Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 9 Вниз Печать
Автор Тема: Изучение Литургии  (Прочитано 189350 раз)
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #15 : 16 Февраля 2014, 15:09:18 »

Следующая часть литургии называется "Литургией оглашенных" или же "Литургией слова" и она с самого начала открытого храмового богослужения, была  доступной для всех, а не только верных.
Диакон становится на амвоне, против Царских Врат, и обращаясь к священнику, возглашает "БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО".
Священник отвечает "БЛАГОСЛОВЕННО ЦАРСТВО ОТЦА И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА..", творя Евангелием знамение креста над престолом.
Далее следует "мирная ектенья", знакомая по всенощному бдению.
Что означает "миром Господу помолимся"? Разумеется ли "миром" как совокупностью собрания, или же, что называется, "в мирном состоянии души"? По старой русской грамматике написание "мир" (как и в тексте ектеньи) означает "мирное состояние", а "мiр" -- совокупность собрания/мироздания (о мИре всего мIра). Я думаю, что на самом деле в ектенье нужны оба понимания: не только молиться "в мирном состоянии души", но и то, что называется по гречески "эпИто афтО" -- люди, объединяемые причастностью к чему то одному и специально ради того собравшиеся вместе.
После "мирной ектеньи" хор поет антифоны из псалмов "Благослови, душе моя Господа" и следующим "Хвали, душе моя Господа", разделяемые произнесением краткой ектеньи.
Сразу же следует "Слава и Ныне" и поется "Единородный Сыне и Слове Божий..". Это тропарь храма Софии Константинопольской, главного собора Византийской империи, автор тропаря св.Юстиниан Великий, император византийский (начало 6 века).
И на пение "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.  открываются Царские Врата для "малого входа".
Малый вход все видели и знают, что это символизирует выход Христа на проповедь, Иоанна Предтечу символизирует предносимая свеча, но знает ли кто, что такое символическое объяснение не верно? Смысл совершаемых богослужебных действий можно понять из произносимых, во время этих действий, молитв священника.
На малом входе священник молится так:
Владыко Господи, Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.   
Дело в том, что в древности, Евангелие на находилось в алтаре, а приносилось на богослужение из специального хранилища. Вот малый вход и был тогда такой процессией.
Прежде, чем войти в Царские Врата, священник молча благословляет народ, а народ иногда поступает ошибочно, крестясь и кланяясь в это время. Ведь благословляющий жест священника есть окончание его молитвы о собравшихся, и достаточно молча принять благословение.
При служении литургии архиереем, сам архиерей до самого этого входа стоит в центре храма, на так называемом "архиерейском амвоне", что неверно именуется "кафедрой".
Кстати, безосновательность символического понимания малого входа как раз и видно на архиерейской службе. (Кого символизирует епископ?)

Клирос поет последовательно: тропарь дня (можно посмотреть в молитвослове "Тропари воскресные восьми гласов"), тропарь храма (кому храм освящен), тропарь дневного празднуемого святого. Священник перед престолом читает молитву
Боже Святый, Иже во святых почиваяй, Иже Трисвятым гласом от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, и от всякия небесныя силы поклоняемый: Иже от небытия во еже быти приведый всяческая, создавый человека по образу Твоему и по подобию и всяким Твоим дарованием украсивый: даяй просящему премудрость и разум и не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние: сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою Святаго Твоего Жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие приносити, Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша душы и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, от века Тебе благоугодивших.
 Диакон, испросив у священника благословение, становится в царских вратах лицом к молящимся и, показуя орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, возгласно произносит, доканчивая возглас священника: И во веки веков. Хор: Аминь. Именно во время такого "дьяконского разворота" пр.Серафим Саровский и увидел Христа, входящего в церковь. После чего уже не смог продолжать службу и два часа простоял в алтаре, в созерцании молчаливом.
 Поют Трисвятую Песнь. При служении архиерея поется по гречески (Агиос Офеос, Агиос Исхирос, Агиос Афанатос елейсон имас), иногда так поют и без архиерея, якоже регент изволит. Во время пения Трисвятого чтец выходит читать дневной Апостол, а диакон совершает каждение алтаря, иконостаса и народа, перебивая звоном кадила чтение апостольского слова, увы такая практика у нас. При чтении Апостола священник в алтаре сидит, как приравненный по служению Апостолам.
По исполнении чтения апостольского чтец возглашает так называемый "алилуарий" (произносит прокимен, хор поет "Алилуйя") и вот здесь и положено кадить! Практически это видел я в Иверском монастыре на Валдае.
 Чтение Евангелия.Лучше предварительно знакомится с дневным чтением по календарю. Если праздник, евангельское чтение может быть составным: дневное + праздничное.
По прочтении Евангелия служба останавливается для проповеди. При архиерейском служении всегда, при иерейском не всегда, переносится под окончание литургии.

Диакон произносит "сугубую ектенью" (см. тему о всенощном бдении).

По требованию обстоятельств к сугубой ектений могут добавляться (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): "О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек.) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их" и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектений. Тогда диакон произносит: "Господу помолимся", хор: "Господи, помилуй", и читается священником молитва, например, о болящем. Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадеcятых и храмовых праздников) после сугубой ектений читается ектения о усопших, при открытых царских вратах (есть обычай чтения ее с кадилом в руке у священника или диакона)
Церковный Устав допускает произношение заупокойной ектений только в те дни, когда разрешено "приношение о усопших", т. е. не в праздники и не в воскресные дни. Поэтому же в чине литургии св. Василия Великого, которая никогда не совершается в непраздничные дни, нет вовсе указания на произношение заупокойной ектений. В приходской практике, где нет ежедневного богослужения, заупокойная ектения произносится и на воскресной литургии, но в дни двунадесятых праздников ее произносить не следует. Тем более недопустимо произношение подряд нескольких заупокойных ектений. Правда, тот или иной день не является одинаковым для всех почивших: одни из них поминаются в духе постоянной молитвы о усопших, другие как новопреставленные, или в связи с исполнением их девятин, сорочин или годин, или дней Ангела, и т. д. Имена таких усопших следует выделять не отдельными ектениями, а поминовением их на возгласе "Яко Ты еси Воскресение", где они поминаются подряд. 

И затем специальное моление об "оглашенных", говорят, в Греции его уже нет в составе литургии.
Священник у престола молится так:
Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй, Иже спасение роду человеческому низпославый - Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшыя Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду. 
На возглас диакона "Оглашенные, главы ваша Господеви приклоните", заканчивает молитву: "да и тии с нами славят Пречестное и великолепное имя Твое Отца и Сына, и Св.Духа".
Закончилась "литургия оглашенных". Прочитано Слово Божие и сказано поучение, далее следует завершающая часть литургии "Литургия верных".
Елицы оглашеннии, изыдите.
Записан
Natalya K.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 8054


Услыши, Боже, моление мое,вонми молитве моей


Email
« Ответ #16 : 16 Февраля 2014, 15:42:53 »

Спасибо, Павел, за труды. Понятно все расписал
Записан

Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам.
Митрополит Антоний Сурожский
Алла
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 22787


Мы спасены в надежде (Рим. 8,24)


« Ответ #17 : 16 Февраля 2014, 16:18:54 »

СпасиБО, Павел! Всё ясно и понятно.
  У нас тихо кадят на чтении Апостола, не мешают чтецу читать, а прихожанам слушать.
Проповедь бывает в конце службы. Если служба архиерейская (а такое часто случается), то наш священник выходит с проповедью после чтения Евангелия, а архиерей - в конце службы.
Записан

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь.» Преподобный Силуан Афонский
Екатерина_$
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1840


« Ответ #18 : 16 Февраля 2014, 16:30:39 »

Поют Трисвятую Песнь. При служении архиерея поется по гречески (Агиос Офеос, Агиос Исхирос, Агиос Афанатос елейсон имас), иногда так поют и без архиерея, якоже регент изволит.

У нас в храме поют именно так
послушайте  , четвертое сверху

Хор Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге - Агиос о Феос, Агиос Исхирос, Агиос Афанатос, елеисон имас
А я все думала что это, не знала
Спасибо!
Записан
Марина_
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 4252


Non progredi est regredi


« Ответ #19 : 16 Февраля 2014, 17:22:59 »

Спаси Господи, Павел! Очень все подробно расписано. Эх... Лет бы 20 назад это почитать...
Записан

«О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не укрепишься в вере, о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета...»

Свт. Николай Сербский
ТатьянаЧ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6216



« Ответ #20 : 16 Февраля 2014, 17:27:00 »

А у нас во время чтения Апостола не кадят. И дьякона нет, да и иконостаса пока нет.
Записан

Отец Небесный, не оставь меня и укрепи меня, немощную.
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #21 : 16 Февраля 2014, 18:07:31 »

 Спаси Господи, Павел! Очень подробно написал.

При служении литургии архиереем, сам архиерей до самого этого входа стоит в центре храма, на так называемом "архиерейском амвоне", что неверно именуется "кафедрой".

 
У нас называют "архиерейский амвон"- орлец или архиерейский помост.

Орлецы — круглые коврики с изображением града и парящего над ним орла.

Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа. Орел — символ высшей горней твари ангельских чинов.
« Последнее редактирование: 16 Февраля 2014, 18:18:13 от Капитошка » Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #22 : 16 Февраля 2014, 18:14:18 »

Орлец это коврик, а архиерейский помост это деревянная конструкция, ковром накрытая. Находится посреди храма стационарно (в кафедральных) или ставится непосредственно на время архиерейской службы. Орлецы раскладываются и перед престолом и на амвоне, и еще где предусмотрено стоять архиерею.
Записан
Капитошка
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6293


Ксения


« Ответ #23 : 16 Февраля 2014, 18:17:45 »

Орлец это коврик, а архиерейский помост это деревянная конструкция, ковром накрытая. Находится посреди храма стационарно (в кафедральных) или ставится непосредственно на время архиерейской службы. Орлецы раскладываются и перед престолом и на амвоне, и еще где предусмотрено стоять архиерею.
Ну да.

 Просто работники в храме, видимо чтобы быстрее сказать, сократить говоря так: Неси орлец!  или: Неси помост!
И несут помост и коврик.
Записан
Екатерина_$
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1840


« Ответ #24 : 16 Февраля 2014, 18:50:06 »

церковный день, по еще ветхозаветной традиции, начинается с вечера накануне

В обычае начинать новый день с вечера сказывается библейская традиция, согласно которой творение мира началось с вечера: «И был вечер и было утро, день один» (Быт 1:5).

 Сколько веков прошло, тысячелетий...
Записан
Ольга )
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6534


Серафима


« Ответ #25 : 16 Февраля 2014, 19:08:19 »

Павел, очень благодарна за доступное толкование Литургии.

Так интересно было читать!
А про Серафима Саровского, слышала, но давно, и в памяти только осталось, что он видел Христа в храме. После твоего напоминания захотелось подробней прочитать про это.  

В наших храмах к сожалению нет дьякона, только священник, а уж архиерейские службы вижу только в паломничествах.
Так, что мне особенно было интересно сопоставлять наши службы с твоим доступным повествованием.

На возглас  диакона (а у нас священника )"Оглашенные, главы ваша Господеви приклоните", у нас , да и во многих храмах все молящиеся преклоняют головы.  

У меня вопрос, есть ли какие то определенные правила для мирян, во время Литургии? Например когда сделать земной поклон? Понятно, что при возгласе священника "Святая Святых!". Но вот во всех храмах по разному, например есть такие батюшки , которые запрещают в воскресенье становится на колени и делать земные поклоны.

А еще во многих монастырях , когда хор поет " Тебе поем, тебе благодарим", молящиеся становятся на колени, и это зов сердца, можно сказать, мне очень по душе такое моление, а у нас почему то не принято, и боишься, выделяться из толпы.

Вот такой у меня вопрос.

 
« Последнее редактирование: 16 Февраля 2014, 19:09:51 от Ольга ) » Записан

Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём

Блаженный Августин
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #26 : 16 Февраля 2014, 19:19:50 »

Павел, очень благодарна за доступное толкование Литургии.

Так интересно было читать!
А про Серафима Саровского, слышала, но давно, и в памяти только осталось, что он видел Христа в храме. После твоего напоминания захотелось подробней прочитать про это. 

В наших храмах к сожалению нет дьякона, только священник, а уж архиерейские службы вижу только в паломничествах.
Так, что мне особенно было интересно сопоставлять наши службы с твоим доступным повествованием.

На возглас  диакона (а у нас священника )"Оглашенные, главы ваша Господеви приклоните", у нас , да и во многих храмах все молящиеся преклоняют головы. 

У меня вопрос, есть ли какие то определенные правила для мирян, во время Литургии? Например когда сделать земной поклон? Понятно, что при возгласе священника "Святая Святых!". Но вот во всех храмах по разному, например есть такие батюшки , которые запрещают в воскресенье становится на колени и делать земные поклоны.

А еще во многих монастырях , когда хор поет " Тебе поем, тебе благодарим", молящиеся становятся на колени, и это зов сердца, можно сказать, мне очень по душе такое моление, а у нас почему то не принято, и боишься, выделяться из толпы.

Вот такой у меня вопрос.

 

Есть устав о поклонах, только я его чёл еще в дремучей юности и ничего не помню. Старообрядцы на том стоят, можно посмотреть на их сайтах.
 На возглас "Оглашеннии, главы ваша.." уже преклоняется все подряд, чтоже поделать? Действия то должны быть осмысленные, а не потому что "все побежали и я побежал"
Про земной поклон на литургии я хотел говорить в своем месте, немного подожди. А вот стоять на коленях не есть православный обычай. У нас принято стоять только на Троицкой вечерне, но я и тогда не понимаю зачем? Почему священник, стоя на коленях, стоит к народу передом, а к алтарю задом??

Не надо бояться выделяться из толпы, хоть бы и толпы православной
Записан
Павел**
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 853



Email
« Ответ #27 : 16 Февраля 2014, 19:23:10 »

Пэ. Сэ. В субботы и воскресенья, таки да, земные поклоны отменяются.
Записан
Ольга )
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6534


Серафима


« Ответ #28 : 16 Февраля 2014, 19:25:56 »

У нас в храме поют именно так
послушайте  , четвертое сверху

Катя, красиво поют у вас в храме! Оперное пение.
И ясно слышатся слова: Агиос Офеос, Агиос Исхирос, Агиос Афанатос елейсон имас.

Спасибо!

У нас певчие поют тоже красиво.

Ко мне приезжала тетя моя с Москвы, и вчера мы с ней были в нашем храме, ей очень понравилось пение, говорит, иногда
лучше и доступней именно простое пение, чем как у них более оперное.
Записан

Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём

Блаженный Августин
Ольга )
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 6534


Серафима


« Ответ #29 : 16 Февраля 2014, 19:30:18 »

Не надо бояться выделяться из толпы, хоть бы и толпы православной

Ну а у вас, как принято, когда поют Господу эту молитву " Тебе поем.."? Становятся люди на колени?
Записан

Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём

Блаженный Августин
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 9 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Православная вера ‹ Тема: Изучение Литургии
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines