Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Размышления о грехе подозрительности.
Страниц: [1] 2 3 Вниз Печать
Автор Тема: Размышления о грехе подозрительности.  (Прочитано 34389 раз)
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« : 10 Декабря 2013, 12:17:24 »

подозрительность опасливость, осторожность, неблаговидность, скептицизм, сомнение, недоверие, ревнивость, недоверчивость, неблагонадежность, сомнительность, мнительность-всё это синонимы.


...подозрительность происходит от гордости.

(здесь,и далее цитаты из письма прп.Амвросия,старца Оптинского духовной дочери)

"Послушница Евстолия!
Душевного спасения тебе желаю. От страсти подозрения Господь да избавит тебя. И сама не принимай таких помыслов – это от гордости бывает. Если она любит кого больше тебя, то, стало быть, та стоит этого, так надо думать, а себя считай не стоящей любви и укоряй себя. Сама люби, и слушайся, и смиряйся, и будешь покойна. А подозревать за другими не надо, это грешно..."



..."Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю.
Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией..."
(преп.Амвросий Оптинский)


читаем у аввы Дорофея:

«Там был у нас один брат, которого очень беспокоила эта страсть, и он так следовал своим догадкам, что был уверен в каждом предположении своем; ему казалось, что дело происходит непременно так, как представляет ему помысел его, и не может быть иначе.


 Зло со временем усилилось, и демоны довели его до такого заблуждения, что однажды, как он, вошедши в сад, высматривал, — ибо он всегда подсматривал и подслушивал, — ему показалось, что он видит, будто один из братии крадет и ест смоквы; а была пятница, и еще не было даже второго часа (по нашему времени 7 часов утра — ред.). И так, уверив себя, что он действительно видел это, он скрылся и ушел молча.


Потом, в час литургии, он опять стал замечать, что будет делать во время причащения брат, только что укравший и евший смоквы. И когда он увидел, что тот умывает руки, дабы войти причаститься, он побежал и сказал Игумену:

«посмотри, такой-то брат идет причащаться Божественных Таин вместе с братиями, но не вели ему давать (Св. Даров), ибо я видел сегодня утром, как он крал смоквы из сада и ел».


А между тем брат тот подошел уже к Святому Причащению с большим благоговением и умилением, ибо он был из благоговейных. Когда же Игумен увидел его, то он подозвал его к себе, прежде чем тот подошел к священнику, преподающему Св. Дары; и, отведя его в сторону, спросил:


«Скажи мне, брат, что ты сделал сегодня?».

Тот удивился и сказал ему:

«Где, Владыко?»


Игумен продолжал:

«Когда ты утром вошел в сад, что ты там делал?».

Брат, удивленный этим, отвечал ему опять:

«Владыко, я сегодня и не видел сада, и даже не был утром здесь, в киновии, но теперь только возвратился из пути, ибо тотчас по окончании всенощного бдения эконом послал меня на такое-то послушание».


А место того послушания, о котором он говорил, было очень далеко, и брат с трудом поспел к самому времени литургии.

Игумен призвал эконома и спросил его:

«Куда ты посылал этого брата?».


Эконом отвечал то же, что и брат сказал, т. е. что он посылал его в такое-то село.

Игумен спросил:

 «Почему же ты не привел его принять от меня благословение?».

Тот, поклонившись, отвечал:

«Прости меня, Владыко, ты отдыхал после бдения, и потому я не привел его принять от тебя благословение».


 Когда Игумен таким образом удостоверился, то он отпустил этого брата идти причаститься, и призвав того, который верил своим подозрениям, наложил на него епитимию и отлучил его от Святого Причащения. И мало того, но, созвав всю братию, по окончании литургии, со слезами рассказал им о случившемся и обличил брата пред всеми, желая достигнуть этим троякой пользы:


во-первых, посрамить дьявола и обличить сеющего такие подозрения;


во-вторых, чтобы через это посрамление был прощен грех брата, и чтобы он получил от Бога помощь на будущее время,

и в-третьих, чтобы утвердить братию — никогда не верить своим мнениям.

И много поучив об этом и нас и брата, он сказал, что нет ничего вреднее подозрительности, и доказывал это случившимся примером.


И много подобного сказали отцы, предохраняя нас от вреда верить своим подозрениям.



Итак, постараемся же, братия, никогда не верить своим самоизмышлениям. Ибо поистине, ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как эта страсть: от этого не бывает ничего доброго, а множество смущений;


от этого человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же по причине порочности нашей посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят нам; ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью»


(Преп. Авва Дорофей, поучение 9-е).



Далее своё размышление на это поучение нам предлагает протоиерей Михаил Дронов в своей книге
«  Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей?»



"Подозрительность причина самообмана
или самообман – подозрительности?
"


"Задумаемся над тем, чего, собственно, хотел добиться брат, которого привел в пример авва Дорофей, в своем объяснении, что такое ложь мыслью..В чем он всех подозревал? О чем были его догадки? В каких предположениях он был настолько уверен, что "ему казалось, что дело происходит непременно так, как представляет ему помысл его, и не может быть иначе"?


Войдя в пустой сад, он очень хотел встретить "нарушителя" монастырского устава, который бы там тайком ел смоквы. И он увидел то, что хотел...



Почему ему так нужно было кого-то уличить в грехе? Ответ простой: в тот момент весь смысл своего существования он видел в изобличении порока. Ясно, что в его сознании когда-то произошла трагическая подмена ложным пониманием подлинного ощущения себя, своих взаимоотношений с Богом и людьми. Его стремление к правде и справедливости уродливо обернулось присвоением себе роли судьи над чужими грехами, причем судьи, отнюдь не бесстрастного, но жаждущего карать и наказывать.


Мы вполне можем допустить противоположную ситуацию в том же монастырском саду. Игумен или сам авва Дорофей мог действительно застать не мнимого, а реального "нарушителя",  соблазнившегося спелыми плодами. Как бы он поступил? Не пускаясь в небезопасные догадки, совершенно определенно можно сказать, что его решение было бы основано на сострадании к человеческой слабости и на трезвой оценке размеров "преступления" и всех возможных путей его последующего осознания.


Во всяком случае, авва Дорофей дает нам пример аналогичного игуменского решения.

Но на этот раз, правда, "виновником" оказался не "похититель смокв", а тот самый брат, одержимый страстью подозрительности. Игумен, "созвав всю братию, по окончании литургии со слезами рассказал им о случившемся и обличил брата пред всеми, (желая) достигнуть сим троякой пользы: во-первых, посрамить диавола и обличить сеющего такие подозрения; во-вторых, чтобы чрез сие посрамление был прощен грех брата и чтобы он получил от Бога помощь на будущее время, и, в-третьих, чтобы утвердить братию – никогда не верить своим мнениям".


Эта троякая цель игумена содержит ответ на главный вопрос: как освобождаться от подозрительности?


Посрамить диавола – значит раскрыть обман "отца лжи" (Ин. 8,44). Обличить его – это и означает сорвать личину, скрывающую его демоническую сущность, то есть выявить действительные истоки семян подозрения – ведь сам-то брат, увлеченный поиском "преступников", был уверен в полной своей правоте. То, что брат обманулся в саду, – результат всей его настроенности на подозрительность. Однако, в свою очередь, ее причина – в подмене подлинного предстояния перед Богом ложными целями, которая в какой-то момент в нем произошла, когда вся его жизнь сузилась до изобличения порока в других. Так что получается: подозрительность и причина, и следствие лжи и самообмана. Это – порочный замкнутый круг.


Посрамить диавола поэтому и означает разорвать этот круг, чтобы все, и в первую очередь брат, более других пострадавший от диавольского обольщения, осознали смысл происшедшего. И тогда придет и покаяние, и прощение, и помощь Божия."
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2014, 21:03:40 от Ost-Ostern » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Людмила S.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2391


Смысл жизни


Email
« Ответ #1 : 10 Декабря 2013, 13:17:31 »

подозрительность опасливость, осторожность, неблаговидность, скептицизм, сомнение, недоверие, ревнивость, недоверчивость, неблагонадежность, сомнительность, мнительность-всё это синонимы.

Не согласна.
К примеру сомневаться совсем не значит подозревать.
Записан

Beatae plane aures, quae non vocem foris sonantem, sed intus auscultant veritatem docentem
Людмила S.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2391


Смысл жизни


Email
« Ответ #2 : 10 Декабря 2013, 13:22:33 »

Паранойя
Записан

Beatae plane aures, quae non vocem foris sonantem, sed intus auscultant veritatem docentem
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #3 : 10 Декабря 2013, 14:12:36 »

Психическое как раз вытекает из духовного.Может быть просто одержимость.

Да,синонимы в данном случае не все верны в смысле понятия греха,только в смысле смысла слова подходят.
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2013, 14:28:14 от Ost-Ostern » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #4 : 10 Декабря 2013, 14:18:38 »

А еще есть психическое заболевание, когда всех человек подозревает.

Именно это и описано у аввы Дорофея!
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #5 : 10 Декабря 2013, 14:19:50 »

  Многие преступления проистекают именно от подозрительности как  ветви от гордости.Есть болезненная подозрительность,которая вытекает из гордости.Человеку показалось,что его обидели,он обиду затаил,пошёл и убил.
      Многие болезни лечатся послушанием.Ибо если человек живёт в послушании,смиряется,то такие заскоки исцеляются.


...Маньяки -они как раз одержимые нечистым духом и есть.Их "маньячество" проистекает от гордости.Фантазии такие тоже от гордости.Ларчик просто открывался.

"Как бы мне,проповедуя другим, самой не остаться недостойной."-неточная цитата из св.ап.Павла.Это я относительно себя.
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2013, 14:21:23 от Ost-Ostern » Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #6 : 10 Декабря 2013, 15:40:44 »

При старческой деменции развивается подозрительность. Это болезнь.
А есть особенность характера здорового человека, когда он во всем видит злой умысел. Здесь духовное повреждение. И это можно скорректировать, если, конечно, человек сам этого захочет.
Мне так представляется.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #7 : 10 Декабря 2013, 15:44:20 »

Да,у слабоумных,у бабушек соматическое проявление,у остальных - духовное
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Марина_
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4252


Non progredi est regredi


« Ответ #8 : 10 Декабря 2013, 15:52:06 »

я к некоторым документам (попадающим мне по работе) отношусь подозрительно  ищу в них умысел...  (просто пару раз было, что пытались обмануть)
как тут быть? 
Записан

«О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не укрепишься в вере, о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета...»

Свт. Николай Сербский
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #9 : 10 Декабря 2013, 15:55:00 »

Это не грех.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Марина_
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4252


Non progredi est regredi


« Ответ #10 : 10 Декабря 2013, 15:57:19 »

Записан

«О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не укрепишься в вере, о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета...»

Свт. Николай Сербский
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #11 : 10 Декабря 2013, 18:05:03 »

А если попытаться найти корешок - откуда во мне подозрительность? Что делает меня подозрительным? Недоверие. Я не верю этому человеку, потому что считаю, что он хочет обвести меня вокруг пальца. Т.е., обидеть. Обида - одно из проявлений гордости.
Подозрительность не стоит путать с бдительностью и разумением. Подозрительность точит душу как жук-точильщик, изводит. Это болезнь души. Разумение - здоровье души.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #12 : 10 Декабря 2013, 18:09:02 »

Да, вот еще что важно. Сама попадаюсь на эту удочку. Поэтому не умозрительно рассуждаю, а копаюсь в себе.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22788


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #13 : 10 Декабря 2013, 19:23:05 »

Психические заболевания лучше не обсуждать, говоря о грехе. Но иногда в старости подозрительность в паранойю перерастает. У меня есть такой пример перед глазами. И по молодости лет человек изводил близких своими домыслами, а теперь вообще ужас. Теперь болезнь и в очень тяжелой форме.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #14 : 10 Декабря 2013, 19:51:14 »

Тема интересная. Елене - спасиБо!
Да, Аллочка, примеров паранойи предостаточно. К большому сожалению, именно к старости человек чаще всего и начинает этим страдать.
Но, если в старчестве это психическая болезнь, то в другое время - это болезнь души...

Знаю семейные пары, где кто-то из супругов буквально не дает житья из-за маниакальной ревности.
Как мне кажется, что тот человек и сам понимает, что не то творит, но ничего поделать с собой не может.
А вот, если бы начал жить по Бозе, то, глядишь, и полегчало бы!

Есть и другие примеры, когда предают. Супруги, друзья. Это довольно серьезный проступок. И я даже не знаю: насколько можно после всего случившегося доверять этому человеку?!..
Если и опять поверишь ему что-то, то некоторая подозрительность в неискренности все равно останется.

 Хотя, если сам более чист, то будешь прощать до безконечности.
Записан
Страниц: [1] 2 3 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Размышления о грехе подозрительности.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines