Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ.
Страниц: [1] 2 Вниз Печать
Автор Тема: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ.  (Прочитано 34570 раз)
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« : 07 Ноября 2008, 00:20:01 »

"Сказание о видении Дорофея", повествующее о чудесном явлении Богородицы и святых старцу Дорофею, монаху Покровского монастыря во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году.

   Наступило 27 августа. Оставалось несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову. В это время в сенях своей кельи сидел один благочестивый старец Дорофей, занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Печерской же обители близ Пскова Корнилием. Удивленный Дорофей увидел затем, как Небесная Владычица, миновав городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь. Затем по выходе из храма Она остановилась на городской стене и спросила:
— Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?
И внезапно перед Ней предстал святитель сей и с глубокой скорбью сказал:
— О, Пресвятая Владычице! В моем монастыре в это лето не было литургии.
На эти слова Богоматерь отвечала:
— Сыну Моему и Богу так угодно было. Вслед за этим Она громким голосом воззвала:
— Где избранники Божии, лежащие в церкви св. Троицы?
И тотчас перед Ней предстали благоверные князья земли Русской: равноапостольный Владимир, киевский князь Василий и псковские правители Гавриил и Тимофей. Позади них Дорофей усмотрел блаженного Николая Псковского и преподобных Евфросина с Саввой. Все они с великим благоговением преклонились перед Богородицей, а Она в гневе обратила Свои взоры на город и сказала:
— О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Соего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туча и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали.
Услышав эти слова Богоматери, стоявшие около Нее преподобные с великим воплем воззвали к Ней:
— Владычице Богородице! Есть грех на людях и беззаконие. Но не прогневайся на них и помолись Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших.
С таким же молением обратились к Богоматери и бывшие около Нее князья. Тогда Пресвятая Богородица умилосердилась над несчастным городом. Она позвала к себе старца, созерцавшего видение, и когда Дорофей, как бы подхваченный вихрем, увидел себя стоящим около Богородицы, Она сказала ему:
— Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам, к печерскому игумену и в собор Пресвятыя Троицы и возвести, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Печерский образ с хоругвями на стену города, на то место, где стою Я. Пусть поставят здесь одну пушку, а другую внизу, и стреляют из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры.
При этом Богоматерь указала рукой на означенные места и, повелев Дорофею внушить гражданам плач о грехах, в утешение сказала:
— А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов.
Дорофей исполнил повеление Владычицы, и игумен Печерский вместе с гражданами начал ежедневно совершать крестные ходы на городскую стену.....

     В благодарность Пречистой Деве тогда же решено было соорудить храм во имя Ее Рождества. Церковь была построена близ Покровской церкви, у места пролома. Впоследствии в Покровскую церковь написан был образ Богоматери. Богородица изображена на иконе вместе с преподобным Антонием и Корнилием и окружена благоверными князьями: киевским Владимиром и псковскими Тимофеем и Гавриилом и псковским юродивым Николаем. Образ этот прославился многими дивными знамениями заступления Небесной Владычицы. По имени церкви, в которой он был поставлен, образ назван Псково-Покровским (1585). Эта икона известна еще под названием «Явление Богоматери старцу Дорофею».

     На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Tpoицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом "Сказания", изображены - Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей. Икона пропала во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году.

В настоящий момент икона находится в главном храме Псковской области - Свято-Троицком кафедральном соборе.

http://www.pravoslavie.by/catal.asp?id=2855&Session=100



*  (46.91 Кб, 400x532 - просмотрено 3476 раз.)
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2008, 13:08:34 от ЭНДРЮ » Записан
Екатерина
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 269



Email
« Ответ #1 : 07 Ноября 2008, 16:03:21 »

Это удивительное предание, которое любимо многими нашими краеведами и практически всеми экскурсоводами)) Сама я его люблю невероятно. Есть еще несколько интересных фактов, связанных с событием и иконой.

-Божия Матерь, помимо места для пушек, своим явлением в 1581 году указала и место планируемого поляками пролома псковской крепости. Так как планы врага были неизвестны, а место дислокации русского ополчения и пушек указано в Псковской летописи (да и не могли бы псковичи так успешно отбить вооруженную до зубов польскую армию, если бы не знали точно, где ставить войска), то этот факт является довольно удивительным. Силы поляков были велики, они даже смогли на начальном этапе пробиться в город до Свинусской башни (теперь это холм напротив памятника 1581 году, где зимой катаются на санках).

-В пользу истинности явления Богородицы свидетельствует и то, что чудесные происшествия во время штурма были одновременно и совершенно независимо упомянуты и в русской летописи, и в западных хрониках, где свидетельствуется, что поляки внезапно потеряли ориентацию и под своими полетевшими обратно ядрами бежали аж до Черехи в наступившей внезапно темноте (5 км).

-Штурм Божия Матерь предсказала на 21 сентября, когда он и состоялся. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

-Историю возвращения иконы псковские историки называют детективной. Ее совершенно случайно заметили в одном из буклетиков частной европейской коллекции. Десятилетиями шли переговоры. Наконец немецкое правительство выкупило икону и пообещало вернуть в Россию при условии, что она будет всегда находиться в действующем храме.

-По словам одного уважаемого псковского экскурсовода, которая в 2003 (не помню точно) году непосредственно наблюдала прибывшую икону, в Пскове она не подвергалась никакой реставрации и была очень потемневшей. Отреставрировать ее так и не успели - икона за короткое время полностью обновилась самостоятельно. Сейчас она в великолепной состоянии, хотя реставрация над ней не проводилась абсолютно.
Записан

“Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”.
Святитель Григорий Богослов.
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #2 : 07 Ноября 2008, 23:52:45 »

     Да Екатерина, действительно явление Богородицы во Псков зафиксировано во многих источниках и в том числе на иконах.

Цитата из: - Наталья Ткачева: «Псков воспринимался как сакральное пространство»
03.11.2004 17:41 МСК


Помимо Псково-Покровской иконы, где город был изображен изнутри, со стороны осажденных, с востока на запад. В конце XVII века появляются первые чертежи-планы Пскова, в частности, план 1694 года. Как известно, все первые чертежи – планы, в основном, рисовали иконописцы. По сути, язык иконописи хорошо соотносится с таким делом, а кто еще мог бы составлять чертежный план крепости тогда? И судя по всему, один из иконописцев создал другой композиционный вариант иконы, которая была в Псково–Печерском монастыре. Она изображает Псков и окрестности с запада на восток с использованием плана крепости, сюда же вписывает иконописец и храмы. И эта икона становится первым полным планом Пскова.

     И дальше  традиция продолжается. Ориентировочно между 70 – и 80 годами XVIII века создается икона по заказу псковской купеческой гильдии. Икона находилась в торговых рядах, рядом с лавкой купца Жиглевича. Эта «икона Жиглевича» является списком с центральной части той первой иконы – плана города. Здесь тоже повторяется сюжет Псково–Покровской, видение Дорофею Божией Матери на крепостной стене Пскова. Богородица, поддерживаемая Антонием Киево–Печерским и Корнилием Псково-Печерским, в окружении псковских  и святых князей Всеволода - Гавриила и Довмонта – Тимофея, св. князя Владимира и Архиепископа Нифонта, нашего Николы Салоса. Они  молят Богоматерь о спасении города. Изображен на иконе и Крестный ход жителей города - «хождение в угол» псковской крепости с Псково-Печерским Успением Богоматери. В 70-х годах Псков становится губернским городом, в 80-м его посещает Екатерина П. Эта «икона Жиглевича» никогда не была в церкви,  она дожила до революции в торговых рядах.

http://informpskov.ru/skobar/16742.html



*  (43.86 Кб, 450x527 - просмотрено 2744 раз.)
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2008, 13:27:26 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #3 : 09 Ноября 2008, 00:16:30 »

Икона Богородица Псково-Покровская 1585

    Как я уже выше говорил на иконе последовательно изображены Псково-Печерский монастырь, Мирожский монастырь, Покровский монастырь и Покровская башня, а так же Tpoицкий собор и некоторые другие храмы. В соответствии с текстом "Сказания", Богородица изображена на этой иконе трижды:

- сначала она шествует, а точнее парит в сопровождении преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского над крепостными стенами со стороны Мирожского монастыря;

- затем заходит в Покровский храм;

- а затем на крепостной стене разделяющей защитников города и нападавших в сопровождении святых князей Василия-Владимира Киевского, Всеволод-Гавриила и Довмонта-Тимофея Псковских, архиепископа Новгородского и Псковского Нифонта, преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского, Николы Блаженного Псковского, а также святых преподобных Евфросина Псковского и Саввы Крыпецкого, и самого старца Дорофея даёт указания как защищать город и где ставить орудия.

     Особого внимания заслуживает текст таблички закрепленной на иконе:

"Во оны же дни в нашествие литовского князя Стефана Батория во граде Пскове во обители Покрова Пречистыя Богородицы некоему человеку именем Дорофею явилась Пречистая дева на воздухе и увидел он преподобных отец наших с нею Антония Печерского и Корнилия игумена идущих в купе во град Псков, но умоляющих Пречистую Богородицу о спасении града сего, повелев же принисти из Печерской обители образ своего успения Пресвятая Богородица возвестила сущим во граде победу."


*  (59.65 Кб, 519x389 - просмотрено 2664 раз.)

*  (55.38 Кб, 519x389 - просмотрено 2720 раз.)

*  (52.4 Кб, 519x389 - просмотрено 2514 раз.)

*  (55.46 Кб, 519x389 - просмотрено 3182 раз.)
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2008, 01:10:24 от ЭНДРЮ » Записан
Екатерина
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 269



Email
« Ответ #4 : 09 Ноября 2008, 13:43:36 »

ЭНДРЮ, спасибо за информацию. Давно известные факты сложились в интересную картинку. Скажи, откуда у тебя диалог Богородицы с Дорофеем? Это из литературы или Предание сохранило?
Записан

“Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”.
Святитель Григорий Богослов.
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #5 : 09 Ноября 2008, 16:23:55 »


ЭНДРЮ, спасибо за информацию. Давно известные факты сложились в интересную картинку. Скажи, откуда у тебя диалог Богородицы с Дорофеем? Это из литературы или Предание сохранило?


Это видение Дорофея, оно приводится многими авторами. например у Евгения Поселянина в "Сказании о чудотворных иконах Богоматери". (1919) Так же у также Н.Ф. Окулич-Казарина в “Спутнике по древнему Пскову”. (1913)
Записан
Екатерина
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 269



Email
« Ответ #6 : 10 Ноября 2008, 13:12:36 »

Вот только интересно, такое подробное описание видения - оно имеет корни литературные или фольклорные. Если передавал народ, значит ближе к истине)
Записан

“Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”.
Святитель Григорий Богослов.
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #7 : 11 Ноября 2008, 23:23:38 »


Вот только интересно, такое подробное описание видения - оно имеет корни литературные или фольклорные. Если передавал народ, значит ближе к истине)


Цитата из Натана Левина

Из глубины веков. Город воинской славы / Н.Ф.Левин // Время - псковское. - 2006.   

     Яркий, правдивый рассказ об осаде Пскова оставил потомкам изограф (иконописец) Василий – очевидец событий, приближённый к руководителям обороны. Он завершил рукопись вскоре после окончания войны. Его «Повесть о прихождении литовского короля Стефана Батория великим и гордым воинством на великий, на славный богоспасаемый град Псков…» была популярна в древнем Пскове, её много раз переписывали и даже дополняли. Отрывки из неё в 1821 году впервые опубликовал Н. М. Карамзин в приложении к IХ тому «Истории государства Российского». Полностью её издал в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» за 1847 года (№ 7) профессор О. М. Бодянский.

   Псковские краеведы внесли важный вклад в изучение «Повести». Порховский священник Александр Красноумов прислал в Губернский статистический комитет рукопись этой повести, датированную 1766 годом. В ней были отличия от первоначальной редакции. По предложению И. И. Василёва Комитет на заседании 23 мая 1875 года решил издать её. С 6 ноября следующего года она печаталась в «Псковских губернских ведомостях». Ещё один список «Повести» подарил музею Псковского археологического общества (ПАО) купец И. И. Булынников. Так как после предыдущего издания прошло более четверти века, секретарь ПАО Ф. А. Ушаков поместил этот текст со своими комментариями в «Труды ПАО за 1903-1904 годы».

   В 1952 году вышло академическое издание «Повести», подготовленное сотрудником Пушкинского Дома В. И. Малышевым. В сборнике «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХVI века» (Москва, 1986 г.) дан старославянский текст и его перевод на современный язык, сделанный преподавателем Псковского пединститута В. И. Охотниковой.

   Первоначальный текст «Повести» к середине ХVII века был дополнен сообщением о рассказе бывшего псковского пушечного кузнеца, ослепшего Дорофея о видении им Богородицы и псковских святых на крепостных стенах города незадолго до первого штурма. В Пскове до этого появились отдельные списки рассказа, затем он вошёл в «Повесть о Псково-Печорском монастыре». А местные живописцы создали на этот сюжет своеобразную икону с видом Пскова времён осады и Богородицей у Покровской башни.

   Очевидно, впервые такая икона была создана для псковской церкви Покрова у Пролома. Речь идёт о Псково-Покровской иконе. Рисунок с неё граф М. М. Толстой приложил к книге «Святыни и древности Пскова» (Москва, 1861 г.). Прямо на иконе приведён большой текст о приходе под Псков войск Батория и видении Дорофея. Он полностью опубликован, в частности, инспектором Псковской духовной семинарии А. С. Князевым в «Указателе достопамятностей города Пскова и его окрестностей» (Москва, 1858 г.) и краеведом И. И. Василёвым в «Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей»

Конец цитаты.

    "Сказания о видении Дорофея" повествует о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею - монаху Псково-Покровского монастыря. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова во время осады его войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" стало широко известно уже в дни обороны, позже было включено в состав "Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков".

     "Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пречистую Богородицу, идущу ис Печерского монастыря, мимо Мирожской монастырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Богородици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену градцкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пречистые же Богородици печерские. И ста над нею свет светель неизреченным сиянием".

      Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записывает в своем "Дневнике": "Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В Королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бросились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стражу, напали на нас... Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр. ... Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмет...".
 
     "Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне..." "Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу..."


http://www.cbs.pskov.ru/1581/staty3.htm

http://pokrovahram.narod.ru/pokrov.html
 
     
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2008, 13:24:25 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #8 : 12 Ноября 2008, 00:51:41 »

Икона Видение старца Дорофея 1762 (икона купца Жигилевича).

Как и на Псково–Покровской иконе здесь повторяется сюжет, видениея Дорофею Божией Матери. Богородица изображена идущей из Печерского монастыря, мимо Мирожской обители, а затем на крепостной стене Пскова. Богородица, поддерживаемая Антонием Киево–Печерским и Корнилием Псково-Печерским, окружена псковскими  и святыми князьями Всеволодом - Гавриилом и Довмонтом – Тимофеем, св. князем Владимиром и Архиепископом Нифонтом. Так же изображен на иконе и Крестный ход жителей города - «хождение в угол» псковской крепости с Псково-Печерским Успением Богоматери.


*  (52.89 Кб, 389x519 - просмотрено 2656 раз.)

*  (42.36 Кб, 519x389 - просмотрено 2626 раз.)

*  (54.18 Кб, 519x389 - просмотрено 2703 раз.)

*  (54.26 Кб, 389x519 - просмотрено 2649 раз.)

*  (53.82 Кб, 519x389 - просмотрено 2629 раз.)

*  (47.75 Кб, 519x389 - просмотрено 2627 раз.)
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2008, 01:09:10 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #9 : 12 Ноября 2008, 01:43:26 »

Икона Сретение Богородицы 1784 из часовни владычнего креста.

Цитата из: - Наталья Ткачева: «Псков воспринимался как сакральное пространство»
03.11.2004 17:41 МСК


     Икона написана для часовни Владычного Креста. Это самая большая сюжетная икона России, третья из извесных сохранившихся до наших дней икон посвящённых явлению Богородицы в Псков. Она относится ко второму композиционному варианту, после иконы Жигилевича который оформился на основе плана Псковской крепости, составленного в 1694. Изображение города здесь ориентировано в соответствии с планом, с запада на восток.
Иконописец, создавший в конце XVII в., первую икону этого варианта был, очевидно, одним из составителей плана 1694 г., поэтому смог уверенно дополнить план крепости изображениями храмов, создав таким образом и первый план Пскова.

      Изображение столь полного плана целого города на иконе - явление уникальное и не имеет аналогий в древнерусской живописи. Общая площадь иконы почти 8 кв.м. Икона сильно пострадала от времени.

     Сюжет иконы повторяет икону Жигилевича, но дополнен окрестностями Пскова.

http://informpskov.ru/skobar/16742.html

http://virginmuseum.narod.ru/nazvaik/j/jav_doro.html

http://edapskov.narod.ru/mapp.html


*  (38.82 Кб, 519x389 - просмотрено 2670 раз.)

* IMG_2661.jpg (51.78 Кб, 519x389 - просмотрено 2555 раз.)

* IMG_2669.jpg (48.65 Кб, 519x389 - просмотрено 2593 раз.)

*  (101.32 Кб, 759x523 - просмотрено 2684 раз.)
« Последнее редактирование: 12 Ноября 2008, 13:36:57 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #10 : 14 Ноября 2008, 15:08:35 »

   Так вот, раз место явления Богородицы во Псков обозначено на  целых семи иконах, мне стало интересно, а как в настоящий момент это место выглядит и сохранилось ли оно? Я рассуждал так раз Богородица повелела поставить одну пушку снизу, значит для неё в стене должна была быть бойница и камера. И действительно на участке стены где то посередине между Покровской и Свиной башнями, сразу после Покровского храма такая камера сохранилась, сохранились и остатки стены над ней где стояла Богородица. Странно другое, раз найти это место не составляет большого труда не понятно почему оно до сих пор ни как не обозначено?


*  (119.31 Кб, 778x584 - просмотрено 2642 раз.)
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2008, 15:20:47 от ЭНДРЮ » Записан
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #11 : 22 Ноября 2008, 21:17:44 »

Возвращение в Псков Псково-Покровской иконы.

....."16 июня 2000 года во время визита в ФРГ президента Владимира Путина немецкие власти официально заявили о возврате Псковской Богородицы в Россию, с условием передачи ее в действующий храм Пскова. И уже 31 августа посол Германии в России Эрнст Йорк фон Штудниц передал икону Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

- Следующий за этим год стоил нам больших нервов и переживаний, - теперь как уже о чем-то несущественном замечает Наталья Ткачева. - Патриархия молчит, немцы домогаются: - Где икона? Почему не в Пскове? - А мы и ответить ничего не можем. Прошел даже слух, что нашу Богородицу собираются направить в музей (?!) московского храма Христа Спасителя. В общем, весь год прошел в тревожных волнениях и ожиданиях.

- Не чудо ли? 7 сентября 1581 года псковскому старцу Дорофею явилась Богородица и помогла псковичам отстоять свой город. И ровно 420 лет спустя, 7 сентября 2001 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил ее в главный храм Пскова и Псковской земли - Свято-Троицкий собор."

Вся статья здесь: http://content.mail.ru/arch/23210/1245185.html





* ikona.jpg (19.97 Кб, 206x264 - просмотрено 2325 раз.)
« Последнее редактирование: 22 Ноября 2008, 21:25:47 от ЭНДРЮ » Записан
Olga
Глобальный модератор
Старожил
*****
Offline Offline

Сообщений: 365



« Ответ #12 : 22 Ноября 2008, 21:49:11 »

Эндрю, если ты не возражаешь, то я немного тебя дополню фактом обнаружения иконы, т.к. если бы не случайность(?), может, её и не увидели бы вовсе.

"...в 20-х годах прошлого столетия, когда ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ изымали церковные ценности, с Псковского Покрова сняли серебряный оклад. Он, естественно, исчез. Документально установлено, что настоятель Покровской церкви священник Троицкий передал икону в Псковский музей. Мудрый священник понимал, что в стенах светского заведения икона будет находиться в полной безопасности, поэтому и пошел на такой шаг.
В 1944 году икону ждало новое перемещение, на этот раз на запад. Музейщикам хорошо было известно, что в апреле и мае 1944 года из Риги в Германию немцы отправили 5 вагонов с художественными ценностями. Среди них особо упоминались 650 русских икон XIV-XVIII вв., изъятых спецподразделениями войск группы СЕВЕР в Пскове, Новгороде, Тихвине, Гатчине.

- После войны псковские историки, архитекторы, реставраторы радовались любой старой фотографии, любой прориси этой иконы, - вспоминает Наталья Ткачева. - В Пскове считали, что она либо погибла во время войны, либо безвозвратно затерялась. . .

Наверное, такое бывает только с чудотворными иконами.

В 1970 году в Мюнхене в Доме искусства прошла выставка ИКОНЫ XIII-XIX ВЕКОВ. Как водится, выставку предварял роскошный каталог. Его-то и полистал реставратор и искусствовед, знаток псковской старины Савелий Ямщиков.
Под номером 234 Ямщиков обнаружил до боли знакомую икону. В каталоге указывалось, что икона под странным названием ПСКОВ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ выставлена из частного собрания анонимного жителя небольшого немецкого городка. Пояснение к иконе было еще более нелепым: - Перемещение чудотворной иконы из Печерского монастыря в Троицкий собор Пскова. - Сомнений быть не могло - это была знаменитая Псково-Покровская Богоматерь.

Искусствовед сделал все возможное и невозможное, чтобы помочь возвращению иконы домой. О находке были проинформированы псковские власти, немецкий владелец был согласен на обмен. . . Но как-то не с руки было выменивать то, что было похищено во время войны. Дело застопорилось. Единственным утешением служило то, что икона по-прежнему оставалась все у того же владельца. Как выяснится, муж теперь уже престарелой фрау купил Псковский Покров у ВЫСШЕГО ОФИЦЕРА ВЕРМАХТА."

архив рассылки "Православное паломничество"

Записан
Екатерина
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 269



Email
« Ответ #13 : 22 Ноября 2008, 23:03:14 »

Эндрю, спасибо за тему. Ольге - за интересный комментарий.
Явление и тем интереснее, что описываемое в источниках место сейчас можно видеть хоть немного в первоначальном виде, а не только довольствоваться новоделом.

    Странно другое, раз найти это место не составляет большого труда не понятно почему оно до сих пор ни как не обозначено?
Думаю, сов. время и всему виной. После, вероятно, все были заняты больше восстановлением крепости.
Так что ждало своего человека Все это жутко интересно.
Записан

“Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”.
Святитель Григорий Богослов.
ЭНДРЮ
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1419


495834970
« Ответ #14 : 23 Ноября 2008, 22:38:11 »

Катя, Ольга спасибо за дополнения по  теме!!! Буду признателен Всем кто дополнит эту тему интересными материалами.


Цитата из: - Наталья Ткачева: «Псков воспринимался как сакральное пространство»
03.11.2004 17:41 МСК


    Есть еще одна история, которую не все знают, связанная с этой иконой. В Успенском соборе Московского Кремля в описях 1775 года описаны две иконы, кроме всех остальных. Одна из них – Псково-Покровская, которая, возможно, была передана в Успенский собор после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1740 году, в год смерти императрицы.

    Опись иконы гласила: «Образ Пресвятой Богородицы, изображение и мера чудотворныя иконы Псково-Покровская обители, зовомыя по угле; на нем оклад золотой чеканный, а венцы украшены брилиянтами. При сем Образе следующая надпись: «1740 года, сей Образ, тщанием Ея Императорского Величества, Великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержцы Всероссийской, обложен золотым окладом и украшен алмазами по Ея императорского Величества Христолюбивой вере к Сему Образу, для бывшей войны против турок и татар в 1736 году по 1740 г. которых праведных ради молитв даровал Бог Всероссийской Империи над супостатами победу».

http://informpskov.ru/skobar/16742.html
« Последнее редактирование: 23 Ноября 2008, 23:43:59 от ЭНДРЮ » Записан
Страниц: [1] 2 Вверх Печать 

На главную ‹ Православный форум храма св. Василия Великого ‹ Наша Вера и духовная жизнь ‹ Вопросы истории ‹ Тема: ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОГОСПАСАЕМЫЙ ГОРОД ПСКОВ.
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines