом разжалобить слушающих и напомнить им о бесславной кончине богача, который не был милосерден к бедному Лазарю.

ПИТАТЬСЯ МЕДОМ И АКРИДАМИ (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вел аскетический образ жизни и питался диким медом и акридами (саранчей) (Марк. 1,6).
 
ПЛАМЕНЕТЬ ДУХОМ (быть социально активным человеком, неравнодушным). Апостол Павел наставлял христиан: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12,11).
 
ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ (родственная близость). "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" - слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2,23).
 
ПО БУКВЕ И ДУХУ. "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2-е Кор. 3,6). Употребляется в значении: отнестись к чему - либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении: формальность, противоположная сущности, смыслу, употребляется выражение "мертвая буква".
 
ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ (создание очень схожего с чем-либо). Бог — Единосущная Троица сотворил человека по образу и по подобию Своему. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).
 
ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ ПЕПЛОМ (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. "И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (Иов. 2,12); "... разодрал одежды свои и возложил на себя ... пепел" (Есф: 4,1).
 
ПОЧИВАТЬ ОТ ТРУДОВ ПРАВЕДНЫХ (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: "И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2,3).
 
ПРИЛИП ЯЗЫК К ГОРТАНИ (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). "Язык мой прильпнул к гортани моей" (Пс. 21,16).
 
ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ (у всех на устах, предмет общего разговора). "И будешь ... притчею и посмешищем у всех народов" (Втор. 28,37). По церковнославянски "у всех народов" - "во всех языцех".
 
ПРОДАТЬ ЗА ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ (поступиться чем - либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлебку. (Быт. 25,29-34).
 
ПТИЧКА БОЖИЯ. Выражение употребляется по отношению к беззаботному человеку, не думающему о завтрашнем дне, наподобие птиц, о которых говорил Христос: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6, 26). Этот евангельский текст в своё время вдохновил А.С. Пушкина на написание известных строчек: «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда...».
 
ПУП ЗЕМЛИ. Центром (пупом) земли по преданию считается город Иерусалим. Основанием для этого служит библейский текст: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг его — земли» (Иез. 5, 5). Символический пуп Земли расположен в храме Гроба Господня. В настоящее время выражение «пуп земли» большей частью употребляется иронически по отношению к человеку, склонному преувеличивать собственную значимость.
 
ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА - Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью - либо жизнь, деятельность.
 
РАЙСКИЙ УГОЛОК (благодатное место, отличающееся от окружающей обыденности). Рай — название Эдемского сада, где царит вечная счастливая жизнь без болезней и печали. После грехопадения человека рай оказался закрытым для человека. Своей Крестной смертью и Воскресением Христос открыл двери рая и у верующих в Него людей появилась надежда наследовать Царство Небесное.
 
РЕБРО АДАМА.
По библейскому повествованию (Быт. 2, 22) прародительница человечества Ева была сотворена Богом из ребра первочеловека Адама. Ребром Адама иронично называют женщин, отсюда и известная поговорка «Седина в бороду, бес в ребро».
 
РОДНЫЕ ПАЛЕСТИНЫ (символ родины). При избавлении из египетского рабства иудейскому народу была обещана Богом новая родина — земля Ханаана (Исх. 3, , фактически состоящая из нескольких земель, населённых разными народностями. Земля Филистимская Палешет (Палестина), расположенная на севере, стала известна западному миру раньше, чем другие земли и это название в западных источниках постепенно закрепилось за всей Израильской землёй. В I веке столица Израиля Иерусалим был разрушен, а евреи рассеяны по всему миру. Через две тысячи лет евреи возродили государство Израиль и со всего мира возвращаются в родные палестины.

СВЕТОПРЕДСТАВЛЕНИЕ
. Второе пришествие Христа, когда Спаситель мира будет судить человечество, воздавая каждому по делам его (Рим. 2, 16), именуется в обиходе светопреставлением, то есть преставлением (смертью) света (нынешнего мира). В настоящее время чаще всего употребляется как синоним суматохи, неразберихи.

СВЯТОЕ СВЯТЫХ
(сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. "И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26,33).

СКРЕЖЕТ ЗУБОВНЫЙ.
"Там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12) - слова Иисуса триста об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

 

http://lizei20uz.ucoz.ru/index/biblejskie_krylatye_vyrazhenija_l_ja/0-99
« Последнее редактирование: 03 Декабря 2012, 19:03:32 от Капитошка » Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #3 : 03 Декабря 2012, 18:26:26 »

ТЬМА КРОМЕШНАЯ (символ ада). "А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8,12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
 
УМЫВАТЬ РУКИ (устраниться от ответственности). "Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).
 
УСТАМИ МЛАДЕНЦЕВ ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА. Первосвященники были возмущены радостными возгласами детей, возносящих хвалу Иисусу Христу, на что Спаситель ответил: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 16). Здесь Христос привел выдержку из восьмого псалма (третий стих), в котором славится Бог, тем самым говоря, что дети, хотя и мало сведущие в Писании, сердцем признали в Нём Бога и провозгласили истину. ФАРИСЕЙСТВО (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры" (Матф. 23,13; 23,14; 23,15; Лук. 11,44).
 
ФИГОВЫЙ ЛИСТОК (недостаточное, поверхностное оправдание чего - либо, а также лицемерное прикрытие чего - либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3,7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.
 
ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.
 
ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ (необходимое пропитание). "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Матф. 6,11, а также Лук. 11,3) - из молитвы Господней.
 
ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: "Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей" (Быт. 7,11). По церковнославянски "окна" - "хляби".
 
ХРАНИТЬ, КАК ЗЕНИЦУ ОКА (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16,8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32,10).
 
ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? Между Христом и Пилатом произошёл следующий диалог: «Я на то и родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине... Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Иоан. 18, 37–38). С тех пор вопрос Пилата, оставшийся без ответа, стал характеристикой высшей степени скептицизма.
 
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ. Употребляется в смысле: человек сам хозяин своей судьбы и очень часто его счастье или, наоборот, несчастье являются результатом его деятельности. «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6, 7). «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2е Кор. 9, 6).
 
ЭДЕМ, ЭДЕМСКИЙ САД (символ рая). Во второй главе книги Бытия (стих сказано, что Господь насадил в Едеме (Эдеме) рай – благодатное место, где царит вечная счастливая жизнь.

ЮДОЛЬ ПЛАЧА (место печали и страданий). «Проходя долиною плача...» (Пс. 83, 7). По-церковнославянски «долина» — «юдоль».
 
ЯКО ТАТЬ В НОЧИ (неожиданно появиться). Апостол Павел предупреждает фессалоникийцев о неожиданности Второго пришествия Христа: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, иб о сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1е Фес. 5, 1–2). По-церковнославянски «как тать ночью» — «якоже тать в нощи».
 
СКРИЖАЛИ ИСТОРИИ. На горе Синай Господь вручил Моисею каменные доски — скрижали, на которых были высечены десять заповедей (Исх. 24, 12). Выражение «записать в скрижали истории» означает вписать навечно в историю великие события.
 
СЛУГА ДВУХ ГОСПОД (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть" (Луки 16,13).
 
СЛУЖИТЬ МАММОНЕ (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). "Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6,24). Маммона - богатство или земные блага.
 
СМЕРТНЫЙ ГРЕХ. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1-е Иоан. 5,16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.
 
СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ (мудрое решение, устраивающее всех, как правило, неожиданное, порой противоречивое). В третьей главе 3й книги Царств рассказано о том, как к царю Соломону пришли две женщины с младенцем. Каждая из них претендовала на младенца как на своего. Чтобы разрешить спор, Соломон отдал неожиданный для всех приказ. Он велел принести меч и разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по половине. Одна из спорящих согласилась: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Вторая женщина ужаснулась жестокой «справедливости» царя и отказалась от ребёнка в пользу соперницы, лишь бы сохранить ему жизнь. Так мудрый Соломон определил, что она и есть истинная мать ребёнка и отдал ей младенца целым и невредимым.
 
СТОЛП ИСТИНЫ Столпом и утверждением истины апостол Павел назвал Святую Церковь (1-е Тим. 3, 15). Выражение применяется по отношению к какому-либо авторитету, иногда в ироническом смысле.
 
СТОЛПОТВОРЕНИЕ (в переносном смысле — суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском языке «столпотворение» — строительство столпа. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню (столп) до небес, чтобы осуществить свои горделивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял по всей земле (Быт. 11, 1).
 
СОДОМ И ГОМОРРА (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19,24-25).
 
СОЛЬ ЗЕМЛИ. "Вы - соль земли" (Матф. 5,13) - слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие - лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.
 
СУЕТА СУЕТ. Имеется ввиду не значительность людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!" (Еккл. 1,2).
 
СУББОТА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СУББОТЫ (не следует слепо подчиняться установившимся правилам, памятуя, что традиции и предания – это не самоцель, что в первую очередь они должны приносить пользу человеку, а не быть инструментом его порабощения). Ученики Христа, проходя в субботу по полю, стали рвать колосья, чтобы утолить голод. Фарисеи упрекнули Христа в том, что Его ученики нарушают заповедь, запрещающую совершать в субботу какую-либо работу, к которой они отнесли и срывание колосьев. На что Спаситель ответил: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).
 
СУЧОК В ГЛАЗУ (обращать внимание на чьи-нибудь мелкие недостатки, не замечая крупных своих). «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3; Лк. 6, 41), – слова из Нагорной проповеди Христа, в которых осуждается лицемерие тех, кто судит других, не замечая своих недостатков.
 
ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА ЕСТЬ. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему - либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.
 
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. Накануне Своей Крестной смерти Христос втайне от книжников и фарисеев, искавших Его, чтобы предать суду, собрал Своих учеников для пасхальной вечери — трапезы, совершаемой накануне иудейской Пасхи. После тайной вечери произошли главные евангельские события: арест и распятие Спасителя, Его Крестная смерть и воскресение из мёртвых. Выражение «тайная вечеря» употребляется в значении: тайное собрание единомышленников накануне важных событий.
 
ТВОРИ В ТАЙНЕ И ВОЗДАТЬСЯ ЯВНО (призыв не тщеславиться своей благотворительностью). «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного… Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 14), – говорил в Нагорной проповеди, предупреждая об опасности тщеславия и славолюбия. Когда человек делает богоугодные дела напоказ, привыкая слышать похвалу от людей, он уже служит не Богу, а своим страстям – гордости, тщеславию, самолюбию. Но, служа самим себе, такие люди теряют право на получение награды от Бога, ибо «они уже получают награду свою» (Мф. 6, 2). Сам Христос, исцеляя больных, изгоняя бесов, старался избежать человеческой славы и поэтому часто запрещал исцелённым распространяться о том, Кто их исцелил.
 
ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ (тяжкие испытания). Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Матф. 27,29; Марк. 15,17; Иоан. 19,2).
 
ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26,15). Сребренник - древняя иудейская монета по достоинству равная четырем греческим драхмам.
 
ТРУБА ИЕРИХОНСКАЯ (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Нав. 6).
 
ТЬМА ЕГИПЕТСКАЯ (глубокая, беспросветная тьма). Из библейского повествования об одном из чудес, совершённых Богом через пророка Моисея для предупреждения фараону, который отказывался отпускать из Египта находящихся там в рабстве иудеев: «Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня» (Исх. 10, 22).



http://lizei20uz.ucoz.ru/index/biblejskie_krylatye_vyrazhenija_l_ja/0-99
« Последнее редактирование: 03 Декабря 2012, 19:07:51 от Капитошка » Записан
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #4 : 03 Декабря 2012, 19:20:55 »

Ксюша, спаси Тя Христос за столь полезную информацию.
Записан
НАДЕ*ДА
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4013



WWW
« Ответ #5 : 03 Декабря 2012, 20:56:09 »

Я когда начинала читать Евангелие впервые, была просто поражена, таким количеством давно известных выражений.
Даже хотела их выписывать, но как-то руки не дошли. С удовольствием прочитала  сейчас. Ксении огромное спасибо, за труд и наше просвещение!
Записан

\"Буди, Господи, милость Твоя на нас...\"
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #6 : 03 Декабря 2012, 21:29:10 »

Ксеня,спасибо!Люблю такие темы!Интересно!
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Светлана Р.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2282



Email
« Ответ #7 : 03 Января 2013, 19:01:38 »

Ксения, спасибо!!!
Записан

Ради молитв Пресвятой Богородицы и Святых Отец наших спаси нас Господи и помилуй!
Страниц: [1] Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Библейские выражения в нашей повседневной речи
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines