Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: Православное богословие в иконописи.
Страниц: [1] 2 Вниз Печать
Автор Тема: Православное богословие в иконописи.  (Прочитано 18718 раз)
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« : 21 Августа 2008, 16:05:16 »

Как относиться к тому, что большинство православных храмов построенных после XVII века, заполнены не традиционными росписями и иконами, а раскрашенными по западным образцам подражаниями иллюстрациям Библии Гюстава Доре и Юлиуса Шнорр фон Карольс-Фельда? Это и понятно, ведь расписать древний храм в таком стиле просто не возможно.

Начиная с XVII века западная католической живопись, 
вносила догматические и канонические искажения в содержание иконы, меняя отношение к иконе как к православному вероучительному образу. Разве то, что уместно в католических костелах, уместно в православных храмах? Разве можем мы имея богатейшую традицию православного церковного искусства, изобразительные каноны, огромный духовный опыт древних византийских и русских мастеров, таких как свв. преп. Алипий Печерский и Андрей Рублев, а также Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий. Заменять их на натурализм ренессансных художников,  для которых атрибутом святости становится совершенство форм (красота, благородство и т. п.).

Интересен отзыв протопопа Аввакума об иконах нового письма: “пишут Спасов образ Эммануила, лице одутловато, уста червонныя, власы кудрявыя, руки и мышцы толсты, персты надутыя, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не написано. А все то писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя... 100-е правило VI Вселенского Собора гласит: "Изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум, и производящие воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом начертавати".

Противоречат этому правилу и как бы находятся в контрасте с ним, Иоанн Креститель Леонардо Да Винчи, Мадонна a la chaise Рафаэля и Св.. Семейство «с собачкой» Мурильо. По поводу первого изображения, один французский критик, Charles Clement, восклицает: «Что за странная фантазия пришла живописцу дать крест в руку этой нечестивой фигуре? Этот святой Иоанн - женщина, никто насчет того не обманется. Это образ похоти»

Также интересна цитата из кн. Е. Трубецкой, по этому поводу

В ренессансной картине, сухие, строгие, изможденные, преображенные человеческие тела, сквозь которых пробивается внутренний золотой свет Божества, заменяются дебелой (толстой),  плотной и тяжелой плотью, дышущей страстью, грехом и тлением. Часто в картине обнаженное тело изображается так страстно, что взгляд на такую “икону” вместо молитвы рождает страстные греховные помыслы. Уже только поэтому подобные картины нельзя считать иконами, но “зерцалом сатанинским”.“Истонченная телесность — это резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь... Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодовлеющей и сытой плоти не только “истонченные чувства”, но прежде всего — новую норму жизненных отношенией. Это — то Царство, которого плоть и кровь не наследуют”


*  (28.73 Кб, 375x400 - просмотрено 2004 раз.)

*  (75.35 Кб, 644x743 - просмотрено 2014 раз.)

*  (50.38 Кб, 780x581 - просмотрено 2158 раз.)

*  (61.91 Кб, 480x595 - просмотрено 1997 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Августа 2008, 16:14:34 от ЭНДРЮ » Записан
Irina
Гость
« Ответ #1 : 21 Августа 2008, 19:47:17 »

Тема интереснейшая! Спасибо!
Не могу быть более с Вами согласна в отношении к предмету.
Однако совсем недавно нам рассказал историю молодой дьякон РПЦЗ о храме(деталей, к сожалению, не помню), построенном во второй половине XIX в. и, естественно, расписанном в духе того времени.
В нем собирались делать ремонт и записать всю "эмоциональность" канонической фреской. И что бы Вы думали, ночью все стены замириточили...
Рассказ этот меня, т.е. мое внутреннее отношение насторожил и повернул к святоотеческому "не принимай и не отвергай".
Записан
Olga
Глобальный модератор
Старожил
*****
Offline Offline

Сообщений: 365



« Ответ #2 : 22 Августа 2008, 12:39:21 »

Цитировать
Как относиться к тому, что большинство православных храмов построенных после XVII века, заполнены не традиционными росписями и иконами, а раскрашенными по западным образцам подражаниями иллюстрациям Библии Гюстава Доре и Юлиуса Шнорр фон Карольс-Фельда?

так как  все-таки относиться?
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1533


« Ответ #3 : 22 Августа 2008, 13:28:46 »

я за иконописные изображения, но "Бог дышет идеже хочет" и тому масса примеров. Думаю ко всему уже существующему в Церкви и освященному временем необходимо относиться с благоговением. Многие люди молились перед живописными иконами, слушали портесное пение и становились великими молитвенниками и святыми. прп. Серафим Саровский молился перед иконой Матери Божией Умиление, а она была живописная.
Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #4 : 22 Августа 2008, 20:19:06 »


Думаю ко всему уже существующему в Церкви и освященному временем необходимо относиться с благоговением.


Это беспорно, но стоит ли переносить подобный стиль росписи в востанавливаемые храмы, а тем более в помещения теперь переоборудованые под домовые храмы, где исторически ранее богослужения не велись? И украшать их картинами религиозного содержания.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1533


« Ответ #5 : 22 Августа 2008, 20:29:03 »

думаю можно расписывать и живописью, но смотря какой. мне очень нравится афонское письмо, очень нравятся мозаики Исаакиевского собора, но есть конечно такие примеры, что просто ужас. особенно смущает когда видишь икону а там лицо царя или местного барина или барыни да еще и недалекое.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1533


« Ответ #6 : 22 Августа 2008, 20:38:14 »

живопись Рафаэля  Леонардо Да Винчи, на мой взгяд, в храме не уместна.
Записан
Irina
Гость
« Ответ #7 : 22 Августа 2008, 22:05:20 »

живопись Рафаэля  Леонардо Да Винчи, на мой взгяд, в храме не уместна.
Боюсь, на то и кишка тонка
Цитировать
Это беспорно, но стоит ли переносить подобный стиль росписи в востанавливаемые храмы, а тем более в помещения теперь переоборудованые под домовые храмы, где исторически ранее богослужения не велись? И украшать их картинами религиозного содержания.
Ну вот Храм Христа Спасителя восстановили... И что? Тоже расписали картинками на тему... Однако, это Храм.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1533


« Ответ #8 : 23 Августа 2008, 12:55:32 »

сложно все и везде могут быть перегибы. мне нравится простое и без претензий на шедевр и пение и иконы. а то сейчас слишком уж завышенные требования раньше в древности так не было вот и получались хоть и простые, но гениальные иконы и песнопения, а сейчас часто одни потуги. многих думаю из-за этого и тянет в простые деревенские храмы.
Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #9 : 24 Августа 2008, 22:22:59 »


Прп. Серафим Саровский молился перед иконой Матери Божией Умиление, а она была живописная.


Это и правильно ведь он молился не иконе, а Матери Божией.
Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #10 : 25 Августа 2008, 16:49:10 »

А как Вам такая фреска?


* IMG_1429-webbig.jpg (152.67 Кб, 1000x667 - просмотрено 1912 раз.)
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1533


« Ответ #11 : 25 Августа 2008, 22:26:43 »

деревенская или лучше украинская живопись, ну если им нравится пусть молятся.
Записан
Irina
Гость
« Ответ #12 : 25 Августа 2008, 23:25:43 »

деревенская или лучше украинская живопись, ну если им нравится пусть молятся.
Мда, Андрей, ваши познания в области искусств и безопеляционность в суждениях, просто уникальны.
Записан
Андрей
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1533


« Ответ #13 : 26 Августа 2008, 20:25:05 »

Ирина, а кто Вам мешает высказать свое суждение? Это мое мнение, а не истина в последней инстанции. И какие интересно выводы Вы сделали из моего замечания? Так сказать культурно начинаете хамить, а когда Вам ответят сразу называете грубияном. По- моему Вы умничаете. Я так сказал потому что такая роспись чаще всего встречается в деревенских или украинских храмах или в храмах где настоятели украинцы. Это что не так?
« Последнее редактирование: 26 Августа 2008, 21:13:43 от Андрей » Записан
Olga
Глобальный модератор
Старожил
*****
Offline Offline

Сообщений: 365



« Ответ #14 : 26 Августа 2008, 22:16:44 »

Цитировать
А как Вам такая фреска?

ЭНДРЮ, а подскажи нам, где ты такую обнаружил?

Цитировать
ваши познания в области искусств

Ирина, очень будем рады, если Вы тогда поделитесь своими
« Последнее редактирование: 26 Августа 2008, 22:20:11 от Olga » Записан
Страниц: [1] 2 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: Православное богословие в иконописи.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines