Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Паломничества и путешествия зарубежные ‹ Тема: АФОН
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 8 Вниз Печать
Автор Тема: АФОН  (Прочитано 509191 раз)
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #60 : 02 Сентября 2015, 20:17:43 »

В книге жизни каждого человека, будь он мирянин или монах, всегда отыщется пару этаких «неудобных» страниц, о которых даже не хочется вспоминать, настолько они мучительно-противны его душе. Хочется непременно покаяться и немедленно выбросить их на греховную свалку, а потом навсегда забыть о них и избавиться напрочь, забелить в своей книге памяти или, выражаясь современным языком, «зачистить». В истории ХХ века Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне тоже имеются такие прискорбные страницы, относящиеся к первому году Второй мировой войны. Послевоенным монастырским библиотекарям с учетом победоносных для СССР итогов борьбы с немецким фашизмом, вероятно, хотелось бы сделать ревизию архивной коллекции 1941 г., чтобы пересмотреть, далеко спрятать, а может и уничтожить или утаить от простых смертных некоторые cрамные документы и фотоматериалы с изображением на территории обители гитлеровских солдат в сопровождении известных и малоизвестных русских монахов, а также фотопортреты Адольфа Гитлера на стенах «Царских покоев» и трапезной. Нам неизвестно, имеeтся ли ныне в архиве монастыря такой, например, документ на греческом или в переводе на русский язык, как «Письмо 20 афонских монастырей Адольфу Гитлеру» от 13/ 26 апреля 1941 г. (6, c.42- 43)? Cохранена ли летопись монастыря в период с 9-го апреля и до конца 1941 сентября того же года? Напомним, что в военные годы монастырем управлял схиархимандрит Иустин (Соломатин Иван Семенович; 1878 - 1958; настоятель обители в 1940 - 1958 гг.).

Драматические события ХХ века, связанные со Второй мировой войной, принесли непредвиденные проблемы Афону и тяжело отразились на судьбе всех русских святогорцев, но особенно - на судьбе высокообразованных и наиболее активных славянских монахoв, в числе которых были иеромонахи Софроний Сахаров и Василий Кривошеин (Cм.: 6). Гитлеровская оккупация Греции началась в апреле 1941-го и продлилась три с половиной года (См.:10). После нападения на страну германские войска оккупировали Афон, где был назначен немецкий комендант Святой Горы (См.: 2 и 3). Об исторических событиях на Горе в годы войны не найти и строчки в статьях об Афоне в «Православной энциклопедии» (11) и в книгах, изданных до 2013 г. Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем (5). Тяжелым испытанием в жизни русской обители стал первый год войны. С одной стороны, лишение всякой материальной помощи извне, прекращение какого-то было общения русских насельников с родиной, утрата всякой поддержки своего отечества и связи с Русской Православной Церковью, отсутствие русских паломников и пожертвований - единственного средства существования обители. С другой стороны - «принудительное огречивание и притеснение со стороны властей» (11, c.126), ущемление и попирание прав славянских иноков и непростые отношения их с греками-святогорцами. Все это стало «причиной отдельных случаев коллаборационизма русских афонитов с немцами, оккупировавшим Грецию» (Там же).

Известно, что в первые месяцы оккупации cтраны Священный Кинот в 1941 г. направил германскому руководству и лично рейхсканцлеру Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения и разграбления (2, 3 и 7). По некоторым данным, само это письмо, начинающееся словами (сохранена орфография перевода текста на русский язык. - Примечание А.Х.) «В Святой Горе 13 26 апреля 1941 года Его Превосходительству Канцлеру Славного Германского Государства Господину Адольфу Гитлеру. В Берлин.», было инициировано 9 апреля 1941 г. в Киноте неким германским майором (4, c.40). Он прибыл в Карею в сопровождении пяти офицеров. Представился монахам как «комендант» Афона (комендатура насчитывала 25 немецких солдат. - Примечание А.Х.), которому германское командование поручило «наблюдать» за Святой Горой. Из уст коменданта в Священном Киноте узнали, что вскоре будет назначен и «военный губернатор Афона». Представители Кинота в свою очередь рассказали непрошеному гостю о Святой Горе и ее истории, а также о ее современных проблемах. Здесь же, вероятно, монахи и обратились к новоявленному коменданту со своими просьбами и пожеланиями относительно сохранности монастырей и их святынь. В ответ майор посоветовал Священному Киноту письменно изложить все свои предложения и просьбы на имя самого канцлера Германии, после чего отправить текст послания в Берлин через возглавляемую им комендатуру.

Письмо было подготовлено быстро, и уже 12 апреля 1941 г. в Карее состоялось Чрезвычайное Двойное Священное Собрание, где было зачитано и утверждено письмо Адольфу Гитлеру, под текстом которого после 20 подписей антипросопов - представителей всех афонских монастырей была поставлена печать Кинота. В письме подчеркивалась уникальность монашеской жизни на древнем Афоне и мирная жизнь в молитвах и постах обитающих на полуострове отшельников (2, 3). Помимо изложения общей истории Афона в заключительной части текста письма значились такие важные для монахов строки: «...просим и молим горячо Ваше Превосходительство взять под свое высокое покровительство и попечение» (6, с. 43).

В написании текста второй части письма принимали участие славянские монахи (4), в том числе и как владеющий греческим языком монастырский секретарь (c 1929-го до 1942 г.) иеромонах Василий Кривошенин (1900 - 1985; впоследствии - архиепископ Брюссельский и Бельгийский, ученый-патролог). В 1937 г. отец Василий был избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942-45 гг. он стал антипросопом Cвято-Пантелеимонова монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944-45 гг. - членом Эпистасии (административного органа Афона). Кстати, более подробно о нем и его деятельности рассказывает изданный на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимоновым монастырем XV том «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах».

С полным текстом письма Гитлеру можно познакомиться в изданной в 2014 г. в Брюсселе книге под редакцией протоиерея Павла Недосекина (Cм.: 4). Заметим, что письмо из Кареи в Берлин было подготовлено и отправлено всего за два месяца до начала войны с СССР, а о полномасштабном вторжении фашистов на советскую землю еще никто на Афоне и не подозревал. Из содержания письма афонских монахов на имя Гитлера нельзя сделать такое поспешное заключение, как «сотрудничество святогорцев с нацистами» (Там же).

Однако вскоре после отправки письма в Берлин на Афон прибыла дополнительная группа немецких солдат и офицеров с целью упреждения разграбления православных монастырей. Ответ властей Германии касательно охраны немецким военным контингентом Святой Горы и ее обителей был положительным. Афонским монастырям гарантировалось сохранение прежней автономии и правил управления жизнью обителей. Далее на Афонском полуострове были размещены караульные посты германской армии, а доступ мирянам на Афон перекрыл германский гарнизон (2, 3).

Как это в наши дни не печально констатировать, но уже в первыe три-четыре месяца активной фазы ведения войны на территории СССР в далеком от его границ монастырском дворе Свято-Пантелеимоновой обители, в ее храмах и параклисах ступали не только ноги афонских святых и обыкновенных чернецов, но и немецкие ботинки гитлеровских офицеров и солдат, а также сандалии немецких ученых-искусствоведов из Мюнхена, кинооператоров и фотографов Третьего рейха. По некоторым данным, переводчиками с русского на немецкий язык и наоборот выступали монах Софроний Сахаров и частично монах Василий Кривошеин, которых после окончания войны греческие власти обвинили в «сотрудничестве c гитлеровцами» и «шпионаже в пользу нацистов».

 Русские монахи не только не оказывали никакого сопротивления и не допускали нацистов на монастырский двор, но даже и покорно оказывали им в обители определенные почести, гостеприимно угощали стопкой ракии, кусочками рахат-лукума и монастырским хлебом. Некоторые из них участвовали в совместных с немцами беседах и дискуссиях, в проведении трапез на деревянных балконах одного из монастырских корпусов, где хозяева и гости чокались друг с другом стаканчиками с красным вином, о чем cвидетельствуют несколько фотографий (всего их 183), опубликованных в изданной в 1943 г. в Мюнхене объемной книге (4, 1).

В августе-сентябре 1941 г. Баварская Академия наук (Мюнхен) организовала научную экспедицию на Святую Гору во главе с профессором Мюнхенского университета, руководителем Мюнхенского византиноведческого общества Францем Дёльгером (1891 ‒ 1968), результаты которой позже были опубликованы в специальном издании (4). Экспедиция Дёльгера привезла в Германию 1800 черно-белых фотографий с Афона. Научные статьи об Афоне и русской обители были вполне корректны. Кстати, тот же Дёльгер в материалах об Афоне первым ввел в немецкий язык термин «Rossikon» („Россикон") - «так называемый Пантелеимонов монастырь» (4, c. 302).

В немецких источниках имеется краткая информация о том, что Василий Кривошеин по окончании в 1924 г. учебы в Сорбонском университете несколько месяцев пребывал в Мюнхене, где слушал лекции не немецком языке в местном университете. Монах Василий Кривошеин одно время выполнял послушания в библиотеке Россикона. И это не без его участия и консультаций немецкие ученые сделали много фотоснимков самых ценных манускриптов из монашеской библиотеки: например, oрнамент и титульный лист «Евангелия от Иоанна» (вероятно, имеется в виду «Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна», XI в.; № 57/5563 Л. - Примечание А.Х.) и др. Некоторые фото из архива германской научной экспедиции летом 1941 г. (4, c.186 - 187), где изображены русские безымянные монахи в Пантелеимоновом монастыре, а также запечатлены оклады и страницы редких рукописей из книжного хранилища библиотеки, можно посмотреть здесь (Cм.: 8 и 9).

Мало того, в «Царских покоях» (также - «Царский архондарик») и в расписанной на религиозные темы трапезной (1,7), как, впрочем, во многих других греческих монастырях того времени, на самом видном месте были вывешены портреты Адольфа Гитлера.
-----------
----------------
У меня сейчас открылось только это. Вообще, там больше было текста, по-моему.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Людмила S.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2391


Смысл жизни


Email
« Ответ #61 : 02 Сентября 2015, 20:45:09 »

Не только в Пантелеимоновой обители, но и во многих афонских монастырях были вывешены фотографии или рисованные портреты Гитлера. Большой портрет в виде картины висел в монастыре Ксиропотам, его фото представлено в книге, подготовленной членами немецкой экспедиции (4). В греческих монастырях изображения Гитлера даже сопровождались такой надписью: «О Адольф о мегас василиас» («Адольф-великий царь»). Греки-афониты, да и не только они, cчитали фюрера своеобразным «борцом-рыцарем» с «безбожием и большевизмом».

 Сохранились и кадры кинохроники 1941 г. (см.: «Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне... (Уникальное видео)» на странице сайта «Cвятая Гора Афон» (7). Кадры запечатлели настоятеля монастыря вмч. Пантелеимона архимадрита Иустина, встречающего немецких офицеров, а также иеромонаха Софрония Сахарова, сопровождающего немцев по территории монастыря и др. Отчетливо видно, как в «Царском архондарике» отец Софроний приглашает гитлеровцев к стене с висящими на ней портретами русских царей и патриархов и показывает рукой на портрет Адольфа Гитлера... Однако, по-моему, это видео вряд ли отражает благосклонное отношение русских монахов на Афоне к нацистам и уж никак не свидетельствует о позиции Софрония Сахарова и Василия Кривошеина в вопросе о фашизме. С учетом разницы во времени и с высоты сегодняшнего дня некоторые читатели, возможно, думают и иначе.

Портрет Адольфа Гитлера в русском православном монастыре на Афоне...Конечно, это прискорбное событие первых месяцев начала Второй мировой войны и ожесточенных боев на советской земле. Об этом не прочитаешь на страницах «Православной энцикопедии», где одна статья, посвященная Гитлеру, насчитывает целых пять страниц (12, с. 523- 528), тогда как о Владимире Дале (1801- 1872) в 11-м томе ни строчки (13).

 
Версия для печати
Потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

Анатолий  Холодюк, Русская народная линия

13.08.2015


В первый год войны русские монахи повесили в обители фотопортрет Гитлера …



«Царские покои» («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов (1941). Во втором ряду портретов (пятое фото слева) фотоизображение Адольфа Гитлера.

В книге жизни каждого человека, будь он мирянин или монах, всегда отыщется пару этаких «неудобных» страниц, о которых даже не хочется вспоминать, настолько они мучительно-противны его душе. Хочется непременно покаяться и немедленно выбросить их на греховную свалку, а потом навсегда забыть о них и избавиться напрочь, забелить в своей книге памяти или, выражаясь современным языком, «зачистить». В истории ХХ века Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне тоже имеются такие прискорбные страницы, относящиеся к первому году Второй мировой войны. Послевоенным монастырским библиотекарям с учетом победоносных для СССР итогов борьбы с немецким фашизмом, вероятно, хотелось бы сделать ревизию архивной коллекции 1941 г., чтобы пересмотреть, далеко спрятать, а может и уничтожить или утаить от простых смертных некоторые cрамные документы и фотоматериалы с изображением на территории обители гитлеровских солдат в сопровождении известных и малоизвестных русских монахов, а также фотопортреты Адольфа Гитлера на стенах «Царских покоев» и трапезной. Нам неизвестно, имеeтся ли ныне в архиве монастыря такой, например, документ на греческом или в переводе на русский язык, как «Письмо 20 афонских монастырей Адольфу Гитлеру» от 13/ 26 апреля 1941 г. (6, c.42- 43)? Cохранена ли летопись монастыря в период с 9-го апреля и до конца 1941 сентября того же года? Напомним, что в военные годы монастырем управлял схиархимандрит Иустин (Соломатин Иван Семенович; 1878 - 1958; настоятель обители в 1940 - 1958 гг.).

Драматические события ХХ века, связанные со Второй мировой войной, принесли непредвиденные проблемы Афону и тяжело отразились на судьбе всех русских святогорцев, но особенно - на судьбе высокообразованных и наиболее активных славянских монахoв, в числе которых были иеромонахи Софроний Сахаров и Василий Кривошеин (Cм.: 6). Гитлеровская оккупация Греции началась в апреле 1941-го и продлилась три с половиной года (См.:10). После нападения на страну германские войска оккупировали Афон, где был назначен немецкий комендант Святой Горы (См.: 2 и 3). Об исторических событиях на Горе в годы войны не найти и строчки в статьях об Афоне в «Православной энциклопедии» (11) и в книгах, изданных до 2013 г. Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем (5). Тяжелым испытанием в жизни русской обители стал первый год войны. С одной стороны, лишение всякой материальной помощи извне, прекращение какого-то было общения русских насельников с родиной, утрата всякой поддержки своего отечества и связи с Русской Православной Церковью, отсутствие русских паломников и пожертвований - единственного средства существования обители. С другой стороны - «принудительное огречивание и притеснение со стороны властей» (11, c.126), ущемление и попирание прав славянских иноков и непростые отношения их с греками-святогорцами. Все это стало «причиной отдельных случаев коллаборационизма русских афонитов с немцами, оккупировавшим Грецию» (Там же).

Известно, что в первые месяцы оккупации cтраны Священный Кинот в 1941 г. направил германскому руководству и лично рейхсканцлеру Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения и разграбления (2, 3 и 7). По некоторым данным, само это письмо, начинающееся словами (сохранена орфография перевода текста на русский язык. - Примечание А.Х.) «В Святой Горе 13 26 апреля 1941 года Его Превосходительству Канцлеру Славного Германского Государства Господину Адольфу Гитлеру. В Берлин.», было инициировано 9 апреля 1941 г. в Киноте неким германским майором (4, c.40). Он прибыл в Карею в сопровождении пяти офицеров. Представился монахам как «комендант» Афона (комендатура насчитывала 25 немецких солдат. - Примечание А.Х.), которому германское командование поручило «наблюдать» за Святой Горой. Из уст коменданта в Священном Киноте узнали, что вскоре будет назначен и «военный губернатор Афона». Представители Кинота в свою очередь рассказали непрошеному гостю о Святой Горе и ее истории, а также о ее современных проблемах. Здесь же, вероятно, монахи и обратились к новоявленному коменданту со своими просьбами и пожеланиями относительно сохранности монастырей и их святынь. В ответ майор посоветовал Священному Киноту письменно изложить все свои предложения и просьбы на имя самого канцлера Германии, после чего отправить текст послания в Берлин через возглавляемую им комендатуру.

Письмо было подготовлено быстро, и уже 12 апреля 1941 г. в Карее состоялось Чрезвычайное Двойное Священное Собрание, где было зачитано и утверждено письмо Адольфу Гитлеру, под текстом которого после 20 подписей антипросопов - представителей всех афонских монастырей была поставлена печать Кинота. В письме подчеркивалась уникальность монашеской жизни на древнем Афоне и мирная жизнь в молитвах и постах обитающих на полуострове отшельников (2, 3). Помимо изложения общей истории Афона в заключительной части текста письма значились такие важные для монахов строки: «...просим и молим горячо Ваше Превосходительство взять под свое высокое покровительство и попечение» (6, с. 43).

В написании текста второй части письма принимали участие славянские монахи (4), в том числе и как владеющий греческим языком монастырский секретарь (c 1929-го до 1942 г.) иеромонах Василий Кривошенин (1900 - 1985; впоследствии - архиепископ Брюссельский и Бельгийский, ученый-патролог). В 1937 г. отец Василий был избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942-45 гг. он стал антипросопом Cвято-Пантелеимонова монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944-45 гг. - членом Эпистасии (административного органа Афона). Кстати, более подробно о нем и его деятельности рассказывает изданный на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимоновым монастырем XV том «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах».

С полным текстом письма Гитлеру можно познакомиться в изданной в 2014 г. в Брюсселе книге под редакцией протоиерея Павла Недосекина (Cм.: 4). Заметим, что письмо из Кареи в Берлин было подготовлено и отправлено всего за два месяца до начала войны с СССР, а о полномасштабном вторжении фашистов на советскую землю еще никто на Афоне и не подозревал. Из содержания письма афонских монахов на имя Гитлера нельзя сделать такое поспешное заключение, как «сотрудничество святогорцев с нацистами» (Там же).

Однако вскоре после отправки письма в Берлин на Афон прибыла дополнительная группа немецких солдат и офицеров с целью упреждения разграбления православных монастырей. Ответ властей Германии касательно охраны немецким военным контингентом Святой Горы и ее обителей был положительным. Афонским монастырям гарантировалось сохранение прежней автономии и правил управления жизнью обителей. Далее на Афонском полуострове были размещены караульные посты германской армии, а доступ мирянам на Афон перекрыл германский гарнизон (2, 3).

Как это в наши дни не печально констатировать, но уже в первыe три-четыре месяца активной фазы ведения войны на территории СССР в далеком от его границ монастырском дворе Свято-Пантелеимоновой обители, в ее храмах и параклисах ступали не только ноги афонских святых и обыкновенных чернецов, но и немецкие ботинки гитлеровских офицеров и солдат, а также сандалии немецких ученых-искусствоведов из Мюнхена, кинооператоров и фотографов Третьего рейха. По некоторым данным, переводчиками с русского на немецкий язык и наоборот выступали монах Софроний Сахаров и частично монах Василий Кривошеин, которых после окончания войны греческие власти обвинили в «сотрудничестве c гитлеровцами» и «шпионаже в пользу нацистов».

 



 

Германские офицеры во дворе обители. Август- сентябрь 1941 г. Слева на фото -- монах Василий Кривошеин

 



 

Германские офицеры в зале для приемов в «Царском архондарике». Август- сентябрь 1941 г. Второй справа на фото -- монах Василий Кривошеин

 

Русские монахи не только не оказывали никакого сопротивления и не допускали нацистов на монастырский двор, но даже и покорно оказывали им в обители определенные почести, гостеприимно угощали стопкой ракии, кусочками рахат-лукума и монастырским хлебом. Некоторые из них участвовали в совместных с немцами беседах и дискуссиях, в проведении трапез на деревянных балконах одного из монастырских корпусов, где хозяева и гости чокались друг с другом стаканчиками с красным вином, о чем cвидетельствуют несколько фотографий (всего их 183), опубликованных в изданной в 1943 г. в Мюнхене объемной книге (4, 1).

В августе-сентябре 1941 г. Баварская Академия наук (Мюнхен) организовала научную экспедицию на Святую Гору во главе с профессором Мюнхенского университета, руководителем Мюнхенского византиноведческого общества Францем Дёльгером (1891 ‒ 1968), результаты которой позже были опубликованы в специальном издании (4). Экспедиция Дёльгера привезла в Германию 1800 черно-белых фотографий с Афона. Научные статьи об Афоне и русской обители были вполне корректны. Кстати, тот же Дёльгер в материалах об Афоне первым ввел в немецкий язык термин «Rossikon» („Россикон") - «так называемый Пантелеимонов монастырь» (4, c. 302).

В немецких источниках имеется краткая информация о том, что Василий Кривошеин по окончании в 1924 г. учебы в Сорбонском университете несколько месяцев пребывал в Мюнхене, где слушал лекции не немецком языке в местном университете. Монах Василий Кривошеин одно время выполнял послушания в библиотеке Россикона. И это не без его участия и консультаций немецкие ученые сделали много фотоснимков самых ценных манускриптов из монашеской библиотеки: например, oрнамент и титульный лист «Евангелия от Иоанна» (вероятно, имеется в виду «Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна», XI в.; № 57/5563 Л. - Примечание А.Х.) и др. Некоторые фото из архива германской научной экспедиции летом 1941 г. (4, c.186 - 187), где изображены русские безымянные монахи в Пантелеимоновом монастыре, а также запечатлены оклады и страницы редких рукописей из книжного хранилища библиотеки, можно посмотреть здесь (Cм.: 8 и 9).

Мало того, в «Царских покоях» (также - «Царский архондарик») и в расписанной на религиозные темы трапезной (1,7), как, впрочем, во многих других греческих монастырях того времени, на самом видном месте были вывешены портреты Адольфа Гитлера.

Вот как выглядел до начала войны «Царский архондарик» (cм. ниже фото):

 


 

 

«Царские покои» («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов

 

На следующем фото (1941г). изображен Зал торжественных приемов «Царских покоев» («Царский архондарик»). Во втором ряду просматривается (пятое фото слева) фотоизображение Адольфа Гитлера.

 



Ниже -- увеличенный фрагмент предыдущего фото.

 



Портрет Адольфа Гитлера (во втором ряду, четвертый слева).

 

Не только в Пантелеимоновой обители, но и во многих афонских монастырях были вывешены фотографии или рисованные портреты Гитлера. Большой портрет в виде картины висел в монастыре Ксиропотам, его фото представлено в книге, подготовленной членами немецкой экспедиции (4). В греческих монастырях изображения Гитлера даже сопровождались такой надписью: «О Адольф о мегас василиас» («Адольф-великий царь»). Греки-афониты, да и не только они, cчитали фюрера своеобразным «борцом-рыцарем» с «безбожием и большевизмом».

 


 

Афонские монахи и гитлеровцы в Карее (1941 г.)

 

В Пантелеимоновом монастыре портрет Гитлера висел, вероятно, непродолжительное время: в 1942 г. его уже не видать на фотографии того же «Царского архондарика».

 

 


 

Царские покои («Царский архондарик»). Зал торжественных приемов (1942).Из личного фотоальбома солдата военно-воздушных сил Франции (См.: 1)

Сохранились и кадры кинохроники 1941 г. (см.: «Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне... (Уникальное видео)» на странице сайта «Cвятая Гора Афон» (7). Кадры запечатлели настоятеля монастыря вмч. Пантелеимона архимадрита Иустина, встречающего немецких офицеров, а также иеромонаха Софрония Сахарова, сопровождающего немцев по территории монастыря и др. Отчетливо видно, как в «Царском архондарике» отец Софроний приглашает гитлеровцев к стене с висящими на ней портретами русских царей и патриархов и показывает рукой на портрет Адольфа Гитлера... Однако, по-моему, это видео вряд ли отражает благосклонное отношение русских монахов на Афоне к нацистам и уж никак не свидетельствует о позиции Софрония Сахарова и Василия Кривошеина в вопросе о фашизме. С учетом разницы во времени и с высоты сегодняшнего дня некоторые читатели, возможно, думают и иначе.

Портрет Адольфа Гитлера в русском православном монастыре на Афоне...Конечно, это прискорбное событие первых месяцев начала Второй мировой войны и ожесточенных боев на советской земле. Об этом не прочитаешь на страницах «Православной энцикопедии», где одна статья, посвященная Гитлеру, насчитывает целых пять страниц (12, с. 523- 528), тогда как о Владимире Дале (1801- 1872) в 11-м томе ни строчки (13).

 

Вместо заключения

 

...Ни один из афонских монастырей во время оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления. Приведем цитату из труда протоиерея Павла Недосекина: «В результате Афон был спасен...» (6).

В 1945 г. по окончании войны в Греции состоялся так назывaемый «Салоникийский трибунал», постановивший «поразить в греческих правах» нескольких болгарских и русских святогорцев, в том числе и двух упоминаемых в этом материале монахов, противостоявших в своей деятельности политике эллинизации Афона. А после решения греческого суда от 25 сентября 1947 г., в котором говорилось о «сотрудничестве с нацистами» и «об удалении с Афона группы активных славянских монахов», нашим героям пришлось навсегда покинуть «монашескую республику»... Последний процесс эксперты считают тоже инструментом политики эллинизации в Греции...

Спустя два десятилетия (1967) в этой стране к власти пришла военная хунта. В ноябре 1968 г. «Царские покои», где висел портрет Гитлера, сгорели, «по одной версии, при пожаре, а по другой версии, при ограблении и поджоге».

В одной греческой газете появился небольшой фотоснимок этого таинственного пожара (10).

 



 

Пожар в Свято-Пантелеимоновом монастыре. 1968 г. Горят «Царские покои» (10).

 

Несмотря на некоторые догадки афонских монахов, историческая правда об этом страшном пожаре нам пока неизвестна. И это еще одна потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

 

13 августа 2015 г. Мюнхен.

 

Литература.

1. Athos Agion Oros. Pictures and stories about the Holy Mountain. - Электронный ресурс: http://athosweblog.com

2. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. - См.: Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96-134.

3. Шкаровский М. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. - 2015 (Электронная версия).

4. Mönchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dölger (München); Pr.Dr. E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A. Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. -München: Verlag F.Bruckmann,1943

5. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. -Издание Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря. - Москва, 2002.

6. Афонский архив ХХ века. Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. 1917- 1941. / гл. ред. протоиерей Павел Недосекин; ред.-коммент. Е.Н. Егорова -Брюссель, 2014. -- 352 с.

7. «Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне в 1940-м году (Уникальное видео)».-См. Электронный ресурс: Святая Гора Афон.

8. Холодюк А. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 7.- Электронный ресурс: www.agionoros.ru/docs/1817.html

9.Холодюк А. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 5-я. фото монахов Электронный ресурс: www.agionoros.ru.

10. Онойко П. «Немцы забрали у греков даже шнурки». - См.: РУССКИЕ АФИНЫ" (07.05). http://rua.gr/news/sobmn/news/14279-nemtsy-zabrali-u-grekov-dazhe-shnurki.html

11. Православная энциклопедия.T.IV.-M., 2002

12. Православная энциклопедия. T. IX.-M., 2006

13. Православная энциклопедия. T. XI.
« Последнее редактирование: 02 Сентября 2015, 20:53:07 от Людмила S. » Записан

Beatae plane aures, quae non vocem foris sonantem, sed intus auscultant veritatem docentem
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #62 : 02 Сентября 2015, 23:15:51 »

Ничего себе.
Ведь какая-то женщина из эмиграции с радостью писала одному нашему старцу,что вот-вот немцы придут в СССР и режим падёт.
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #63 : 02 Сентября 2015, 23:25:43 »

Я бы просто приняла эту информацию к сведению - безоценочно.
В любом случае, Афон Господь уберег. Слава Богу!
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #64 : 05 Сентября 2015, 18:43:46 »

Я бы просто приняла эту информацию к сведению - безоценочно.
В любом случае, Афон Господь уберег. Слава Богу!
Вот-вот, и я о том же.
Интересно? - Да!
Но дело прошлое. Это одно. а второе то, что никакого предательства я не усмотрела, как и сотрудничества. Портреты фюрера -  на тот период и это оправдывало.
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #65 : 15 Октября 2015, 10:18:43 »

Интересная история.
Покаяние «Мисс Европы - 1930», нарушившей многовековой запрет на посещение Афона женщинами
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Котик
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1948


Светлана


« Ответ #66 : 15 Октября 2015, 11:02:10 »

Ничего удивительного. А девушка очень красивая 
Записан

Говоря, ты рождаешь слово, и оно не умрет до Страшного Суда. (Свт. Феофан Затворник)
Елена I
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1219



Email
« Ответ #67 : 15 Октября 2015, 11:45:04 »

Да уж...

Очень красивая девушка! Хорошо, что она покаялась и прожила долгую жизнь. Интересно, у нее детки были?
Записан
Ост-Остерн
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 21282


Е Л Е Н А


Email
« Ответ #68 : 15 Октября 2015, 11:56:11 »

Слышала об этом,но не знала конца истории.всё хорошо закончилось.Пресвятая Богородица-Милостивая!
Записан

"Старайтесь внимательно относиться к людям. Привыкнуть к тому трудно. Помни: забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы к тебе ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя."
Св. праведный Алексий Мечев
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #69 : 15 Октября 2015, 17:29:08 »

Не хочет открываться - и все тут! 
А мне тоже интересно.
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #70 : 15 Октября 2015, 18:06:39 »

Еленочка и все, у кого не открывается эта ссылка, скопировала:

В 1930 г. в Греции случился неслыханный скандал – победительница проходившего в Париже конкурса «Мисс Европа - 1930» восемнадцатилетняя гречанка Алики Диплараку, дочь известного греческого адвоката, нарушила многовековой запрет («аватон») на посещение Святой Горы женщинами. Будучи гостьей на яхте одного из богатейших греческих бизнесменов, она переоделась в мужской костюм и вышла на берег Святого Афона... Когда этот факт стал известен СМИ, в Греции разгорелся сильный скандал. И если до этого многие греки восторгались «победой» своей соплеменницы на конкурсе «Мисс Европа - 1930», то после такого поступка большинство из них резко отвернулись от нее, а в афинских СМИ даже дали ей прозвище «Сатана».

Вскоре после случившегося Алики Диплараку очень сильно заболела и вынуждена была проходить лечение в Швейцарии. Неожиданно постигшая неизлечимая болезнь заставила юную Алики найти в себе силы переосмыслить собственные поступки и принести публичное раскаяние в содеянном, обратившись к священноначалию и братии монастырей Святой Горы с просьбой простить ей ее прегрешение.

Вот что об этом пишет в своих воспоминаниях архимандрит Гавриил Дионисатский:


В 1930 я был представителем своей обители в Святом сообществе и как-то в октябре месяце в мои руки попало письмо от избранной "Мисс Эллады", в котором сообщалось следующее:

Давос, Швейцария.

Почтенные отцы, хочу всей душой исповедоваться и покаяться за ошибку, совершённую мною в мае прошлого месяца в Ватопедском монастыре.
Я прибыла туда на корабле с моим женихом г-ном Моран, и так получилось, что корабль пришвартовался именно там, вместе с линкорами Лимнос и Килкис, на грешную мысль меня лукавый натолкнул подняться до монастыря, хотя хорошо знала я о существующем запрете.

Я облачилсь в одежды моего жениха и вместе с ним обошла храмы и другие места, в облачении матросском, не будучи узнаваема никем. С тех пор, дорогие отцы, я потеряла здоровье и оказалась здесь, в Швейцарском санатории, где мне приходится бороться за свою жизнь, но, к сожалению, не наблюдается у меня каких-либо улучшений.

Познала я, однако, и твердо убеждена, что это есть наказание Пресвятой Богородицы, к Которой показала я своё неуважение. Не надо было мне, образованной девушке, поступать так, как я поступила. Я теперь несказанно каюсь в содеянном и умоляю Пресвятую Богородицу простить меня. Просите и вы, досточтимые Отцы за мою грешную душу. Засим, прошу вас принять от меня 5000 драхм, с тем, чтобы совершить литургию и прошения о моём здравии.
(см.: Гавриил Дионисатский, Аватон на Святой Горе, "Православное Филофейское свидетельство", Салоники, 1990, стр. 59).

Архимандрит Гавриил Дионисатский отмечаает, что «милосердное воздыхание неба и земли приняло покаяние девушки и вернуло ей здоровье». Как сообщали СМИ, после выздоровления, в 1945 г., Алики Диплараку второй раз вышла замуж, за английского аристократа сэра Рассела, Герцога Бедфордского и стала английской леди Алис Рассел. Прожила 90 лет и скончалась в 2002 г. Отпевание состоялось в греческом православном соборе Святой Софии в Лондоне (в районе Бэйсуотер), а похоронена в родовом склепе Бедфордов.

На этом примере отчетливо видно, насколько опасны для людей их стремления к нарушению вековых благочестивых устоев и традиций, а, кроме того, свидетельствуется и сила покаяния, способная вернуть милосердие Божие даже самому последнему грешнику, осознавшему и раскаявшемуся в своих прегрешениях.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Елена 03
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 18854


Боже, милостив буди мне грешной!


Email
« Ответ #71 : 15 Октября 2015, 18:14:56 »

Во как! Очень дерзостный поступок, но вовремя осознанный.
Слава Богу, что все благополучно завершилось. А могло быть куда все хуже.

Аллочка, спасиБо!!!
Записан
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #72 : 15 Октября 2015, 18:17:03 »

 
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
София
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45



Email
« Ответ #73 : 17 Ноября 2015, 11:57:27 »

Выставляла вчера в тему о монашестве фотографии, сегодня еще покажу, но думаю в этой теме им самое место:)
Отец Сергий с нашего Храма с прихожанами ездил на Афон:)






















































































Записан
София
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 45



Email
« Ответ #74 : 17 Ноября 2015, 12:00:40 »

Эх... Почему я не грек?
Кстати, фотографии увеличиваются по клику:)
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 8 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Паломничества и путешествия зарубежные ‹ Тема: АФОН
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines